Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:17  /  20.01.17

3114просмотров

Интервью с Сариком Андреасяном о российском супергеройском блокбастере «Защитники»: “Это мейнстрим… с педагогическим уклоном”

+T -
Поделиться:

Супергеройские киновселенные – одни из самых коммерчески выгодных проектов Голливуда последних лет. На фоне успеха супергероики на западе, отечественный кинематограф пытался выпустить нечто подобное в России. Масштабность такого рода проектов со временем только увеличивается. В 2014 году, было объявлено о создании фильма об отряде отечественных супергероев. 23 февраля амбициозный проект «Защитники» режиссёра Сарика Андреасяна и продюсеров Владимира Полякова и братьев Андреасян выйдет в прокат.

Весьма примечательно, что скепсис со стороны отечественного зрителя, диаметрально противоположен реакции в остальных странах. Китайские фильммейкеры предложили продюсерам создать совместный сиквел, в котором будут персонажи и китайского происхождения. Об этом и других не менее интересных особенностях создания отечественной киновселенной про супергероев, в том числе о взаимодействии с Голливудом, рассказал режиссёр и продюсер Сарик Андреасян.

Сарик здравствуйте. Первый вопрос – всё ли готово к выходу «Защитников?

С. А.: Приветствую. Да, вносим последние штрихи, финализируем графику. Западные страны, купившие фильм, уже занимаются дубляжом.

Считаете ли вы что в России, СНГ, да и вообще во всём мире супергерои стали культовыми настолько же насколько герои местных мифов, сказок и легенд?

С. А.: Молодой зритель в какой-то момент стал прозападным: стал ориентироваться на западную культуру, читать комиксы, погружаться в их кино. И сегодня, например мультфильм про богатырей может работать скорее на пяти-шестилетних детей. Если я сделаю фильм про супергероев-богатырей, вряд ли это кто-нибудь серьёзно воспримет. Я читаю периодически отзывы кинолюбителей: “Вот у нас есть свои эпосы, почему не сделать супергеройский фильм с персонажами этих эпосов?”. Думаю, что если бы я сделал что-то подобное – засмеяли бы, это точно! Поэтому изначально было принято решение придумать всё с чистого листа. Здесь ничего нет западного. Это абсолютно оригинальный концепт. От западного есть только восприятие, что супергерои это часть западной культуры.

Расскажите о создании персонажей «Защитников», к примеру об их псевдонимах. Единственное прозвище, которое подходит так это Арсус.  Слово “Арсус” видимо происходит от латинского “Ursa”  – “медведь”. С другими персонажами всё обстоит хуже: Человек-Земля, Человек-Вода, Человек-Ветер – многие считают такиепрозвища топорными.

С. А.: Арсус – происходит от имени Арсений. К латинскому наименованию “Ursa”он имеет второстепенное отношение. Мы исходили в первую очередь от ментальности, от восприятия той или иной национальности. Имена собственные «Лер» и «Хан» - это сокращения от армянского имени Лерник и казахского Темирхан, они отражают ментальную и национальную принадлежность героев. Мифология франшизы сводится к тому, что мы показываем героев из бывших советских республик, героев, вышедших из той эпохи. Я очень хочу, чтобы люди из Казахстана понимали, что это их супергерой, я хочу, чтобы армяне и кавказцы понимали, что это их супергерой. Наши герои не имеют никакого отношения к американской культуре, потому что изначально создавались вне американской культуры, на основе нашей ментальности, наших культурных кодов.

Это и есть самое важное отличие, которое мы хотим донести. Ведь Арсус, Лер, Ксения и Хан не могут быть героями Америки. Но люди, воспитанные на американских супергероях, начинают их всех сравнивать, например Хана с Флешем или Ртутью, Арсуса с Халком…Наша команда занимается кинематографом более десяти лет. Мы хотим чтобы зритель поверил – прежде чем запускать такой дорогостоящий проект, мы к нему основательно готовились. Поверьте, найти 400 млн рублей на фильм не так-то просто, нужны серьезные основания, чтобы инвестор в вас поверил.

