Все записи
12:13  /  10.02.17

9372просмотра

Русское лицо косплея — интервью с Полиной Гнездиловой: «Благодаря новому взгляду на старые сюжеты, мы хотим передать колорит и дух русской народной культуры»

+T -
Поделиться:

Как ни печально признавать, в России собственная художественная и народная культура во многом уступает заграничной. Супергерои западных стран и восточное аниме зачастую более популярно среди молодежи, чем русская классика. Взять тот же косплей, одно из самых популярных увлечений последнего времени, захватившее и крепко засевшее на просторах России. Ведь и в косплее подавляющее большинство отыгрываемых образов отнюдь не отечественного происхождения. 

Однако не все так плохо. Патриотизм слишком громкое слово, скорее, это любовь к своей древней культуре. А потому находятся и такие косплееры, которые примеряют образы персонажей родной культуры. Вероятно самыми яркими представителями подобного рода является команда девушек-перформеров из Сибири «Лаврентий и Ко». Творчество девушек не раз попадало в поле зрения СМИ. О любви к родной культуре, отраженной в костюмированной игре, рассказала лидер команды Полина Гнездилова. 

Полина, добрый день. Расскажите, как все начиналось: ваш первый косплей, создание команды и другие важные события.

Добрый день. Наша команда в ее более-менее стабильном составе сформировалась спонтанно около четырех лет назад. Идейно нас объединили любовь к искусству и, очевидно, непобедимый идиотизм. История попадания в коллектив была у всех примерно одинаковая: меня просили сделать съемку на заданную тему, а уже в дальнейшем я предлагала совместно поработать над своей идеей. Нашим первым командным проектом, наверное, можно считать Бабу-ягу, образ которой до сих пор не утратил своего обаяния и остается нашей визитной карточкой.

При обзоре вашей общей деятельности возникает ощущение, что это уже что-то сродни бренду. Закреплено ли юридически ваше сообщество? Если нет, то может ли появиться такая необходимость?

Результаты нашего творчества, думаю, в достаточной степени защищены четвертой частью ГК РФ, которая регулирует вопросы права интеллектуальной собственности (нежно мной любимого). Но приятно думать о том, что у нас сформировалось определенное «лицо»... Боюсь, правда, представить себе эту физиономию.

Какая основная деятельность членов вашего коллектива?

В обычной жизни большая часть нашей команды профессионально далека от сферы искусства. Я по специальности юрист и стараюсь развиваться в этом направлении. Моя мама — госслужащий. Наталья, окончив исторический факультет, в дальнейшем видит себя в сфере политологии. Единственный человек, который напрямую связан у нас с творчеством, — Настасья, она учится в университете архитектуры, дизайна и искусств.

Кто за что отвечает в коллективе, как распределены обязанности?

Должность худрука Lavrentiy&Co принадлежит мне, соответственно, и обязанности мои самого широкого спектра: это и генерация идей, и создание образа (мейкап, прически), фотографирование, постобработка, крафт, etc. Моей правой рукой и техническим директором команды является мама (Татьяна Владимировна), которая профессионально шьет, ассистирует на съемках и  разрабатывает технические решения. Несмотря на то что мы все немножко косплеим, пальму первенства по количеству образов нужно отдать Наталье Моренец. Она в качестве модели способна на любые подвиги ради фотоискусства. Последним, но не менее важным членом нашей команды является бутафор Настасья Федосеенко, чья основная задача заключается в производстве и снабжении коллектива реквизитом.

Царевна-лягушка, Упыриха, «Аленушка» Васнецова, Морана, Поляница, Владычица подземного мира, Ночь, Упыриха

Костюмированная игра сродни исторической реконструкции, а также ролевым играм живого действия. Приходилось ли участвовать в них?

Ни мне, ни моим соратникам не случалось участвовать в подобных мероприятиях. Несмотря на кажущуюся схожесть этих двух направлений, у каждого из них своя цель: реконструкции, как мне представляется, заключается в восстановлении образа, косплея — в перевоплощении. Последний нам более предпочтителен, т. к. отличается большей лояльностью к процессу создания.

Какие ваши любимые исторические личности?

