Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:31  /  23.07.20

11080просмотров

Дорогая женщина: как продаться, но не стать продажной

+T -
Поделиться:

Сколько вы стоите, точнее, знаете ли вы себе цену? Если вам мерещится продажность, хочу рассказать вам кое-что о достоинстве. Достоинство – это не только ценное личностное качество, но и качество денежного знака, монеты или купюры. И вряд ли кто усомнится, что «достоинство» и «номинал» - понятия несовместимые. Номинал – обозначение стоимости ценных бумаг, и это их достоинство. Пока всё логично?

Без номинала и без достоинства невозможно совершать обменные процессы. Чтобы получить что-то ценное для вас, надо за это что-то отдать. В экономике эти процессы называются «покупка» и «продажа», и речь идёт о товарно-денежных отношениях. Но что делать, если в процессе обмена участвуют значимые человеческие ценности, такие, как забота, поддержка, помощь? Работорговлю давно отменили. Теперь не очень непонятно, как человек может себя оценивать в процессе обмена гуманистическими «плюшками». Не предъявлять же число здоровых зубов и физическую выносливость!

Давняя знакомая предложила мне поучаствовать в её новом проекте и выступить перед аудиторией в качестве популяризатора научной психологии. «Проект некоммерческий, никто ни за что не платит», - уточнила она. Я отказалась и почувствовала себя продажной тварью, когда моя собеседница припомнила былые времена и наше бесплатное взаимодействие. Мы получали радость от информационной благотворительности, я вкладывала свои деньги в съёмки дорогих роликов, бесплатно выступала на множестве мероприятий, но однажды случился мой личный кризис, и деньги от меня отвернулись.

Когда я обратилась к психологу с просьбой помочь мне разобраться, почему мои доходы начали резко падать, оказалось, что я за что боролась, на то и напоролась. «Ты же хотела получать удовольствие? Ты его получала! Это была «оплата» за твой труд. Удовольствие – это результат твоего обменного процесса», - сказал он. «Я дико извиняюсь, но мне хотелось бы получать за это деньги!» - возмутилась я! «А ты говорила об этом? Ты обозначила цену своих услуг? Ты заявила о том, что конкретно готова отдавать и что хочешь получать в этих отношениях?» - парировал психолог.

Ах, как было бы хорошо, если бы мы приходили в магазин и точно знали, что почём, без всяких ценников на витринах! Вот эта колбаса отличная, поэтому я готова за неё заплатить больше, чем за ту, которая мне кажется менее качественной. Если колбаса невкусная, я не хочу отдавать за неё много денег. Какой был бы прекрасный рыночный процесс! Но пока эволюция не достигла такого уровня, цену диктует рынок, а мы принимаем или не принимаем условия товарно-денежного обмена. Чтобы что-то получить, важно заявить о своих притязаниях и обозначить цену, то есть, эквивалент затраченных усилий.

В принципе я не обязана была аргументировать свой отказ на просьбу об участии в новом проекте. Но поскольку диалог вызвал бурный эмоциональный отклик с обеих сторон, и были затронуты вопросы чести и достоинства обеих участниц диалога, я решила расставить все точки над i. И сейчас хочу поделиться с вами тем, что мне кажется очень важным для построения наиболее удовлетворительных и эффективных человеческих отношений в самом широком смысле. Расскажу вам про достоинство и номинал личности.

Обмен – это не только рыночные отношения, это цель здоровой коммуникации. Бескорыстие – качество прекрасное, но поверьте, самый бескорыстный человек выбирает определённую модель поведения не случайно. Бескорыстие вызывает одобрение общества, словесное или безмолвное эмоциональное поощрение, восторг и восхищение наблюдателей, ощущение своей значимости и ценности. Благотворитель творит благо, а в ответ получает эмоции, которые, с большой степенью вероятности, являются для него дефицитными. Это обмен, в котором вместо денег – ценное для этой личности состояние «я хороший, я достоин любви». Так личность с проблемами самооценки компенсирует неуверенность в своей ценности.

