Все записи
18:27  /  4.05.17

359просмотров

Инвестиции в недвижимость. Налогообложение. Англия для чайников

+T -
Поделиться:

Вступление

Советы по налоговому и стратегическому планированию, естественно, являются и должны быть прерогативой специализированных специалистов. Налоговые законы Англии настолько сложные и запутанные, что иногда надо несколько специалистов, чтобы правильно спланировать инвестицию.

Если у вас есть деньги на покупку недвижимости, а в Англии это нехилая сумма, то предполагается, что у вас есть и пара сотен фунтов, чтобы проконсультироваться с правильным специалистом. Сразу скажу, я не являюсь налоговым специалистом, я больше консультирую по стратегическому планированию инвестиций, в том числе в недвижимость.

Какая же разница между налоговым специалистом и специалистом по стратегическому планированию?

Разница, в принципе, во времени.

Стратегическое планирование обычно происходит на этапе ПЕРЕД покупкой актива, когда рассматриваются варианты юридического оформления сделки, юрисдикция налоговых дел владельца, а иногда и продавца, составляется бюджет и производится due diligence (проверка) по отношению к участникам сделки и самому активу. Специалисты по стратегическому планированию плотно работают и с юристами, которые оформляют сделку, и с налоговыми специалистами (которые не обязательно являются бухгалтерами, во многих случаях у них квалификация tax adviser). Есть, например, очень большая разница, покупаете ли вы недвижимость на свое имя или создаете компанию, которая потом является владельцем актива. Покупаете ли вы недвижимость от частного лица, или офшорного фонда. Оформляете ли вы fixed interest mortgage или tracking. Привлекаете ли вы капитал или инвестируете только свои средства, покупая недвижимость за наличные. Я также предоставляю услугу планирования переговоров по покупке недвижимости. Это очень важно, особенно в Лондоне, где цены на недвижимость зашкаливают. Если правильно построить тактику переговоров, можно сбить до 40% от исходящей цены. Если вы покупаете резиденцию за 4 миллиона фунтов и знаете, как сбить цену на 20%, сами посчитайте, стоит ли заплатить пару тысяч фунтов за проведение переговоров.

Налоговые специалисты должны привлекаться именно на этом этапе. К сожалению, происходит это чрезвычайно редко и поэтому у них много работы уже на последующем этапе, когда недвижимость уже куплена и счастливый владелец получает космического размера счет из налоговой. В этом случае, налоговые советники должны разрулить создавшуюся ситуацию, чтобы попробовать создать структуру, которая является более tax efficient, то есть, чтобы доходы от недвижимости оставались в большинстве своем в кармане владельца, а не шли в бездонную бочку государства. Во многих случаях, создание такой структуры подразумевает переоформление недвижимости и в таких случаях ситуация плавно переходит обратно в руки опытного специалиста по стратегическому планированию. Круг замыкается.

Стратегическое планирование

Предполагаю вопрос от читателя – если нам просто надо заплатить специалисту, то зачем нам читать эту главу?

Как минимум по двум причинам.

Во-первых, чтобы ориентироваться в проблеме и понимать о чем речь.

А во-вторых, чтобы контролировать качество работы специалиста. К сожалению, в Англии вам могут дать плохой совет даже бухгалтера из больших фирм, которые, теоретически, регулируются национальными институтами типа Institute of Chartered Accountants of England and Wales, но если они сделают ошибку или даже организуют мошенничество, вы сможете добиться справедливости только через суд – практика показывает, что такие институты обычно защищают свои членские взносы, чем клиентов своих членов.