Дабы не вышло длинного и нудного перечисления имен и фамилий, ограничусь тезисами. Если политический деятель, то тут без вариантов, Иван Грозный. Если деятель театральный — Сергей Дягилев. Художник — Михаил Врубель. Писатель, конечно же, Михаил Булгаков. Режиссер — Сергей Эйзенштейн. Актеры — Николай Черкасов и Фаина Раневская. Тяготею преимущественно к натурам сложным, но, безусловно, харизматичным.

Царица Мария Темрюковна, Кутузов и Наполеон, Фрида Кало, Жены русских царей 

При воссоздании образа персонажа из определенного произведения можно заметить, что, как правило, вы не делаете это по строгому лекалу, а привносите что-то свое. Большинство косплееров считают, что нужно непременно с большой точностью копировать образ. Настолько ли важно это?

Когда мы работаем с «каноном», то, так же как и большинство, стараемся держаться в рамках дозволенного. Что же касается «ориджинала», то проявление фантазии там только приветствуется, чем мы в свою очередь бессовестно пользуемся.

Обращаются ли к вам за заказами костюмов? Коммерческая деятельность присутствует?

Заказы не берем и коммерцией не занимаемся, все исключительно по любви.

Создание и костюмов и образов имеет широкий спектр соприкосновений с другими сферами искусств. Приходилось ли сотрудничать, к примеру, с музыкантами или кинематографистами?

Пока не приходилось, но это был бы интересный опыт.

 Работа в стилистике Альфонса Мухи

Ваш коллектив чисто женский. С чем это связано и привлекаете ли вы к проектам мужчин?

В основе создания нашего коллектива гендерный признак, конечно, никогда не лежал, просто так сложилось исторически, что мужчины у нас привлекаются редко, в основном для оказания вспомогательных работ.

Косплей слово инородное, ведь и раньше костюмированная игра была не в новинку. Как вы охарактеризовали (или назвали) бы косплей на русский лад?

Такое явление, как косплей, наверное, сравнимо с существовавшими в дореволюционной России домашними театрами, где гостями и домочадцами разыгрывались любительские спектакли. Чем не прообраз современных фестивалей?

Взять, к примеру, такого харизматичного и красочного персонажа, как Кощей. Почему никто его не косплеит?

Дайте нам срок и все будет... Но это полная тайна организации! Предупреждаю, у нас длинные руки!

Каковы особенности воссоздания образов реально существовавших персоналий?

В этом случае необходимо учитывать множество факторов: внешние данные, биографию, историческую обстановку, а также возможность и уместность стилизации всего перечисленного.

Творческие встречи, фотовыставки и мастер-классы

Отдельно друг от друга создаете косплей-проекты?

Давать согласие на приглашения других фотографов не приветствуется: «Кто хотит на Колыму? Выходи по одному!»  Для «моих» не секрет, что худрук у нас тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен. Оправдаться могу лишь самоотверженной преданностью общему делу. Что же касается любого иного вида сотрудничества, милости просим.

Тот факт, что предмет вашего творчества — это отечественная культура, был выбран исходя только из личной привязанности или еще потому, что эта ниша мало кем занята?

Если бы мы искали определенную нишу, то выбрали местечко покомфортнее, а не там, где надо регулярно топиться в реке или носиться по лесу в кокошнике, потому что образ этого требует. Благодаря новому взгляду на старые сюжеты, мы хотим передать колорит и дух русской народной культуры.

Полина, отчего вы так любите косплеить персонажей-мужчин? Какие при этом ставите цели и средства?

Никогда серьезно об этом не задумывалась, но могу предположить, что в первую очередь это обусловлено мировосприятием: в душе я всегда суровый бородатый мужик, а  снаружи — только по выходным. Да и герои, образы которых обычно примеряю, исключительно занимательные ребята. Например, мой любимец — царский опричник Малюта Скуратов. Второе лицо в государстве, начальник высшей полиции по делам государственной измены, храбрый воевода, палач...  Ну как тут устоять?

Малюта Скуратов, Князь Курбский, Капитан Немо из фильма «Лига выдающихся джентльменов»

Какова история появления псевдонимов в команде? Да и вообще, как вы думаете, какая необходимость толкает большинство косплееров скрываться за псевдонимами?