Несколько лет назад я похоронила маму и лишилась самой главной и самой ценной поддержки. Я горевала и была безутешна. Моя гуманистическая активность помогала отвлекаться от переживаний утраты и хоть как-то возмещать то, чего я оказалась лишена – любовь, признание, одобрение и восторг. Зрительская аудитория не заменила маму, но помогла хоть немного восполнить душевную пустоту. Я получала эмоциональные поглаживания и виртуальные объятия своей публики. Вероятно, потребность быть по-матерински обнятой всем миром была настолько острой, что я не заметила, как нарушился баланс отданного  и полученного. Сил на безвозмездную любовь к миру уходило всё больше, доходы падали, разочарование росло, мама не воскресала.

Параллельно рушились  мои отношения с близким мужчиной. Мне не хватало ласки, но, не заявляя о том, что я нуждаюсь в ласке, я ласкала его сама. Мне не хватало внимания, но, не заявляя о дефиците внимания, я сама проявляла избыточное внимание к своему избраннику, незаметно становясь навязчивой. Я ни разу не сказала о том, что я хочу получить в процессе обмена женско-мужскими ценностями. Я стала той самой колбасой без ценника, и мой покупатель платил только то, что считал для себя уместным.

В психотерапии есть такое понятие «ретрофлексия» - это такая модель поведения, когда человек испытывает какую-то потребность, но вместо обозначения этой потребности даёт другим то, что хотел бы получать сам. Или сам себе причиняет непоправимую пользу и наносит неизгладимое удовольствие. По сути, это эмоциональная мастурбация. А в результате – такое же непоправимое и неизгладимое удивление: почему мир меня не любит? Да потому, что «ценника» нет»!!!

Я хотела любви – и я дарила любовь, не получая любви взамен. Я хотела денег, но работала бесплатно, наивно полагая, что моя цена как профессионала написана у меня на лбу, и счётчик работает, как в такси. Мне казалось, что вокруг – специалисты по любви и по маркетингу, и они точно знают, что почём. Это, как  говорится, беды с башкой!

Номинал – это знания о себе,  чёткое и ясное осознание своих потребностей и своей личностной ценности. Дарить себя направо и налево – это «раздача слонов народу», акция известная со времён Остапа Бендера, но не продуктивная. Чтобы что-то получить, важно научиться заявлять о своих потребностях, и в случае необходимости обмениваться значимыми ценностями с другими людьми. Уметь просить позаботиться о вас, уметь принимать заботу, уметь давать заботу – вот это основа достоинства и самоуважения. Уметь заявлять цену на свои профессиональные услуги, уметь заявлять о своих ценностях в отношениях – вот это и есть рыночный и не рыночный обмен!

В профессии – обмен опыта и квалификации на деньги, в отношениях – обмен значимыми эмоциональными ценностями. Важно ничего не перепутать! Не забота в обмен на подарки, а забота в обмен на заботу – в отношениях мужчины и женщины! Но в профессии – не обмен знаний и опыта на заботу, восторг, восхищение и признание, а чёткое понимание ценности и цены ваших профессиональных услуг! И тогда в личных отношениях не станешь проституткой, а в профессиональной сфере – честной давалкой. Но главное - останешься дорогой женщиной во всех смыслах!

Если вам понравился этот материал, если вы хотите узнать больше о психологии отношений и обо мне лично, приглашаю вас в свой аккаунт в Инстаграм. Давайте общаться! Буду рада вашим откликам, отвечу на все ваши вопросы! 

Комментировать Всего 7 комментариев

Мне было полезно прочитать. Я привыкла за бесплатно работать. Сейчас благотворительность какую-то творю и понимаю, что происходит дичь.

Но у меня год назад возникла ипотека и надо с этим считаться. 

