Все записи
10:32  /  11.12.17

136просмотров

Личная история как путь героя. Алгоритм программы «Рискуя быть живым»

+T -
Поделиться:

Четыре принципиальных изменения я внес в распространенный формат «историй успеха» и способов их популяризации (конкурсов, номинаций, награждений). Этой мыслью я закончил свой предшествующий пост о поиске разрешения противоречия между поверхностной, глянцевой формой – и глубиной опыта наших героев.Теперь о самих изменениях. Их, повторю, четыре. В этом посте речь пойдет о первом.

Личные истории, которые мы распространяем, отличаются от транслируемых в масс-медиа «историй успеха». У нас другой подход, акцент не на внешний блеск, а на внутренние трансформации, через которые проходит герой, и их воплощение в жизни (подробнее об этом речь идет в посте «Личные истории: отличаем слабое, но живое от великого, но мертвого»).

Логика составления наших историй восходит к идеям известного философа и мифолога Джозефа Кэмпбелла (воплощённым, кстати, в художественную ткань его другом, кинорежиссером Джорджем Лукасом - в «Звёздных войнах»).

В ходе формирования историй мы распознаем, осмысливаем и представляем три основные стадии пути героя: зов, во чреве кита, возвращение с дарами. Опишу их поочередно.

I. Зов

Герои находят в себе смелость задаваться главными вопросами человеческого существования: «зачем я живу?» «какой во всем этом смысл?», «что по-настоящему важно?» Поиски ответов на эти вопросы перестраивают приоритеты жизни героев и запускают процессы переоценки ценностей.

Это отличает наших героев от тех, кто страшится главных вопросов, заглушает зов, отвлекает себя внешней активностью.

II. Во чреве кита

Герои, как Фауст, ослушавшийся чёрта, решаются остановиться, сделать паузу созерцания и заглянуть в собственную глубину. На этом пути они могут опираться на религиозные традиции, классическую литературу, искусство, философию, использовать духовные и психологические практики. Но ответы находят в глубине своего сердца, в стремлениях своего сокровенного «я».

В отличие от тех, кто, услышав зов, побоялся погрузиться в собственную глубину - в чрево кита - и ищет готовые ответы вовне.

III. Возвращение с дарами

Наконец, герои идут на риск вернуться в повседневную несовершенную действительность со своими новыми, более глубокими смыслами и ценностями. Ищут возможности их воплощения в новых формах деловой, социальной и частной жизни. Герои на практике создают условия для того, чтобы и другие могли выразить своё сокровенное «я». И тогда в ходе совместной деятельности люди встречаются с глубиной друг друга.

В этом заключается главное отличие наших героев от тех, для кого духовные искания стали духовным убежищем или имитацией человечности.

Итак, я рассказал о первом главном изменении, который мы внесли в обычный формат историй успеха и связанных с ними конкурсов, номинаций, награждений. О трех других речь пойдет в следующих постах.

А на сайте программы (http://ialba.org) я размещаю видеосюжеты, в которых ее участники рассказывают личные истории.

Новости наших партнеров