Также в фильме никто никого не называет “Человеком-ветром” или “Человеком-водой”. Понимаете ли, это всего лишь формулировка, которую мы использовали, когда делали концепты, подписали так героев исключительно на бумаге и не более того. Персонаж Ксении связан с водой, потому что она родом из Севастополя и ее способности сводятся к управлению водной стихией.  И это всё будет рассказано в фильме, но если я открою ещё какие-то подробности, то это будут спойлеры и кино смотреть будет неинтересно [смеётся].

" Это фильм про супергероев. Чистейший мейнстрим."

Это ведь мейнстримовский фильм. Однако хочется узнать, есть ли в нём какие-то не штампованные, оригинальные линии, может быть сцены быта?

С. А.: Опять же вопрос тона – алкоголиков, сидящих в деревне и страдающих от своей жизни нет в моём фильме. Это фильм про супергероев. Чистейший мейнстрим. Понятное дело, что у каждого из героев своя драма, понятное дело, что у них есть чувства, переживания. Сюжет классический – хорошие парни борются против плохого, как и в любых супергеройских вселенных. Заметьте, как отреагировал западный зритель на трейлеры и тизеры. Для них это оказалось очень свежо. Нашим же людям всё приелось, они знают Лужники и Останкинскую башню. А американцы задаются вопросом и восклицают “Вау! Что это?! У русских оказывается есть небоскрёб – Москва-Сити!”.  И западные зрители оказывается, не знали этого. Просто когда ты живёшь в этом, для тебя это обыденность. Мы же миллион раз видели, как в голливудских фильмах рушат Статую Свободы и мост Золотые Ворота, уж не говоря о том, что почти в каждом экшен-фильме Нью-Йорк разрушается. 

Так что для западной публики и, возможно, россиян, проживающих не в Петербурге и Москве, это тоже “Вау”. А вот столичная публика не очень доверяет всему отечественному – почти всё российское кино для них плохое, потому что они ориентированы на совершенно другое. Поэтому полагаю концепция «Защитников» – ментальность героев, место действия – выглядит вполне свежо. И когда вы задаете вопрос “а что в фильме нового?”,я могу ответить, что новое в первую очередь в концептуальности каждого из героев, в форме подачи.

Кадры разрушаемой Москвы у одних вызывают ассоциации с голливудскими боевиками, а у кого-то вполне реальную бомбардировку Белого дома в сентябре-октябре 1993 года

Вы упомянули об удивлении среди американцев. Получается привычный клюквенный образ медведя с балалайкой, эволюционировал в медведя с пулемётом?

С. А.: Именно. Русский медведь это как раз таки ментальный код. А с балалайкой – чистый анекдот. Хотя, полагаю можно и эпизод с балалайкой устроить, но уже в сиквелах, когда будет достигнута лояльность со стороны аудитории и уже можно будет добавить такого рода юмористическую составляющую. Например, можно будет Арсусу взять балалайку и разбить кому-нибудь об голову [смеётся]!

Кстати, насчёт юмора. Ведь линия юмора и любовная линия зачастую играют важную роль в фильме сглаживая какие-то его огрехи. Юмор и любовь на экране присутствуют?

С. А.: Конечно, но минимально. Знаете почему? Мы хотели, чтобы первая часть была серьёзной. Задали такой несколько тяжёлый тон, дабы люди не подумали, что это какой-то мэшап и треш. Это очень важно. В будущем уже можно будет позволить себе большее. Мы не хотели, чтобы зрители воспринимали фильм в качестве комедии, исходя из того что мы снимали много юмористических лент. Мы хотели, чтобы люди увидели, что это совершенно другой подход и формат. Что касается любовной линии, то в первой части есть намёки. Мы специально это делаем, дабы у зрителя осталось после просмотра фильма послевкусие, чтобы они ждали вторую часть – как бы дразним и завлекаем. Очень важно было оставить некоторые сюжетные линии недосказанными, чтобы осветить их в будущем. Это как в случае с франшизой Люди-Икс, когда ты смотришь все части, то у тебя выстраивается единая метаистория.

