Все записи
20:25  /  27.06.18

1973просмотра

"8 подруг Оушена" - пощечина феминисткам

+T -
Поделиться:

Вместо эпиграфа проявлю заботу о читателе и предупрежу его о том, что хотя в детали фильма я погружаться не буду, даже тон повествования может стать случайным спойлером. А потому всем, кто фильм не смотрел, но собирается, настоятельно рекомендуется тот час же покинуть данную страницу. Да и зачем читать мысли о кино, которое вы не смотрели?

Правда, рекомендации смотреть "8 подруг Оушена" от меня тоже не услышать. И дело даже вовсе не в том, что это "ремейк на ремейк", хотя слово франшиза сюда подойдет больше, и в этом плане VII эпизод "Звездных Войн" в гораздо степени больше ремейк VI эпизода, чем сиквел. Если вкратце, то фильм получился из ряда вон слабым и не выдерживающим самой простой критики. Даже если принять то, что фильм, как и "оригинальная" трилогия, является не более, чем фантазией, и оставить за скобками ляпы в аспектах технических и финансовых (например то, что 150-милионное колье вне рынка не будет стоить и 50, а в раздербаненном состоянии - еще в 10 раз меньше), в глаза бросаются сюжетные дыры, клише и абсолютная предсказуемость каждой следующей минуты.

Но я не обозреватель кино и не задаюсь целью дать художественную оценку "картине" или постараться ее как-то полупрофессионально проанализировать. Я хочу на секунду отвлечься от развлекательной цели кино и вставить его в некоторый контекст, которым должны были руководствоваться продюсеры и прокатчики. Комедийно-криминальный (боевиком или экшн-муви, как его продают в российском прокате, язык назвать не поворачивается) жанр не тленен, актерский ансамбль востребован, позитивная дискриминация женщин в тренде - казалось бы, рецепт составлен с абсолютным коммерческим расчетом. Но только за эти ингридиенты "подруги" наскребли лишь на шестерочку в международных и российских рейтингах.

Не секрет, что фильмы-капустники, в которые набирают целую команду знаменитостей, провальны в абсолютном своем большинстве. А если место действия фильма - Нью-Йорк в его максимально туристическое-брошюрном лоске, который показывают со всех углов на каждой склейке между сценами, то кино было явно высосано из пальца. Не говоря о том, что сюжет, построенный вокруг ограбления на Met Gala, не вызовет особых эмоций у зрителей за океаном, для которых это мероприятие - пустой звук, а не "самый эксклюзивный фешн-ивент в мире". Зритель, не знающий Джеймса Корбина и Анну Винтур, не сведущий о том, как выглядят Александр Вэнг и Томми Хильфигер, никогда не оценит фильм в той же степени, что и рядовой американец. А тем, кому потребуется дубляж, достанутся совсем крохи со стола, когда перевод добьет последние каламбуры и утопит культурные отсылки. Даже 5-секундное камео Марии Шараповой не вернет российского зрителя в лоно верного понимания из поглощения бессмысленного видеоряда под хруст попкорна.

Но что гораздо пошлее банального сюжета и расточительного использования таланта звездного состава - это абсолютно сексистский подход к производству данного сиквела. Казалось бы, если задумка фильма в том, чтобы взять оригинальную концепцию и заменить все мужские роли на женские, то Голливуд все простит, ведь "Чудо-женщина" и прочие героини Диснеевских кинокомпаний уже много лет ведут борьбу на западном фронте очередной волны феминизма. Даже женские роли меняют снова на женские, но в новом современном понимании, как это произошло с Ларой Крофт, которая перестраивала устраивать зрителей (а, точнее, тех чудных маркетологов, которым этого хочется) своей сексуальностью и модельными стандартами в стиле куклы Барби. Но одно дело - супергероини, "Охотницы за привидениями" и прочие ремейки, где женщина принимает на себя образ силы, мужества и бесстрашия, который на протяжении веков с ней не ассоциировался (за исключением редких исключений наподобие Жанны д'Арк). Но когда роли мужских героев переделывают в "девчачие" и на их место приглашают женщин - феминизмом совсем и не пахнет.

Если в оригинальной трилогии сюжет строился вокруг ограбления казино, баталий между владельцами и всяческой демонстрацией влияния, то новый "Оушн" слеплен вокруг лучших друзей девушек (не геев, а бриллиантов). Вместо казино банда грабит модный раут, мотивацией становится нагадивший в прошлом мужик и пилящая о нескором замужестве мать, а средством - так презираемая всеми инсценировка женской недалекости и наивности. Горе-бандитки тырят духи из бутиков, обсуждают криминальные планы в стильных манхеттенских кафе и рыдают оттого, что отстают от моды. Разумеется, весь юмор выстроен вокруг украшений и платьев, и даже главная "пацанка" предлагает просто побыть рядом с Тейлор Свифт вместо того, чтобы грабить мероприятие. В завершении фильма нам показывают, на что женщины собираются потратить заработанные миллионы - и эти мечты ограничиваются открытием собственного дома моды, покупкой мотоцикла и съемками собственного клипа. Где же все хваленые идеалы в этом болоте консьюмеризма?

Тем смешнее (и одновременно, грустнее) смотреть на комментарии под трейлером на российском ютубе. Мужчины как один отвергают саму идею ремейка культового фильма, да еще и исключительно "бабским" составом. Даже если бы фильм был самостоятельным художественным произведением, сама идея реализации подобного замысла с немужчинами вызывает здесь пренебрежение и неприятие. Женщины в то же время разделились на два лагеря - на тех, кому наплевать на сюжет, и они просто радуются подбором красавиц-актрис, и тех, кто видит в задумке какой-то лоббизм феминизма, а затем сами себя унижают, выносят вердикт "ну куда нам-то до гениальности ограбления".

Непонятно, как вообще "8 подруг" попали на экраны, явно не преследуя цели высмеять чрезмерную толерантность сегодняшнего американского кино или произвести нечто в духе "олдскул". Напротив, тут тебе и расовое многообразие (с представительницами Карибского бассейна и Азии, Южной и Восточной), и приветственная инклюзивность к мусульманам, и неизбежные диетические особенности рациона сегодняшнего человека. И вроде можно было бы сказать, какие дамы молодцы - все сами придумали, реализовали, оставили несколько мужчин в дураках, а почивший старший брат мог бы даже гордиться. Но вот почему, ради чего и как они это делали - это вряд ли заставит хоть кого-либо восхищаться. В чем был расчет Warner Brothers остается загадкой.