Все записи
МОЙ ВЫБОР 09:49  /  18.03.17

833просмотра

ТАГАНСКИЕ СЕЗОНЫ НА КОСТА СМЕРАЛЬДЕ

+T -
Поделиться:

ТАГАНСКИЕ СЕЗОНЫ НА КОСТА СМЕРАЛЬДЕ

(Открытое письмо директору/худруку Московского государственного театра драмы и комедии на Таганке Ирине Апексимовой)

 

Дорогая Ирина.

Прочитал я статью о Вас Юлии Гусаровой на «Снобе» нашем.

И комент вот такой оставил:

«Молодец Ирина! Я за нее кулаки буду держать. Проект (любимовский) окончательно умер сразу после смерти Эфроса (которого "таганцы" же в гроб и загнали – это я со слов ВП говорю, он так считал). И сам Любимов его, конечно, уже не мог реанимировать, потому как «поезд ушел», нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (Ну, уж не знаю, что там были за «Бесы» эпические…)

Помню, году в 87-м, что ли… Только умер он. Зимой дело было…»

Может, и видели Вы его, комент.

Ну, и понесло меня в воспоминания дальние, и вот вспомнилось мне… Жил я тогда на Урале, работал конструктором на заводе после института. С семьей, с дочкой, первой. Поехал я в командировку одну. А командировки мои, куда б ни ездил, все через Город мой пролегали… И через Москву, конечно. Любил я ее в 80-х годах (потому, что больше и любить особо нечего было – ну, да Вы помнить должны), а в 90-х разлюбил. И сейчас не шибко люблю. Впрочем, новая она уже, пожалуй, стала. Я теперь плохо знаю ее, пять лет уж как не был, проездом только. Но, вот Вы появились. На Таганке. Хорошо.

А тогда в 87-м, зимой. От только что умер. Эфрос. И театр вовсе без руля и ветрил остался. Видимо. (Но, я не знал, конечно. Откуда? Может, слышал только краем уха.) И приехал я в Москву. Было у меня два дня. Свободных, поскольку дела я все поделал уже, да и какие там дела в это уже никому не нужное время были? Понимание уже было. Или предчувствие, что уже не будет этого всего. А что будет, никто не знал.

И попал я в первый день на спектакль эфросовский же изумительный «На дне» с Иваном Бортником в роли Сатина. Легко попал. В кассе билеты были, что ли, или «с рук» сразу взял. Может, на Горького народ не особо шел. Не помню уже. Но, Бог ты мой! Какое наслаждение. Всей постановкой, школой, ансамблем актерским. И Бортник с его «Органон…» и «Человек, это великолепно!..» И на второй день поехал к театру, а там «Мастер и Маргарита» любимовский. И нет билетов. Никаких. Не знаю, как сейчас. Тогда так было. А у театра две девчонки стоят. Лет по двадцать. Из Казахстана. Круглолицые такие, сдобные, румяные. И что-то мнутся, непонятно почему. У самых дверей почти. Я спрашиваю: «Девчата, нет у вас лишнего билетика? Случаем.» Они отвечают: «Да, вот контрамарку купили, на два лица. А идти боимся. Какая-то она не такая.» Взял я эту контрамарку. Сама по себе нормальная, печатная, красная. Только там, где ручкой один было написано, на два исправлено, прописью все, при чем. Студенты театральные, знаю, этим делом промышляли. Ну, и всучили девчонкам незадорого такой самопал. Ладно, говорю. Ручка есть? Беру я ручку и два на три исправляю, и говорю: «Идем!» Тетка эта, в дверях, посмотрела, поняла все, конечно. Но видит, молодые, может студенты и есть (я, сам-то только полтора года, как институт окончил), не велика беда. Пусть идут. Прошли, разделись. Бельэтаж написано было, вроде. Наверху где-то. Капельдинер строго сказала, чтоб в зал не рыпались, там наверху и сидели. Ну, нашли два места. Девчонок посадил. И к одной, которая покруглей телом, сбоку на поручень пристроился у прохода, ну чтобы, может, по ходу и «развести» на что после спектакля. (Водились за мной такие грешки.)