Я люблю «Людей-Икс» – мне в них всё нравиться. Таким образом, и мы хотим в своём проекте планомерно рассказывать историю с каждой новой частью. И как бы сказать…, Люди-Икс они же ведь глубже других супергероев, это всё-таки история противостояния не только злодеев и героев, а ещё мутантов с людьми, и этот подтекст изначально был очень чётко создан.

К производству фильма привлекались иностранные специалисты?

С. А.: Ну, смотрите, над фильмом работают художники из «Argunov Studio», это уже международная студия – они сотрудничают не только с российскими производителями. На 90% графику делают они. Остальные 10% делается западными специалистами под чутким руководством Никиты Аргунова. По сценическим движениям актер, исполнявший роль Лера, Сисак Себастьян, привлек свою наставницу Лиану Нюквист. Она работает и с Фассбендером, например. И специализируется именно на сценических движениях – учит вставать правильно, двигаться зрелищно.

Лианна Нюквист и Себастьян Сисак-Григорян

Лианна Нюквист и Себастьян Сисак-Григорян

Актёров этому учат во время съёмок. А вот Санжар Мади, исполняющий роль Хана, сам по себе безумно пластичный. То как он стоит, как двигается – это его природный талант. Он же ведь в «Марко Поло» снимался и проходил там каскадёрские курсы. В нём это было, а Себастьян этому учился только для нынешних съёмок. А вот пластика Ксении – это чистый экшен, она растворяется и взаимодействует с водой и это не только компьютерная графика. И если вы смотрели кадры со съёмок, то могли заметить, что актёр Антон Пампушный сам играл и воспроизводил движения медведя, а не каскадер или та же компьютерная графика, которой там меньше чем могло бы быть. И это, безусловно, вызывает большое уважение к актёру, который вполне мог настоять, чтобы это делал дублёр или рисовали художники. Лично для меня это много значит, потому что я понимаю, что люди на самом деле переживают за свой образ, образ своего персонажа.

В СМИ каждый раз подчеркивается, что ваша картина это первый супергеройский отечественный фильм. Однако на данный момент уже есть «Хардкор», «Меченосец» и «Чёрная молния». Получается, начало уже было положено. Как вы думаете могут ли «Защитники» поднять тему на новый уровень?

С. А.: Касательно перечисленных фильмов очень важно позиционирование. Никто из них не претендовал на звание супергеройского фильма. Сами создатели, к примеру, Тимур Бекмамбетов про «Чёрную молнию» не говорил, что это супергеройское кино. Чего я хотел бы, так это того чтобы «Защитники» стали узнаваемыми, стали популярным брендом именно в России. Я хотел бы, чтобы дети увлекались нашими, а не только западными героями. Я же не рассчитываю, что люди в сорок лет начнут коллекционировать фигурки героев. А вот мой маленький племянник, как и многие другие дети, которые коллекционируют игрушки от Marvel, начнут увлекаться Защитниками. Потому что это их родная культура. Это создано в нашей стране. У меня ещё и педагогическая задача.

Герои и злодей в действии

Во многих интервью касаемо «Защитников» вы говорили то, что хотите поставить фильмы о супергероях на поток. Есть уже какие-то заметки или черновики проектов?

С. А.: Не “на поток” – я таких слов не говорил. Также я не говорил, что мы бросаем вызов и “даем ответ” Голливуду. Откуда журналисты это берут?! Да, я хочу развивать киновселенную – много идей разрабатывается в рабочей обстановке офиса со сценаристами, говорим, записываем, обсуждаем, придумываем и продумываем образы героев… Но когда речь заходит про конвейер, надо понимать, что на производство только одного фильма уходит три года. И поэтому если я сделаю вторую часть «Защитников», то это уже будет в 2019 году – сумасшедшее количество времени. У меня нет 1500 художников компьютерной графики и 200 миллионов долларов на то чтобы ускорить процесс и сделать картину за год-полтора. А так, в идеях всё есть. Я вижу, как эти процессы происходят в Marvel и DC, это должно быть планомерно. Представьте себе, если во второй части ввести сразу двадцать персонажей-супергероев – зрителю будет некомфортно. Все должно проходить очень тонко.

