Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:50  /  2.10.19

4026просмотров

Запрет на жажду. Школьная история или социальная проблема?

+T -
Поделиться:

Хочется «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»: пить иль не пить – таков вопрос. И это не про алкоголь, а про чистую питьевую воду, которую ученик одной средней школы попытался выпить на уроке, за что был наказан учителем. Эту историю принёс из школы сын. Она возбудила во мне гнев, и захотелось высказаться публично, потому что это история не про моего сына, не про ученика и даже не про школу, а про общество, в котором мы живём. Это касается, в той или иной мере, каждого.

Много лет назад нам с мужем посчастливилось получать дополнительное образование в Канаде, в Университете Виктории, Британская Колумбия. Вместе с нами в одной группе учились студенты из разных стран. И самым большим потрясением первого дня учёбы было то, что, сев за столы в аудитории, большая часть присутствующих поставила на них бутылки питьевой воды, и то же самое сделал преподаватель. «Обезвоженными» оказались только мы с мужем и двое студентов из Китая. Роджер, преподаватель английского языка, заметил это и объяснил, что пить воду во время занятий – очень важно. Эта привычка современного культурного человека подчёркивает его ответственность за своё здоровье. Более того, пить воду во время занятий – было не просто разрешено, но рекомендовано. И, как мы поняли, такая культура потребления воды сложилась во всех цивилизованных странах с высоким уровнем развития. Для поддержания здоровья человеку в сутки нужно выпивать, минимум, 2 литра воды. И этот совет врачей сложно выполнить, если 6-8 часов человек проводит в учебном заведении, где пить во время занятий запрещено.

Мой гнев был бы не столь яростным, если бы это был только вопрос физиологии. Подождать 45 минут или 1.5 часа – задача посильная даже для ученика начальных классов. Но моя биография оказалась «испорчена» не только канадским «беспределом», но и посещением лекций по психологии и психотерапии. На одной из таких лекций я услышала о том, как у школьников формируется психоэмоциональная травма, с которой специалисты потом работают годами, когда, став взрослыми, травмированные клиенты обращаются к ним за помощью.

Наверняка многим из вас знакома такая ситуация. Ученик тянет руку и жалобным голосом обращается к учителю: «Можно выйти?» Учитель, игнорируя жалобный тон, за которым скрывается физический дискомфорт и детское страдание, отвечает: «Ты что, до звонка дотерпеть не можешь?» Вряд ли маленький ребёнок может противостоять учителю и отстоять свои психологические границы. Вряд ли ребёнок психологически готов при всём  классе признать, что он так сильно хочет в туалет, что не может выносить мучение. За такую смелость он может быть наказан осуждением и насмешками. Поэтому всё, что остаётся делать  маленькому человеку – учиться страдать и терпеть. Ему приходится признать, что потребности его тела не имеют для взрослых значения, а значит, и его потребности в целом – ничтожны.

Так обесценивается личность – в самом зародыше. Так происходит разрыв контакта между телом и сознанием. Так открывается широкая и бесконечная дорога к психосоматическим нарушениям и «странным» недугам, таким, как аутоиммунные или онкологические заболевания. Страшно звучит, но школьный учитель  может обречь ребёнка на рак – в отдалённом будущем. Никому и в голову не придёт, что такое возможно! Однако, как показывает психотерапевтическая практика, запрет на то, чтобы слышать сигналы своего тела и откликаться на них – это медленное и неявное убийство! Запрет на питьё воды, а на самом деле, запрет на жажду и принуждение к тому, чтобы вырабатывать навык безмолвного страдания – это, по сути, садистская практика. Хотя вряд ли учителя готовы признать этот «невинный» запрет как проявление эмоционального садизма.

Но и это ещё не конец потрясшей меня истории. Возмущённый рассказом ученика, которого наказали за то, что он во время урока вынул бутылку воды, мой сын решил обсудить отвратительный инцидент с взрослыми представителями этого учебного заведения. По этическим соображениям не буду называть их должности. Один из этих сотрудников заявил, что питьё воды во время урока – это привычка простолюдинов, а дворяне во время уроков воду не пьют. У сына был шок! Откуда в 21 веке взялось такое чудовищное представление о существовании класса дворян в современном обществе, скорее всего, даже богу не известно. Напомню, что дворянство — привилегированное сословие, возникшее в эпоху феодализма и ставшее основой европейского общества в средние века. Зачем изуверские средневековые традиции пытаются вернуть в школу – большой вопрос. Но у меня есть одна версия, почему некоторым нашим современникам так нужны сословия и касты. Она пришла мне на ум на той же лекции по психотерапии.

Как полагают многие прогрессивные специалисты по психологии, современная эпоха – это эпоха нарциссизма. Особенностью нарциссизма является неодолимая потребность предъявлять миру свою избранность и своё превосходство. И самое удивительное, что это превосходство является симуляцией, иначе бы не было такой фиксации и такой острой потребности демонстрировать и заявлять о нём. На самом деле, в глубине души, личность, претендующая на избранность, осознаёт своё ничтожество и боится, что этот порок обнаружат окружающие. Поэтому нарциссической личности приходится постоянно контролировать себя, чтобы никто не догадался о её настоящем статусе, не достойном уважения, по её же мнению. В психотерапии часто используется метафора «нарциссическое раздувание личности» – феномен демонстративного преувеличения своей значимости и претензий на привилегированность.

Мой сын не страдает нарциссизмом, и у него нет потребности раздуваться, чтобы доказать свою принадлежность к избранному сословию. Ему не зазорно быть простолюдином, но оставаться здоровым и иметь право удовлетворять свои потребности. И я его полностью поддерживаю.

Жажда – прекрасное витальное чувство. Не случайно возникло устойчивое выражение «жажда жизни». Это ещё одна психотерапевтическая метафора. Если человек чувствует жажду, признаёт её важность и удовлетворяет потребность, точно так же он сможет удовлетворять и другие потребности –  жажду знаний, жажду любви, жажду путешествий и другие прекрасные эмоциональные и духовные жажды. Но если на жажду с детства наложить запрет, будет ли такой человек в полной мере свободным, счастливым и здоровым? Гамлета этот вопрос не мучил.