Ну и началось. ТРИ акта. Я на поручне этом сижу, смотрю. По сцене наши великие и народные Демидова, Смехов, любимейший мой (за стихи правда, в основном, ну и по кино) Филатов Леонид, сокурсник ВП, Мария Полицеймако (крупная такая). Летала. И прочие. И ходят они по сцене туда. Сюда. Говорят что-то через губу. НИЧЕГО не делают. Валят спектакль всеми силами. Но надо отдать должное жесткой любимовской режиссуре. Он им такую клетку соорудил, такой каркас из мизансцен (Не могли ж они и мизансцены-то поломать!), сценографии самой, занавеса же этого, который у него всегда работает. И не смогли они, артисты распрекрасные, все равно спектакль развалить. Хоть и очень старались. Но понял я тогда, что все, кончился театр этот. Все же, отсидел-таки на поручне. Все три акта! Но, лишь благодаря тому, что всю дорогу девчонку эту, казашку, потихоньку тискал (она многого не позволяла, но и не сильно препятствовала). Правда, «разводки» серьезной все равно не вышло. Поскольку были мы уже никакие к концу спектакля этого, в прошлом грандиозного. Ни я. Ни девчонки. И не было этого театра с тех времен больше (как я думаю).

Но. Вот Вы пришли. И, дай Бог, получится у Вас НОВЫЙ Театр создать. Поскольку от старого, как я это вижу, один любимый-разлюбимый Иван Бортник и остался.

И думается мне, что получится у Вас. И очень даже получится.

А теперь, можно, я о своем скажу. Т.е. о девичьем. О девушке одной, которая уж и не девушка давно. А ПИСАТЕЛЬ прекрасный. И человек для нашего, недорогого в общем-то, времени очень редкий и ценный. Исключительный даже.

Я не литературный критик и не знаю слов лю… Вернее, эти знаю, как раз. А вот этих… типа «датских»… не знаю. Знаю только… гениальная она, чума… О! «Чумачедччая»… это из нее. И выключила телевизоры. (Все. И уже давно, видимо.) И на Вас похожа. Тоже… с «ойцами». Вы подружитесь. Знаю. Зовут ее Тина Шевцова. И вот ее рассказ. На «Снобе» у нас. Почитайте. Сами все увидите. Ваш она человек. И еще целый роман есть. «Королева психов» называется.

А моя, своя собственная, любовь с театром очень давняя. И хоть ушел я от него, конечно, далеко, но продолжаю нести в себе. Был в нашем городе, в институте же моем, Театр, «Гонг» назывался. Ну, может, не совсем именно так, а ближе к брехтовскому одному изобретению, но это не особенно важно. И был режиссером этого театра студенческого любительского (который за два года звание Народного получил), прекрасный специалист щукинской школы, который и свою Школу выстроил на основе Эфроса и Мейерхольда для работы с актером, и Любимова - для режиссуры, с его концептуальностью и «жестким каркасом» спектакля (ну, еще темпо-ритм… фонарик любимовский…), плюс Захаров Марк Анатольевич, как руководитель лаборатории. ВП его звали (который с Филатовым учился, я говорил уже). Учитель мой.

Это он сам. Вы, конечно, всяких выдающихся людей на театре повидали, но это, действительно, был мощный человек. (Фотография театральная, безусловно.)

Ирина, вот прямо сейчас (Чессслово!) в мою умную гоВову пВишВа одна замечатеВьная мысВь, как выражевывался герой не особо симпатичный одной пьесы Синакевича и Рябкина.  А это - антипод его, Зверь. (Гениальный парень был у нас. Вася.)

А давайте мы с Вами спектаклик поставим. Вы эксперименты любите. А у меня и материал свой есть, немного советским нафталином пропитан… Что ж, отдадим его Тине, она его на новый лад «перелицует» и нафталин вытрясет. (Хотя, она еб..ков туда навтыкает, а там как-то… не очень к чему.  Но попробовать можно. У нее и с лирикой пронзительной все в порядке.)

