Несколько дней назад на своей странице в Facebook я задал вопрос: «Кто главный лоббист «третьего сектора»?». В комментариях к вопросу назывались имена и организации, представители институтов гражданского общества и политические лидеры. Мне действительно интересно - кто сегодня может быть «наделен» сообществом НКО правом от его лица говорить с представителями власти, бизнеса и гражданами, к кому будут прислушиваться СМИ. Вопрос не праздный - любая отрасль приходит к той стадии развития, когда корпоративные интересы надо защищать и продвигать. Делать это профессионально и с учетом мнения большинства. Брать на себя ответственность за инициативы и при этом исполнять обязанности адвоката отрасли. Так было и с предпринимательским сообществом - так будет и с некоммерческим. А вот как будет - вопрос пока открытый и дискуссия на эту тему, мне кажется, только начинается. 

В 2015-2016 годах Общественная палата РФ проводила исследования состояния «третьего сектора» в регионах. В отчетах по исследованиям есть пункт «Внутрисекторное взаимодействие».

Возьмем отчет по Центральному федеральному округу:

  • 91% НКО привлекают разово к своей деятельности партнеров - другие некоммерческие организации. Значит, большинство НКО видят смысл в объединении ресурсов при реализации отдельных проектов.
  • 92% тех же самых НКО говорят о том, что постоянных партнерств внутри сектора нет.
  • 10% НКО вообще не нуждаются в объединении.
  • Почему эти цифры важны при ответе на вопрос «кто главный лоббист» - потому что лоббировать неконсолидированное сообщество невозможно. Такое положение дел, когда внутри сектора нет долгосрочных общих точек соприкосновения, порождает появление «лоббистов своих интересов под прикрытием продвижения НКО». Если нет общего мнения - за него будут выдавать свое. Все равно ведь никто «не проверит». Под свое мнение можно собрать лояльную группу (большую/малую), которая будет «оправдывать» любое предложение от лица сектора. И это еще больше будет разъединять сообщество. Будут возникать все новые конфликты, кружки по интересам (или скорее интересантам), продвигаться неэффективные решения, а значит в итоге плохо будет всему сообществу. 

    Что необходимо сделать и как быть:

    Valeriya

    Конечно, такой диалог уже ведется. И не только на страницах социальных сетей или в СМИ. Но результат этого диалога так важен для всех организаций и фондов, гражданских активистов и местных сообществ, что вовлекать в него новых собеседников надо постоянно. 51% НКО из Исследования Общественной палаты РФ говорят о том, что появление «лоббиста третьего сектора» актуально сегодня. 21% опрошенных затруднились ответить. Возможно, после таких онлайн дискуссий последний показатель хотя бы немного изменится. Надеюсь, в плюс.