Все записи
11:05  /  25.01.17

1206просмотров

Дискуссия об «ОБ УТРАТЕ ЛИЦЕМЕРИЯ» в январе 2050 года с Эпилогом

+T -
Поделиться:

Отчет о дискуссии, Состоявшейся в свете последних событий в январе 2050 года.  Участники дискуссии (вольные и невольные): Арент, Аркадьев, Bistroff, Глуховский, Гурвич, Гурвич мл., Жижек, Занин, Клямкин, Мурашов, Невзоров, Ницше, Сергеева, Филатов, Фрейд, Цейтлин.

- Последн[яя] стадия политического и морального разложения [ - ] УТРАТ[A] ЛИЦЕМЕРИЯ. Это когда аморализм перестает маскироваться под моральность и становится принципом и нормой публичного поведения. Становится цинизмом.

- Говорить правду – это ещё не политическое действие. Но такая правда обеспечивает истинно политическую способность к интеллектуально безупречным суждениям и истинным оценкам действительности на основе совместных наблюдений.

 - Это значит, что в эпоху релятивизма ценностей [можно] претендовать на утверждение универсализма.

- Крупнокалиберные негодяи перевелись.

-  Отзывчивость к новой «морали» уже успела пустить корни. И вопрос в том, может ли успешно противостоять ей этика лицемерия или в заболевании цинизмом проявляется ее собственное кризисное состояние.

- Не дать себе права перейти тонкую грань, отделяющую лицемерие от цинизма -  проблема.

- Где водораздел между искренностью и лицемерием? Есть ли возможность соблюсти границы - и надо ли?

- [Нельзя] выставлять своё "равнодушие" на месте боли, когда гибнут люди. Пренебрегать правилами, условностями, принятыми нормами, всем тем, что, пусть и лицемерно, люди соблюдают - это шаг к цинизму.

- Этика лицемерия слаба и неустойчива; она не видит и не может видеть особой ценности в себе, потому и не может противостоять последовательной наглости и самодовольству цинизма. Цинизму, как и лицемерию, может противостоять лишь нелицемерная этика, основанная на вере в Бога.

- Как веру уложи[ть] в свою душу, утратив лицемерие и став циником?

- Надо быть циничным. Цинизму приклеили ярлык явления отрицательного. Давайте вспомним о целой философской школе циников. Цинизм — всего-навсего умение называть вещи своими именами. И в цинизме, и в атеизме — спасение.

- Не всё стоит называть "цинизмом", или не весь "цинизм" оценивать одинаково.

- Циничное отношение к собственной жизни, вполне логично, но часто непрактично.

- Циничное же отношение к жизни других - вот самый настоящий, бесчеловечный цинизм.

- Цинизм есть цинизм, трудно представить себе "циничное отношение к жизни других" и "лиричное" - к собственной жизни.

 - Циничное отношение к жизни других невозможно культивировать без цинизма по отношению к себе и какой цинизм считать практичным, а какой непрактичным? А вот ироническое отношение к собственной персоне - это да, это очень даже и продуктивно, и отчасти практично.

- Почему это "непрактично" понятно: с таким отношением затруднительно чувствовать себя счастливым - а ведь это то, к чему каждый человек стремится больше всего.

- Одно - отдавать себе отчёт, что все мы сдохнем, и, возможно, вот прям сейчас, и, скорее всего, этим для нас всё и кончится. И другое - не ставить и в грош чужие жизни.

- Не сдохнем все и прямо сейчас! Тут в мире всё так подогнано, что, ну, ни при каких обстоятельствах такое не произойдёт! 

- Мировой порядок сохранится. И не только потому, что у человечества сработает инстинкт самосохранения. Не только потому, что Бог ли, Кто ещё не допустит апокалипсиса. А и потому, что огромные резервы [у] этого Общества, чтобы не впадать в панику. Огромный опыт, который укажет выход. Мы неуклонно меняемся. И мы способны защититься от самих себя.

- Общество - система саморегулирующаяся и самосохраняющаяся, и люди всегда норовят не разрушать свою жизнь, а строить её, как муравьи свои муравейники, надо лишь не мешать им, и они когда-то построят на Земле Рай... Если успеют.

- Не ссыте. Войны не будет.

- Более симпатичны циники/киники чем лицемеры.

- Лучше горькая, но правда, чем приятная, но ложь.

- "Горькая правда" никогда не исходит от циничных людей и от циничной позиции. По простой причине: оборотная сторона цинизма всегда - равнодушие. Искренностью (не внешней) в цинизме и не пахнет, это то же лицемерие, скинувшие маску благопристойности. Правда же, стремление к правде - дело неравнодушных, то есть тех, кому цинизм и лицемерие противны.

- Цинизм еще не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые ПРАВИЛА ИГРЫ.

- термин «политкорректность» появился в 70-х [XX века] как пародия терминологии «Морального кодекса строителя коммунизма», а в девяностых уже преобразовался в «Цитатник Мао» для всего Запада.

- «политкорректност[ь]» суть «культурное лицемерие».

- культура вообще сплошное лицемерие (так что определение "культурное" тавтологично). Просто потому, что человеческое в человеке не данность, а заданность: если поступаю, исходя не из того, каков я есть "в натуре", а каким, по моему (или общему) разумению, должен быть, то чем это не лицемерие? 

- Отказаться от всех норм и правил общежития, назвав их сплошным лицемерием. И поглядеть, что из этого получится... То-есть, что происходит с обществом, утратившим лицемерие? Предметы же культуры, произведения искусства, выставляя цинизм, как норму, не могут быть таковыми. Они что-то иное. Так что настаивать на том, что " культура вообще сплошное лицемерие" - это какой-то вид ребячества.