Прозвище «Лаврентий» было получено мной в честь «душистого цветка прерий» Лаврентия Берии. Как и он, я ценю женскую красоту и занимаюсь различной организационной работой. Наталью мы между собой называем «Вождь» в честь Отца народов (она когда-то трудилась над сравнительным анализом тоталитарных режимов). А ее официальный никнейм «Морана», в свою очередь, отражает фольклорное направление творчества. Бутафор и художник Настасья, в связи с созданием паблика со своими работами, взяла псевдоним Fedora the hat (из любви к этому виду шляп и созвучности фамилии). Наш техдиректор Татьяна Владимировна после дебюта в образе мачехи Золушки выбрала не лишенный элегантности ник — Lady T.

У косплееров, в большинстве случаев, конечно, нет острой необходимости скрываться за вымышленными именами, это скорее один из атрибутов, присущих косплейной деятельности, не более.

Могут ли навыки, полученные в косплей-деятельности, пригодиться в обычной жизни?

Несомненно. Например, я могу уже давать мастер-классы по сборке мётел, лепке мухоморов и запугиванию ассистентов.

Что скажете насчет разразившегося косплей-бума на Харли Квинн? Лаврентий&Co также подастся волне? Или же сыграть других барышень популярных среди косплееров, вроде Рыжей Сони, Джессики Рэббит, Вампиреллы?

Отвечу словами одного небезызвестного лысого на броневике: «Мы пойдем другим путем!»

Паночка из «Вия», Хозяйка Медной горы, Поляница, «Аленушка» с картины Васнецова

Какие ваши любимые вымышленные персонажи?

Мне тяжело однозначно определиться в этом вопросе, поэтому опишу общие контуры... Нравятся сложные характерные герои, сильные духом, не лишенные чудаковатости и с гипертрофированным чувством порядочности, вследствие чего часто обреченные авторами на трагический финал.

При тщательном просмотре ваших работ выявляется следующее: подавляющее большинство косплеев — с отечественным «лицом»; есть процентов 10–20 от западного, но никак не заметно ничего восточного, то есть аниме. С чем это связано? Как вы в целом относитесь к аниме-культуре?

Никогда раньше не проводила статистику, но, посчитав, уточню, что косплея по западным источникам у нас все-таки где-то треть. Что же касается лично моего отношения к аниме-культуре, то оно характеризуется как нейтрально-положительное. Однако как тема для фотопроектов восточный фендом мне малоинтересен, исключение сделала бы для каких-нибудь богато украшенных костюмов по артам Sakizo или манге «Магазинчик ужасов».

Наташа Моренец в образах из диснеевских мультфильмов

Дорогое ли увлечение косплей?

Бесспорно. Особенно дорого обходится душевному здоровью.

Какой был самый тяжелый и трудоемкий ваш проект?

Таких проектов было несколько, но выделю, пожалуй, диснеевскую «Золушку». Это была серьезная командная работа, сопряженная со множеством организационных трудностей, которая прошла проверку несколькими фестивалями и фотосессиями. Получившийся результат, на мой взгляд, стопроцентно оправдал вложенные в него силы.

Вы любите косплеить воителей, а как насчет воительниц, к примеру, такой как Рыжая Соня?

Образ женщины-воина был и остается для меня  привлекательным, но слабо представляю, чтобы кто-то из нашей команды смог отыграть такую колоритную героиню, как Соня. Но если бы кто-то другой решил отснять этот образ у меня, то я с удовольствием подписалась бы на такой проект.

Какие минусы у косплей-деятельности?

Реквизит сам не ходит, а так иногда, знаете, хотелось бы…

Как вам отечественная кинофантастика?

Образцом отечественной кинофантастики для меня является «Собачье сердце» в постановке Бортко: гениальная литературная основа, талантливейший режиссер, отличная актерская команда. Словом, пример, который показывает, что «нет ничего невозможного для человека с интеллектом».

Что нравится из фантастики, как отечественного?

В детстве зачитывалась «Приключениями Алисы» бесподобного Кира Булычева. В домашней библиотеке до сих пор хранится около пятнадцати книг этого цикла с замечательными иллюстрациями Евгения Мигунова.

Какие будут пожелания вашим поклонникам и любителям фантастики.

И тем и другим пожелаю гармоничного внутреннего развития, которое бы способствовало, как завещал классик, созиданию разумного, доброго и вечного.