Все записи
12:40  /  30.04.20

448просмотров

Я — скринлайф, недоношенный ребенок COVID

+T -
Поделиться:

Скринлайф — это новый черный, оранжевый и серобуромалиновый. Прогрессивный жанр и любимое детище Бекмамбетова: фильм, действие которого происходит на мониторе компьютера или любого гаджета с экраном. Придумали его, конечно, безо всякого участия Тимура Нуруахитовича — считается, что вебкамерный хоррор The Collingswood Story сняли еще в 2002 году (хотя впервые показали только в 2005-м). Но само слово «скринлайф» и активное продвижение новой формы — это все действительно заслуга Бекмамбетова и его «Базелевса».

Нельзя сказать, чтобы это была прямо бомба, сильно перепахавшая кинематографический ландшафт, но некоторое количество фильмов в этом жанре вышло на большой экран и даже заработало хорошие деньги (особенно, если сравнить кассовые сборы со стоимостью производства). «Смерть в сети» (The Den), «Убрать из друзей» (Unfriended), «Поиск» (Searching), «Днюха» временами было свежо и остроумно (это я не про «Днюху»). Скорее всего, скринлайф ожидала бы недолгая карьера модной игрушки, кинотамагочи, и гораздо более продолжительная жизнь в качестве стартовой площадки для молодых режиссеров, но тут государство окружило нас неспровоцированной заботой, заперев по домам.

И скринлайф оказался вне конкуренции.

Актерам не надо ехать ни в какие павильоны: все сидят в самоизоляции, играя перед собственными вебкамерами. Потом все это монтируется, выкладывается в каком-нибудь онлайн-кинотеатре и пользуется безумной популярностью. Схема отличная, но пришла она в голову сразу всем, и не все из этих всех оказались в состоянии придумать хороший сериал в сжатые сроки. Им бы подождать, поработать, и тогда, цитируя персонажа одного из скринлайфов, «как только карантин заканчивается — бац! — на тарелочке зрителю выдаем готовый продукт». И зритель, с улыбкой вспоминая былые страхи и заботы, с удовольствием посмеялся бы над переживаниями героев. Но нет — все куда-то торопятся, расталкивая конкурентов нестерильными локтями.

И кстати: не знаю, что по этому поводу думает Бекмамбетов, но практически все эти фильмы — не совсем классический скринлайф. Компьютерных десктопов с ярлыками, каких-нибудь текстовых сообщений, перелистываемых фотографий там практически нет — в основном, это видеозвонки и видеоконференции. Конечно, так оно, может, даже лучше и привычнее, но идею несколько обедняет.

Беезумие

Кинопоиск

Режиссер: Александр Молочников

В ролях: Кристина Асмус, Игорь Верник, Ингеборга Дапкунайте, Максим Матвеев, Александр Молочников, Евгений Стычкин, Аглая Тарасова

Изолировавшиеся звезды и молодой энергичный режиссер дистанционно репетируют спектакль, чтобы устроить премьеру сразу после окончания карантина («Бац! — на тарелочке» — это как раз из «Беезумия»). Все, включая режиссера, фигурируют под собственными именами и играют пародии на самих себя (кроме Ингеборги, которую зачем-то зовут Лайма). Правда, за две серии до репетиций они еще не дошли, да и пьесу пока не все прочитали, но это неважно. Главное, что этот материал и режиссер просто созданы друг для друга. Молочников успел снять «Мифы» и «Сбежавших в Аризону» (не говоря уже о его спектаклях «19.14», «Светлый путь. 19.17» и «Бунтари»), так что фильмы со звездами и проекты, где размывается грань между документалистикой и игровым кино, — это прямо его. Ну, и со Стычкиным они, конечно, нашли друг друга — даже странно, что Евгения не было в «Мифах».

Все вместе

Okko

Режиссер: Виктория Кравченко

В ролях: Илья Бледный, Даниил Вахрушев, Рина Гришина, Юлия Топольницкая, Игорь Чехов, Данила Якушев

Излишняя злободневность и чрезмерная натуралистичность фильмам, как правило, вредят — вот и авторы «Рашн Хакерс» напрасно ступили теперь на скользкую дорожку реализма. Актеры отличные, диалоги нормальные, но герои уж слишком похожи на обычных людей. То же нытье, та же бравада, те же шуточки. Раздражает чудовищно. Да и вообще герои крайне неприятные — прямо как настоящие. Немного оживляют происходящее закадровый голос еще не рожденного ребенка Топольницкой да незатейливая анимация. Не бог весть что, но, по крайней мере, какое-то разнообразие. Может быть, действительно имеет смысл пересмотреть «Все вместе» уже после того, как мы дружно откинемся. И тогда наверняка — ностальгия, вкус гречки на губах, шорох туалетной бумаги, воспоминания о первых онлайн-свиданиях.

#СидЯдома

ТНТ, Premier

Режиссер: Ольга Френкель

В ролях: Юлия Александрова, Олеся Железняк, Анна Котова-Дерябина, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Александр Робак

Тут, в общем, та же самая проблема: сидя на карантине, не очень интересно смотреть сериал про сидение на карантине. У Ольги Френкель, которая до этого работала над «Деффчонками» при этом получилось все-таки чуть поживее: то ли за счет актеров, то ли благодаря тому, что это история не про группу приятелей, а про сотрудников сети магазинов «КлинХоз» — там и попытки удержать компанию на плаву, и семейные проблемы, и сугубо личные тараканы в головах. Анна Михалкова, несколько лет назад регулярно выступавшая в амплуа жены героя Пускепалиса, здесь, как и в «Шторме», играет супругу Робака — на этот раз, правда, бывшую. В общем, все довольно весело, но совершенно необязательно.

Безопасные связи

START

Режиссер: Константин Богомолов

В ролях: Любовь Аксенова, Леонид Бичевин, Никита Ефремов, Надежда Маркина, Игорь Миркурбанов, Александра Ребенок, Сергей Сосновский, Мария Шумакова

Константин Богомолов — пожалуй, единственный, кому удалось хотя бы слегка уйти от темы карантина. Да, герои самоизолировались, и это отчасти влияет на происходящие с ними события, но только отчасти. На месте коронавируса могли быть, в общем, любые другие обстоятельства, из-за которых они сидят дома. Миркурбанов нанимает Аксенову, чтобы та поработала его мамой, Маркина с Сосновским ведут загадочный диалог, смысл которого начинает раскрываться только постепенно, а остальные четверо героев пытаются разобраться в своем любовном квадрате. И эта последняя история про супругов и любовников кажется пока слишком очевидной и слишком богомоловской. К тому же «Безопасные связи» — все-таки не скринлайф в чистом виде: сериал по большей части состоит из видеозвонков, но иногда героев снимает и обычная камера.

Изоляция

ivi

Режиссер: Павел Капинос

В ролях: Юрий Колокольников, Максим Лагашкин, Надежда Михалкова, Павел Табаков

«Изоляция» тут, конечно, больше для комплекта: во-первых, это документальный проект, а во-вторых, тоже не совсем скринлайф. Правда, здесь много видеозвонков, поэтому пусть будет. К тому же про карантин: актеры звонят своим друзьям и знакомым, застрявшим в других странах, и просят рассказать (а лучше показать), что у них происходит. Надо отметить, что Маша Федоренко с середины марта делает аналогичный проект Moscow calling, но я ни на что не намекаю. Актеры — это всегда интересно. Мне, правда, кажется, что не всем из них стоит публично формулировать собственные мысли и вопросы — иногда лучше с выражением зачитывать чужой текст. А то иногда неловко за них. А так — познавательно, конечно.