- Проблема лжи, искусственного и "естественного" в человеке -  проблема формообразующая.

- Слова вроде "ложь", "лицемерие", "фикция" приходится употреблять за неимением термина более адекватного.

 - Ложь может скрыть факты, демонстрируя тем самым способность к свободной трансформации и родство с политикой. Но ложь не может создать ничего долговечного. Длящийся самообман разрушает связь человека с реальностью и способность к ориентации.

- White Liе, бел[aя] ложь[ю - ]  сеть  правил поведения, которые накрывают общество. Правил, которые вполне можно посчитать за лицемерие, объяви войну всем этим правилам, назвав их лицемерием или буржуазными предрассудками общество неминуемо оскотинивается.

- "Неписанны[e] правила[м]" поведения общества, несмотря на то, что они неписанные, как раз и определяют нравственное здоровье общества.

- культурное [НРАВСТВЕННОЕ] лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом (государством, церковью, институтами гражданского общества, СМИ, совокупностью национальных, местечковых, корпоративных, семейных традиций и т.п.) из-за присущего ему чувства НЕУВЕРЕННОСТИ и потребности защитить свою ОЧЕВИДНУЮ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, ненадежность, шаткость конструкции, ЗАПРЕТОМ критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько ТРУДНО это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого [в достаточной мере] за его отказ от удовлетворения ВЛЕЧЕНИЙ. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ. В результате, он ВЫНУЖДЕН психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный ГНЕТ.

- Когнитивный диссонанс налицо, описанная выше ситуация побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс.

- Последние события - просто попытка преодоления когнитивного диссонанса.

- Рассуждать о политике с точки зрения психоанализа можно. Психоанализ предлагает подход к структурированию очень важного пласта нашей жизни - своего рода "простой духовности". Простой не в смысле того, что она проста - наоборот, все это выстроено в сложную структуру, со многими важными связями во времени, внутри семьи, внутри общества. "Простой " в смысле невысшей духовности. Но работать с ней надо, потому что этот невысший уровень лежит почти всегда на пути к продвижению к духовности высшего порядка, скажем, к правильному пониманию Бога. И вот этот пласт психоаналитической реальности определяет во многом наши действия здесь, на земле, объясняет, как мы действуем здесь согласно нашим инстинктам, ранним опытам в детстве, и так далее. На этом также, конечно, строится и общество.

- О политике без психоанализа вообще не имеет смысла всерьез рассуждать. А цинизм как кинизм, как философия и жизненная позиция, изначально далек от критики, как действия и тем более формы политической борьбы, имея главным инструментом манифестации этического идеала повседневную жизнь его представителей.

- Диоген ценен до сих пор именно тем, что «указал наипростейший путь к жизни».

- "Цинизм" как философия - это уже несколько другой взгляд, более широкий и далеко не однозначный.

- Не стоит, называть хорошим словом обыкновенное хамство.

- Слово "цинизм", в первую очередь, как нравственн[ая] оценк[a] поведения конкретного человека. Теория Фрейда, объясняя причину появления этого поведения, оправдывает его существование. А там, где есть оправдание, там есть защита.

Эпилог.

Вот сидит на улице Афин человек, мужчина, голый, прямо на мостовой, рядом бочка глиняная (ну, или пластиковая) большая, он в ней живет. Допустим. Сидит, потирает свой окаянный отросток, с нескрываемым удовольствием. Граждане мимо проходят, кто в офис, кто в аптеку, кто в банк. А он наяривает. Заканчивает, улыбается (дело-то хорошее, и доступное, а чего?) и поглаживая себя чуть повыше говорит: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». И на самом деле, что ж плохого, просто замечательно было бы (при этом он не заставляет никого следовать его примеру, и не хватает никого за рукав на дороге в кафе, требуя насыщаться потиранием живота). Кто-то проходит мимо равнодушно. Однако значительную часть публики возмущает такое поведение согражданина, кто-то просто обзывает его «циником» (в самом современном понимании слова) или даже «хамом», проходящий мимо батюшка греко-католического вероисповедания накладывает на ходу анафему, кто-то вызывает полицию, кто-то опрометью бежит в кусты, и, опорожнив мочевой пузырь в банку из-под колы, подходит, и плещет из нее в лицо человеку, а кто-то к этому лицу и кулак (а то и что потяжелее) прикладывает. А группа хорошо одетых граждан, с айфонами, с кейсами, образовала кружок и вдохновенно, но без мата, рассуждает о развращающем и подрывающем основы морального кодекса строителя толерантного общества поведении согражданина. И тут подходит милая женщина (которая, кстати, уже догадывается что «Бог задохнулся в богословии, а нравственность — в морали»). Она видит стекающую с лица Человека кровь и мочу, достает из сумочки платок и подает ему, краем уха прислушиваясь к разговору приличных сограждан из хорошо одетой группы, слышит обрывки рассуждений о том, какую же веру уложил этот негодяй в свою душу, утратив лицемерие и став циником.

И стоит она между ними, задумавшись о водоразделе между искренностью и лицемерием, между лицемерием и цинизмом...

Вопрос: Долго ли просидел бы на мостовой Афин Человек в 2050-м, заблаговременно не позаботившись приколотить ойцы к брусчатке?

И post scriptum от Bistroff (из Ремплинг и буддийских монахов):

- Вот говорится: возлюби ближнего, как самого себя! Очень часто и себя-то полюбить не умеют, отсюда - латентная ненависть к другим. Или наоборот: других любят или "любят" [именно так - в кавычках!], больше чем себя - и это тоже не прибавляет счастья.

- При переходе между смертью и перерождением часто спрашивают: и зачем я так мало любил этого человека - себя?.. Но в этот момент уже слишком поздно.