Все записи
12:11  /  15.03.17

3790просмотров

Секрет влияния родителя на гаджеты ребенка

+T -
Поделиться:

«Он все время утыкается компьютер!» «Она не вылезает из телефона!» «Я отобрала у него все гаджеты!» «Компьютер – только после того, как сделаны уроки. Она их и так не успевает сделать»

Эти слова знакомы каждому родителю. Уж если не сказано, то услышано. Семейный психолог Катерина Мурашева провела экспресс-исследование того, как зависит время, проведенное ребенком 9-12 лет в кибер-среде, от позиции родителей (https://snob.ru/selected/entry/121270). В трех группах семей дети фиксировали время, которое они тратили на общение с гаджетом и анонимно сообщали данные исследователю. Группы такие:

  1. родители договаривались с ребенком о времени, которое он может потратить на занятия гаджетом (около 10 часов в неделю);
  2. родители использовали угрозу отлучения от кибер-пространства как педагогический ресурс – отбирали гаджет за неисполнение требований;
  3. родители не контролировали время, проведенное ребенком в интернете.

Лично меня результаты впечатлили: от родительской позиции время, проведенное ребенком с гаджетом, практически не зависит и составляет примерно 21-24 часа в неделю. Однако, позиция родителей существенно влияла на внутреннее состояние детей.

  1. Дети из первой группы больше играют и ищут новую информацию. При этом испытывают чувство вины.
  2. Дети из второй группы чаще играют и общаются. Ощущают себя борцами за справедливость.
  3. Дети третьей группы спокойны, используют время, в основном, для общения и поиска новой информации. Играют меньше, чем дети из первых двух групп.
  4. При этом дети из всех групп лояльны к родительской позиции.  

«Как можно оградить ребенка от улицы, когда кругом – одна улица?», - вопрошал М.Жванецкий устами А.Райкина. Сейчас улица изменилась. Среда общения, информационная среда, возможность развлечений сместилась в онлайн. Поменялось ли от этого способ влияния родителей на ребенка и последствия от родительской позиции? И да, и нет. Точнее, и нет, и да.

Способ влияния на ребенка давно известен, прост и сложен одновременно: будь вместе с ребенком, понимай потребность ребенка, помогай ему удовлетворять его потребность и формировать новую. Этот способ предполагает зрелую личность родителя и его желание помочь ребенку сформировать свою. Не всё, не всегда и не у всех получается на этом поприще. Последствия же ошибок всегда влияли на будущее детей и, могу предположить, что в эру очевидного проникновения кибер-среды в повседневную жизнь, степень влияния возрастет. Это как расхождение прямых линий, расположенных под небольшим углом друг по отношению к другу. В начале линии очень близки. Но постепенно разрыв становится все более заметным, его все труднее преодолеть.

Основная задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Предполагается, что родитель знаком с жизнью больше, чем ребенок. В  настоящее время эта мысль не так очевидна, по крайней мере, в некоторых областях. Мир стремительно меняется. Меняется система представления знаний и система их использования. Например, многие современные пользователи научно-технических знаний не только физически неспособны понять, как устроены приборы и приспособления, создающие жизненную среду, но иногда обучаются пользоваться ими как раз к тому моменту, как они устаревают. Нынешние дети будут искать работу тогда, когда появятся профессии, о которых их родители не имеют представления. Их еще нет – этих профессий. Так как же родитель может настаивать на своем превосходстве в понимании мира? По крайней мере, о части  мира он не знает также, как и его дети! И частей этих много…

Однако, родители могут (и должны) помочь своему ребенку стартовать. Например, научить не бояться нового. Или рассказать, что в мире есть много трудностей и опасностей, которые необходимо преодолевать. То есть быть друзьями. Ребенок, имеющий родителя-друга, обученный спокойно преодолевать препятствия и трудности, имеет больше шансов на жизненный успех.

С этой точки зрения, компьютерные игры позволяют освоиться с постоянно изменяющимся миром, а также с устройством компьютера, логикой алгоритмического мышления, наконец, они развлекают. Идеально было бы, чтобы родитель был вовлечен в игру, болел бы за своего ребенка. Тогда можно обсуждать выбор игры, подбирать те, которые формируют полезные навыки (начиная со слепой печати и заканчивая стратегическими играми).

Родители часто боятся, что общение с гаджетом испортит зрение. Зрение надо беречь, совершенно верно. Но гаджеты все равно существуют! Значит, надо выбирать приборы, обладающие хорошими мониторами, рассказывать детям о гимнастике для глаз, о необходимости делать перерывы. То есть, указывать ребенку на серьезную опасность и подсказывать способы ее нейтрализации.

Часто родителей пугает, что в интернете дети узнают про всякое плохое. Секс-наркотики-синие киты… Плохое всегда было, есть и, увы, будет. Замалчивание проблем никогда не спасало от них. Если ты не знаешь о дизентерии, это не значит, что не заразишься ею. Скорее наоборот. Зная о ней, будешь соблюдать правила гигиены, которые существенно снижают вероятность заражения. Быть рядом, быть заинтересованным, помогать разбираться со своими проблемами – это то, чем может родитель защищать своего ребенка от опасностей жизни.  

Общение. Проблема одиночества. У родителей возникает опасение, что ребенок не научится общаться офлайн, а так и будет сидеть у монитора. Социальные сети – это лишь иллюстрация того, чем живет личность. Интернет существенно расширяет круг поиска единомышленников. А вот кого будет искать ребенок – скинхедов или любителей шахмат, зависит не от интернета, а от личности ребенка. И, значит, частично, от родителя. По крайней мере, родитель может наглядно увидеть проявление интересов своего ребенка.

Информация. Доступность огромного объема знаний существенно изменила смысл образования. Теперь наличие знания как такового – лишь первая ступень. Ребенка необходимо обучать тому, что знания интересны, необходимы, доступны. В интернете можно получить обширное, разнообразное и сильно отличающееся по качеству образование. И, конечно, родительский опыт, знание и интуиция очень помогут ребенку искать образовательные сайты, обучающие и художественные фильмы.

Совместное проведение времени с ребенком у монитора – в игре, в поиске информации, обучающих программ, в совместных просмотрах фильмов и сериалов – это время не только общения с ребенком (и, значит, родительского счастья!), но и, скажем честно, время активного обучения самого родителя. Ведь надо выглядеть достойно в глазах своего воспитанника! А это дополнительный бонус – ведь нет лучшего способа оставаться молодым, как постоянно учиться.

Вывод. Родитель,  не бойся нового, апгрейдь свою операционную систему (картину мира)! И классика тебе в помощь :)

Комментировать Всего 2 комментария

Мне кажется, в первую очередь ребенка надо учить ставить фильтры на информационный поток. И потом - фильтровать фильтры ;) Намедни ко мне приходил русский националист 15 лет отроду, который был уверен, что у России есть база на Луне. Откуда ты это взял?!! - вылупилась я. - Прочитал в интернете, - был ответ.

Невозможно выделить отдельные фильтры для интернета. Судя по дикости предположения, у хлопца-националиста по факту вообще родителей нет. И интернет, хотя и дал ему неверную информацию о русских, но сопроводил ее верным фактом наличия Луны. Мальчик пытливый. Ведь привело его что-то к психологу. И надеюсь, вы поможете ему перерасти первую фазу самоидентификации ))