К примеру, в одном фонде, которому я помогла, мне обещали подарить люстру, посуду и компьютерный стул. Это утешает.

но вместе с теми очень велико количество людей, которые хотят, чтобы я про них написала. большинство планируют попасть на Сноб. а я стала задумываться, надо ли это мне? героя однйо моей публикации тут пригласили  в Барселону, а я же услышала просто спасибо.

надоело это, думаю, как ситуацию поменять. заявить о своих потребностях? а как?

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Принципы селф-монетизации

Ленуся, вот прям спасибо-спасибо тебе за этот вопрос! Когда у меня возникли проблемы с монетизацией, и когда я начала работать над решением этой проблемы со своим психотепевтом, у которого есть опыт проведения бизнес-тренингов, у меня сам собой родился курс "Селф-монетизация". Термин тоже мой. Я попыталась соединить знания, полученные во время обучения у специалиста по древнекитайским знаниям, и принципы гештальт-терапии, которые изучала, благодаря своему психотерапевту. И получилась такая финансовая китайская гештальт-терапия. :-))))) Это шутка, конечно. Теперь серьёзно.

Принципы селф-монетизации.

1. Селф-монетизация начинается с выяснения своих настоящих потребностей. Тут мы делаем отсылку к пирамиде потребностей Маслоу, и выделяем базовые потребности в еде-питье-отдыхе-сне-сексе, в безопасности и здоровье, в любви и принадлежности, в уважении и самоуважении. Потребность в деньгах тоже возможна, но это тупиковая потребность, за которой всегда скрываются настоящие потребности личности. Пока эти потребности не прояснились, машина селф-монетизации работает не эффективно. Почему так? Потому что деньги как эквивалент стоимости продуктов в процессе обмена часто "раздуваются" до значимости, которой у них нет на самом деле. При выяснении настоящих потребностей часто выясняется, что жажда денег сформировалась в результате нехватки уважения, признания, любви и так далее. Эмоционально здоровая личность не осознаёт потребности в деньгах как таковых, её потребности находятся в другой плоскости. 

Итак, первое, что важно сформулировать: а чего ты вообще хочешь как личность? Какая потребность вот прямо сейчас, сегодня, преобладает над другими потребностями. Говоря языком гештальта, какая фигура выделяется на фоне других, менее значимых фигур. 

2. Второй значимый вопрос: кто ты? Это о позиции в социуме, о профессии, о деятельности, которая приносит доход. Вот, например, я писатель, но на издании и продаже книг много не заработаешь. Как бы ни хвастались авторы тренингов своими продажами книг, основной доход всегда - в другой сфере, например, в  сфере консультирования и продажи курсов. Поэтому я говорю, что я писатель, но не пытаюсь монетизировать эту деятельность. Она мне нужна для расширения аудитории, для повышения статуса и так далее. Монетизация моих книг - опосредованная. В основном я меняю свой писательский труд на эмоции и повышение статуса. Больше на эмоции, если честно. Не могу не писать, кайфую немыслимо, обожаю общаться с людьми. Ну, это по-моему, видно. 

Если ты журналист, то это твой источник дохода. Значит, ты обмениваешь его на деньги. Если ты используешь какие-то подвиды этой деятельности не по прямому назначению, то нужно это чётко прописать. Вот, например, для чего тебе нужен "Сноб"? Как он связан с основной деятельностью и основным источником дохода? Зачем ты это делаешь? 

3. Теперь чётко начинаем разграничивать основные потребности и селф-монетизацию. Выделяем виды деятельности, которые помогают закрывать базовые потребности без обмена на деньги - и то, что должно быть источником дохода.

Например,у меня есть потребность в уважениии и самоуважении. Для удовлетворения этой потребности я могу бесплатно участвовать в статусных публичных мероприятиях. У меня есть потребность в принадлежности к профессиональному сообществу. Поэтому я работала на радио и телевидении, практически, в ноль, гонорары были условные, их хватало только на поддержание визуального образа. Но я так поддерживала принадлежность к профессиональному цеху журналистов - популяризаторов психологии. 

