Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:02  /  15.01.20

5743просмотра

"Союз Спасения". Свободное мнение

+T -
Поделиться:

Хотите узнать, насколько вы свободны, посмотрите фильм «Союз Спасения». Я не о политике, меня уже тошнит от избытка тенденциозных рецензий на «политическую агитку».

Предполагаю, что градус общественной полемики слишком велик, и моё мнение может вызвать острую неприязнь. Тем не менее, хочу поделиться тем, что я увидела в художественном произведении, а не в так называемом заказном проекте.

Хочу сразу уточнить, что если речь идёт об оценке исторического события, лучше читать исторические документы и смотреть документальные фильмы. А если речь идёт о художественном изображении исторической действительности, предлагаю не забывать о том, что художественное кино отличается от документального тем, что стремится не к исторической правде, а к созданию образа эпохи, который может вызвать у зрителя эмоциональную реакцию. Для этого авторы используют метафору, то есть непрямое сравнение двух явлений по принципу сходства.

Собственно говоря, кино, как и любое другое искусство – это про чувства и эмоции. И мастера выводят любой исторический материал на уровень общечеловеческих ценностей, чтобы зритель смог ощутить глубоко личные переживания и подумать о чём-то своём. Именно поэтому я буду размышлять о личном. Мне могут возразить, что метафора в этом фильме соединяет две эпохи, между которыми есть сходство. Для меня гораздо более ценен другой подход. «Союз Спасения» - это метафорическое размышление о человеке и его ценностях.

Прежде чем высказаться, я с интересом послушала разных лидеров мнений, но пока не нашла в обсуждении ни слова о неслучайности саундтрека к фильму. Это аранжировка популярной когда-то песни группы "Наутилус Помпилиус" - "Прогулки по воде".

С причала рыбачил апостол Андрей,

А Спаситель ходил по воде,

И Андрей доставал из воды пескарей,

А Спаситель — погибших людей.

Говоря современным сленгом, это пасхалочка. Пасхалка - послание создателей фильма, скрытое внутри предлагаемого контента. Посхалки часто становятся шифром, тайным языком, сообщающим нечто важное при помощи отсылок к другим художественным произведениям, имеющим символическую связь с фильмом. "Союз Спасения" - и Спаситель. Для меня как для зрителя идея стала очевидна с первых звуков знакомой мелодии.

Не столь важно, был ли политический заказ у авторов. Любой фильм - это зеркало для зрителя, это повод для собственных проекций. Поэтому создатели могли снять, что угодно, но каждый из зрителей может спроецировать на экран что-то своё, глубоко личное. И даже если сюжет имеет конкретную историческую основу, это всегда метафора, а не учебник истории. А значит, любой исторический фильм - это разговор о том, что происходит с нами здесь и сейчас.

Моё глубокое убеждение - фильм удался как проективный материал. В нём можно найти много себя самого. А это свойство настоящего произведения искусства, кто бы что ни говорил. Кому нечего увидеть, тот ничего не увидел или увидел нечто через мутную призму чужого навязанного восприятия. Напомню, что проекция – это отделение части своей личности и присвоение этой непризнанной или неизвестной своей части окружающему пространству, в том числе, другим людям или целым явлениям.

С моей точки зрения, это фильм о жертве и о готовности взойти на крест ради спасения Отечества. Или даже о жертве и способности с достоинством принимать духовную ношу. Разумеется, это моя проекция, я это осознаю и не скрываю.

 "Видишь там, на горе, возвышается крест,

Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем!

А когда надоест, возвращайся назад

Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!"

Из зала вышла, скрывая слёзы, которые не могла сдерживать. Сомневаюсь, что большинство зрителей поняло бы меня. Да мне и не нужно, чтобы понимали. И не очень интересно, что говорят и пишут яростные критики. Это их диалог с собой. Каждому своё. Но возникает вопрос: своё ли?

Обсуждая в соцсетях фильм со своими подписчиками, я обнаружила, что участники дискуссии разделились на два лагеря. На одной стороне идеологических баррикад – те, кто воспринял фильм с подачи СМИ как политический манифест, кто не может сформировать независимое суждение и пришёл в кинозал, чтобы думать. На другой стороне – те, кто готов полагаться на своё восприятие,  кто не стал жертвой токсичных идеологических манипуляций и воспринимает искусство как повод для катарсиса, то есть, духовного очищения через глубокое переживание.

Кстати, именно такое значение имела древнегреческая драма. Она носила не только зрелищный, но и целительный характер. Перенося свою личную незавершённую драму на кого-то из героев сценического действия, зритель мог почувствовать эмоциональный предел и завершить глубокое страдание эмоциональным исцелением. Сострадание, сопереживание зрителя – это мощная терапия. Именно поэтому большое кино имеет особую ценность.

Дискуссия под моей публикацией в социальных сетях вызвала чувство глубокой печали. В основном нападки на меня сводились к тому, что я позволила себе демонстрировать какое-то другое мнение, не имеющее отношения к исторической основе фильма и её параллели с современной политической ситуацией. А что, я была обязана реагировать так, как велено? Где-то в титрах было написано, что зритель должен выбирать одну из двух сторон, как в фильме, и становиться участником войны? Разве кинозал – это поле боя, а не зона мира? Зачем и кому вообще нужно сталкивать нас  всех лбами и превращать во врагов даже на нейтральной территории?!

До какого же чудовищного состояния зависимости нужно дойти, чтобы полностью потерять духовные ориентиры и во всём видеть только политику, только продажность, только заказ и бабло? До какой степени нужно стать зазомбированным, чтобы перестать чувствовать и постоянно думать то, что предлагает думать кто-то извне? Фильм обнажил настоящую идеологическую катастрофу – разрушение личности под действием манипуляций пропаганды и трансформацию некоторых людей в послушных рабов социально-политического монстра. 

Всё-таки авторы поступили гениально, спрятав таинственную пасхалку в самом начале фильма. Тем, кто так и не смог вырваться из идеологической тюрьмы, адресованы строки песни «Наутилуса Помпилиуса»:

Онемел Спаситель и топнул в сердцах

По водной глади ногой.

"Ты и верно дурак!" И Андрей в слезах

Побрел с пескарями домой.

 

Думаю, некоторые зрители вышли из зала со своими пескарями. Жаль.