В феврале появится наш официальный комикс по «Защитникам». И это будет комикс не совсем по фильму, сюжет станет ответвлением со своими злодеями и сопутствующими персонажами, которые будут окружать главных героев. Мы хотим понемножечку расширить рамки вселенной. Чтобы люди понимали – мы серьёзно подошли к вопросам и с разных ракурсов. Будет медиа-поддержка к фильму – книжки, компьютерные игры и другие сопутствующие материалы. По части игр всё происходит следующим образом: к нам приходит компания разрабатывающая компьютерные игры, и покупает лицензию на адаптацию, а дальше они разрабатывают игру и согласовывают ее с нами. А в разработке комиксе принимает участие наша творческая команда. В дальнейшем, надеюсь, появятся заинтересованные сторонние издатели, которые станут разрабатывать и выпускать комиксы по лицензии, и я очень надеюсь, что всё это будет сделано качественно. Мне бы хотелось, конечно, полностью контролировать все, добиваясь качества, но мое поле деятельности, всё-таки по большей части – кино.

" Фильм совершенно не политизирован."

Сейчас в мире, по факту происходит второй акт Холодной войны. Информационная война, допинговая, санкции, эмбарго и так далее. «Защитники» подвергаются подобной критике и политизирован ли сам фильм?

С. А.: Фильм совершенно не политизирован. Когда мы только приступили к проекту, тогда ведь не было никаких политических проблем. И просто так получилось, что случайно мы оказались в тренде. И это всё было разработано без оглядки на все проблемы геополитического масштаба.

Фильм патриотичен, но скорее на педагогическом уровне. Он учит единению, имея в виду все страны Советского Союза. Мы должны дружить – это про единство. У нас нет внешнего врага в фильме, что очень важно.  Мы не воюем против Америки. Мы недавно были в США и вели переговоры по фильму. И вы знаете, у них вообще нет каких-либо политических заморочек, у них явное удивление. Они говорят “Вау –  русские делают фильм про супергероев! И мы хотим его посмотреть и показать в своей стране!”. У них нет восклицаний, типа мы залезаем на их поляну. Наоборот мы наблюдали живой интерес американцев к фильму. 

То есть, даже в данный острый политический период, искусство всё равно остаётся без границ?

С. А.: Абсолютно. Вы знаете, я даже удивлён. И это клёво! У меня друг говорит о них – “openmind”, они ко всему в этой жизни открыты, такая вот ментальность радоваться всему. Американцы мне говорили, что им интересно как люди из другой страны смотрят на американскую культуру, учитывая, что супергерои часть американской культуры. Им интересно как это со стороны будет выглядеть. В США после выхода трейлеров и тизеров фильма, около 250 изданий СМИ от мелких газет до «The Hollywood Reporter» и «The Guardian», как они сами выражаются– “exciting” – восхищены«Защитниками». И ведь удивительно – у нас в стране, люди защищают американское кино, говоря: “да как онисмеют снимать супергеройские фильмы, есть же Marvel и DC!!”. Это тоже самое, если запретить снимать романтические ленты всем кроме определённого медиаконцерна. Какие ведь могут быть проблемы? Это все дело вкуса.

На данный момент популярными являются не только фильмы про супергероев, но и сериалы. Взять тот же канал Netflix, выпустивший несколько успешных саг. Есть ли вероятность того что вами созданная супергеройская вселенная «Защитников» шагнёт и в сторону телесериалов?

С. А.: Я открою секрет, мы ведём переговоры с американскими студиями. Мы выслушали их условия и теперь должны со своей стороны выдать креативное решение. Надеюсь, что мы сможем открыть подробности после окончания переговоров.