А вот теперь главное! У меня есть чёткие границы, в которых я выступаю как специалист и обмениваю свой труд на деньги. Если я веду курсы, то я их не отдаю никому бесплатно, за исключением продающих курсов, задача которых - рассказать о платном курсе и провести тест-драйв платного курса. Платное - это платное! Я никогда не консультирую бесплатно. Консультировала раньше - для опыта, но, получив опыт, поставила жёсткие границы. Если я консультирую бесплатно, я себя обесцениваю, и меня не ценят. Мой труд, моя квалификация, мой опыт, моя уникальность - это ценный продукт, поэтому будьте добры платить за это! 

Это база селф-монетизации. Всего в курсе 20 уроков и более 15 практик. Но создание границ платных и бесплатных видов деятельности - это уже основа. 

А теперь попробую ответить на твой вопрос, как заявить о своих потребностях. Каждый раз, когда к тебе обращаются как к профессионалу, ты для себя отвечаешь на вопрос: в какой раздел попадает эта просьба, какую потребность она может удовлетворить. Если это повысит твой статус - обменивай свой труд на статус. Если это даст тебе восторги читателей, признание, любовь зрителей и так далее - обменивай свой труд на восторги, любовь, если это входит в список твоих потребностей. Но если тебе нафиг не нужны восторги, если их, скорее всего, не будет, тогда труд надо обменивать на деньги. 

В случае, если тебя разводят на ненужную тебе благотворительность, ты можешь включить охранную систему своих границ: "Извините, пожалуйста, эта работа требует моих больших усилий, и она имеет определённую цену. Если моя цена вас устраивает, с удовольствием выполню вашу просьбу. Если нет, к сожалению, я не готова этим заниматься". Цену лучше обозначить чётко и заранее. Для этого важно понять цены на рынке и определиться со своей профессиональной ценностью, по возможности объективно, не набивая себе цену, но и не обесценивая себя. 

Прости, что много букв! Одна из моих любимых тем!!! 

Дело в том, что мне нечего продавать. Вообще. Я осознала это и стало грустно.

У меня есть блог на Снобе, выходили статьи на вумане, психолоджисе и прочее, прочее (для галочки). А смысл? Никакого. 

Один путь - в писатели ) Но ты правильно заметила, тут денег не заработаешь, и не факт, что возьмут. Сделать что-то уникальное? Я сделала уже. Выгоду в денежном эквиваленте не принесло. Но мы же все знаем, что выгода бывает не только в деньгах (возвращаясь к твоим словам)

Продавать свои знания про транс-людей? Это все же мало кому интересно.

Занялась благотворительностью вот. Но благотворительность денег не приносит) Зато за первый удачный проект мне обещали подарить компьютерный стул и люстру ) Дома у меня к тому же лежит коврик, доставшийся мне от группы бомжей (это была долгая история)

и я начинаю фантазировать, что когда моя квартира построится, я перееду туда с ковриком, связанным бомжами, с люстрой и компьютерным стулом. и будет счастье!

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Счастье под люстрой

Мне кажется, ты уходишь в обесценивание! Во-первых, ты один из самых читаемых блогеров федерального издания "Сноб". Это статус. Ты оседлала скакуна - тему транс-людей. Вот и отлично! Тебя просят о ком-то написать, чтобы герой стал более известен? Отлично! Это стоит каких-то денег. 

А если в каком-то транс сообществе кинуть клич? "Пишу статьи о необычных судьбах. Хотите, чтобы ваша история стала известной? Пишите мне в личку. Условия адекватные". 