Материальчик сентиментальный, душевный, классический, можно сказать… Повстречал мальчик девочку. Ну, не совсем-таки мальчик, а девочка… вполне себе девочка. Ну, и что там у них вышло… или не вышло… Интересно будет узнать. У меня вся разблюдовка еще с 11 года лежит. И мизансцены, и свет и звукоряд… по репликам расписано. (Там, правда, с Макаревичем и Гребенщиковым договориться надо, у Вас профессиональный-таки театр, к сожалению. Но там старенькие дела, думаю, не дорого договоритесь.) Декораций почти ничего, на двух стульях и столике сделать можно. Ну, окно вагонное еще можно привесить. И неделя работы с двумя молодыми ребятами… Я приехать могу. На пару недель. Сделаем. И на премьере за Автора (персонаж такой, в принципе необязательный, но обаятельный) могу почитать. (Это, вроде как, «рассказ для театра» - синтетический немножко жанр.) А потом введете кого. Или сами, если захотите, за Автора можете выйти, для поддержания формы.

А вот еще лучше мысль! Может, на Сардинии премьеру сделаем… Пришлете девочку с мальчиком, на недельку же. Пусть на две. В сезон тут, конечно, «полный кворум». Гостиница нужна будет, заранее.  А в мае, коль на репетиции приедут, могут и у меня пожить. Командировочные выдадите. Но не много, чтобы вином итальянским не увлекались сильно. У меня, правда, особо не разбегутся - напротив, печенку им поправлю артишоком нашим, карчоффо. А то молодежь, она глупая, не бережет печенку-то. Думает, вечная она.

Свет, звук поищем-найдем, Бог даст. Окно вагонное… я тут много по всяким буеракам лазаю, когда на охоту езжу, разыщу. Залец в Порто Черво в самый сезон, в августе снимем (тоже заблаговременно бы надо - сейчас, например). Публику снобовскую… или снобистскую (и ту, и ту) пригласим. О, черт! Там же еще у меня один персонаж был – Скрипач. Можно заменить на Пианиста. С Михаилом Аркадьевым, я уже практически договорился. (На второй день он со своей лекцией о… синкопах – это там, где «дырки» в музыках, как я понял - выступит.) Вы, как худрук по скайпу поруководите репетиционным процессом (или приставите «кого из напостов»), а можно и Вас в роль также по скайпу ввести, если будет желание сразу поработать. А так, одними ЕБЦУ обойтись можно. На премьеру сами приедете. Еще кого-нибудь захватите. Кого сочтете нужным.

А потом, глядишь, в традицию войдет. «ТАГАНСКИЕ СЕЗОНЫ НА КОСТА СМЕРАЛЬДЕ». Звучит! Тут у нас, бывает, большие люди появляются. Даже о-о-чень большие. (Сам видел. Но… издалека, правда.) Можно, по случаю, спонсорства попросить… В общем… петелька-крючочек… Не мне Вас учить.

А я тут за дежурного потом директора останусь, чтобы вопросики какие, организационные, порешать к сезону, ну и чтобы место не простыло… Нет, ежели моя за…ца не устраивает, то у меня кот есть. Он завсегда мое кресло греет, пока я на Гору хожу. Могу одолжить.

Только вы, Ирина, уж пожалуйста, воспримите предложение мое (по Тине Шевцовой, самое главное, да и прочее можно…) БУКВАЛЬНО. Я человек серьезный. Не обращайте внимания, что даром тут на «Снобе» дурака валяю. Очень Вас прошу. (За Тину, в первую очередь.)

С пламенным приветом из Сардинии и огромной надеждой на Любовь и Дружбу. (С Тиной, опять же, главное, чтоб…)

Anton Litvin 

 

П.с. Юлия, Вы перешлете послание Ирине Викторовне, или нам самим «подсуетиться»? А.З.

Новости наших партнеров