В супергеройских произведениях, где задействовано несколько героев, они обычно устраивают потасовку между собой, причём чуть ли не чаще чем со злодеями. Будет ли подобная сцена в «Защитниках»?

С. А.: В первой части, опять же, как и с линиями любви и юмора, есть намёки на межличностный конфликт между героями. Но мы не стали это обострять, ведь в первой части наши герои только собираются вместе, чтобы дать отпор общему врагу. В том же «Первый мститель: Противостояние» масштабный конфликт между героями был показан впервые, но до этого кинокомпания долго к этому шла, и в каждой части устраивала лишь небольшие потасовки, скорее даже шуточные. Тут вопрос в том, как люди примут конфликт между героями. Тяжело говорить про то, что будет через несколько лет.

Популярность фильмам добавляет такое движение как косплей. Стенды «Защитников», насколько я знаю, присутствуют на фестивалях косплея. Есть ли отзывы среди участников подобных фестивалей, может кто-то уже выступал в костюмах из фильма?

С. А.: Мы делали презентацию на «Старконе» в Питере, выступал Никита Аргунов. В Москве на Комиконе – представить фильм приехали все наши актеры. 23 февраля полетим в Краснодар – поддержать Киберкон. Касаемо каких-то откликов со стороны зрителей увидевших трейлер, то появилось невероятное количество рисунков на героев фильма, в особенности на Хана. У нас есть группы в соц.сетях – там наши зрители выкладывают свое творчество. Косплея пока не встречал. Но были некоторые предложения со стороны знакомых. Думаю к этому всему со временем можно прийти. Пока ещё рано в это вдаваться – всё равно что хвалить фильм, до того как он вышел.

Что можете рассказать о трейлерах к «Защитникам»?

С. А.: Ну, вы же понимаете, что чаще всего трейлеры делают одни люди на основе фильма других людей. Но в данном случае трейлер делали мы сами – нашими силами. Если и привлекали людей, то каждый кадр они с нами согласовывали. Поверьте, не будет такого, что весь экшн мы показали в трейлерах – это честный подход. В фильме зрелищных сцен очень много.

Возможно ли в будущем увидеть в сиквелах «Защитников» более глубокую философию и научную фантастику, а не просто мейнстрим? Например, «Хранители» Снайдера по графическому роману Алана Мура - это наверное единственный фильм про супергероев с подобными критериями. Вам самому понравилась картина?

С. А.: «Хранители» очень крутое кино, но зритель оказался к нему не готов, они опередили свое время и не были достойно встречены. Наверное, сегодня, когда зритель немного поменялся, они смогли бы собрать полные кинотеатры. Мы надеемся, что со временем и в «Защитниках» появится глубокий контекст, глубокая философия. Во всяком случае, мы будем к этому стремиться.

И напоследок, какие у вас пожелания российскому зрителю?

С. А.: Вы знаете, у меня была одна знакомая, которая как-то сказала “Сарик, ну, сколько же можно делать скидки российскому кино?”. Я очень хорошо понимаю, что те, кто производит российские фильмы, говорят публике “Поверьте в меня. Дайте мне шанс”. Поэтому, знаете, мне самому в какой-то степени неловко такие вещи говорить. Я очень хорошо понимаю, что было много плохих российских лент, которые подрывают доверие к отечественному кинематографу. Но это не только у нас, так во всём мире. В Голливуде тоже не всё гладко. У них в стране производится в год несколько тысяч фильмов. До нас доходит 300-400, а из них хороших, дай Бог пятьдесят. И когда в России выходит в год 80 фильмов и из них достойные всего пять, то это нормально. И во Франции, и в Швеции, да и во всём мире всё так и обстоит. Народ должен понимать, как это работает. Просто нужно быть открытым ко всему.

Если у тебя в стране люди делают попытку совершить что-то новое, то я не прошу обязательно идти в кинотеатр, но может быть можно относится к чужому труду немного лояльнее? Фильмы не производят на коленках сидя на диванах. Это огромный и тяжелый труд большого количества людей. И в конце концов, кто-то должен был начать этот путь. А дорогу, осилит идущий.