Про публикации "для галочки" - ой, не скажи! Это отличное резюме! Когда ты предлагаешь транс-людям рассказать их истории, ты подтверждаешь свой статус множеством публикаций в федеральных изданиях. И это повышает твою профессиональную цену. Я знаю, что в Cosmo и подобных изданиях кого попало не публикуют! Для этого нужно профессиональное мастерство. Все эти публикации - твои ордена и медали. Нужно написать резюме и приложить все ссылки на публикации в федеральной прессе. 

Ты можешь сотрудничать с какими-то тематическими изданиями за гонорар. Правда, сейчас стало сложнее. У меня самой приостановились отношения с несколькими глянцевыми изданиями по причине уменьшения доли рекламы, с которой платят гоноары авторам. Но гипотетически можно себя предложить. В общем, я считаю, что это заказные статьи за фиксированный гонорар. 

Идти в писатели есть смысл только в том случае, если это повышает твой ценник. Да, возможно, ещё одна строка в резюме "автор книги....." повысит твой гонорар. Но опять же надо понимать, для чего тебе книга. Твоя тематика - уникальная. Может, кстати, и бомбанёт, и ты повысишь свою узнаваемость. И как автор книги ты повысишь свою цену в качестве журналиста, пишущего статьи по заказу. Книга - это инструмент для создания информационного повода. Можно громко пошуметь и обратить на себя внимание. Но тогда нужен грамотный пиар - презентации, встречи с читателями и т. д. Иначе нет смысла тратить силы. Мысль про книгу мне нравится. 

Хммм... Интересно. Но что делать с книгой? Мне же написали, что рассказы про трансов включат в сборник, посвященный 150-летию Бунина... Хмм...

Лиза, я всерьез не знаю, как вынести со всего этого материальную выгоду. Теперь у меня ипотека и надо еще о ней думать. 

Статьи про трансов я писала потому, что очень сильно хотела это сделать. Можно, конечно, предложить свои услуги федеральным изданием,только вроде как они не платят внештатным авторам.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Про ипотеку

Если ты уже приняла решение, переигрывать его не очень корректно, мягко говоря. Возможно, авторы сборника никому из авторов не платят. И что теперь, не публиковаться там? Если ты получила радость от публикации в сборнике, если это повысило твой статус, а ведь наверняка повысило, то это, считай, тоже оплата. Вот если тебе ни тепло, ни холодно от этого, тогда вопрос...

Если честно, я не знаю, какова ситуация с оплатой внештатникам сейчас. В Нижнем Новгороде мне платили глянцевые журналы именно как внештатнику и постоянному блогеру. Но это было до пандемии, а потом рекламный бюджет уменьшился, и у владельцев изданий не стало денег для оплаты авторам. Временно несколько проектов приостановлены, и я осталась без гонораров. Но думаю, что к сентябрю что-то восстановится. То есть, система оплаты внештатным авторам есть, только надо найи издания, которые готовы платить. 

Если ты будешь думать об ипотеке - это один из вариантов мотивации. Проактивная мотивация, когда человек избегает какой-то проблемы. Второй вид мотивации - проактивная мотивация, основанная на движении к цели, а не на избегании. Этот вид более продуктивный. Можно подумать, к какой цели ты бежишь, а не от чего убегаешь. Пока у тебя ситуация "энергия в минус". То есть, ты уже получила что-то, но ещё не расплатилась. Поэтому хорошо бы добавить какой-то проактивной динамики. Ты чего в принципе от жизни хочешь как профессионал? К какой профессиональной цели ты двигаешься? 

Прости, что торможу с ответом. Ушла в отпуск. Возможно, не просто в отпуск, а в творческий отпуск. Прекратила деятельность автора тренингов. Совсем! Так что мне тоже нужно придумывать новые источники дохода. Я каждые 3 года что-то меняю. Не специально. Так получается. Это тяжело очень. Но каждый новый виток интереснее предыдущего. Так что я пока на даче. Но в Сноб захожу! 

Здорово! Желаю приятно провести время, Лиза!)