Реальная история. В этой реальной истории я даже дам конкретные имена, так как все в ней правда, и произошло на самом деле. Есть такая фирма, которая еще недавно называлась Harris Lipman, но в 2014 ее купила акула английского рынка Menzies. Репутация у Harris Lipman была еще та, и в прессе и в кулуарах многие шушукались о скандалах, в которые была втянута эта фирма. Подробностей о тех скандалов я рассказывать не буду, просто посмотрите в интернете. Несмотря на подмоченную репутацию, Menzies, в приниципе, неплохая фирма, решилась таки присоеденить Harris Lipman к своим рядам и даже сделала партнеров Harris Lipman – Барри Льюиса и Мартина Аткинса, партнерами в новой мега фирме, которая создалась в результате слияния. С Harris Lipman, когда они еще не были частью мега Мензис, у меня были свои счеты, которые закончились, в принчипе, счетом 1:0 в мою пользу. Но так как вселенная любит баланс, вскоре у меня появился клиент, который реально пострадал в результате мега мошенничества организованного и приведенного в исполнение Барри Льюисом. Подробностей пока что не могу рассказать, просто расскажу о том, куда и как меня послал Chartered Accountants of England and Wales, где и Мензис, как фирма, и Барри Льюис, как ее партнер, являются членами. Если очень коротко, ребята из Harris Lipman «смошенничали» у моего клиента как минимум несколько миллионов фунтов создав фальшивые схемы по рекламации НДС, «убив» компании, в которые мой клиент инвестировал деньги, чтобы отмыть инвестиции через ликвидаторов и шантажируя директора этой компании, чтобы он прикрыл глазки на все эти дела в обмен за долю. Короче, если вы думаете, что 90-е в России это разгул и бесчинства, это означает, что вы просто не занимались серьезным бизнесом в Англии. Здесь все еще хуже. Но возвращаясь к моему рассказу. Так как в Англии такие дела происходят повсеместно (против этого можно бороться только как со cпидом в Африке – одевая презерватив проверки каждого шага специалиста, отсюда мой совет в книге «To buy or not to buy. Покупка недвижимости в Великобритании» - ЗАВЕДИТЕ СТОРОЖЕВОГО ПСА!), мошенники совсем не заботятся о том, чтобы закапывать свои какашки поглубже. Так что, раскопав львиную долю экскрементов, я просто прижала одного из мошенников, который слил сообщников. Я составила формальное заявление типа «как крали, как мошенничали и так далее», где на Барри Льюиса указывалось прямо как на главного организатора преступной схемы. Доказательств, чтобы прижать сообщника у меня было достаточно, а вот, чтобы начать и выиграть дело против Мензис – одной из самых крупных фирма Англии, да и мира, хотелось бы побольше. Я решила обратиться за помощью в Chartered Accountants of England and Wales. Да, сейчас. Разбежались они помогать!  Коринн Ричардс, тетка из Института, просто послала меня подальше. Так что сейчас я занимаюсь выкапываением остальных какашек, в то время как структура, которая должна блюсти стандарты и честность среди бухгатеров озабоченна преимущественно тем, чтобы не уменьшилось количество членов.

Поэтому, если вы обладаете минимальными знаниями, вы не только сможете правильно поставить задачу специалисту, но и проконтролировать его работу,  если вы поймете, что вас обманывают, вы сможете спасти свои деньги на самом раннем этапе.

 

 

Покупка для себя и в качестве инвестиции

Между покупкой недвижимости «для себя» и в качестве инвестиции, есть большая разница, их даже несколько, о чем мы подробно поговорим в свое время, но основная разница –  это налоги.

Когда вы покупаете дом, в котором вы потом живете, а, скажем, через десять лет вы его продаете и его цена выросла в три раза, вы не платите никаких налогов с разницы между ценой, за которую вы продали дом, и ценой, за котороую вы купили эту недвижимость. Если же вы покупаете и продаете инвестиционную недвижимость, то вы должны приготовиться заплатить не только подоходный налог с аренды, но, в случае ее продажи, налог с прироста капитала. Дополнительно, есть еще туева куча налогов, связанных с инвестиционной недвижимостью.

Также, если вы не являетесь налоговым резидентом Англии ситуация резко осложняется, поэтому прежде, чем делать резкие телодвижения по покупке или продажи недвижимости, следует посоветоваться со специалистом. Об этом подробнее чуть позже.

Поэтому правило номер 1 – прежде чем задуматься об инвестициях в недвижимость, следует тщательно спланировать  выход из этой инвестиции. Даже если вы сейчас думаете, что вы никогда не продадите ваш доходный дом, могу вас огорчить – рано или поздно вы умрете, а дом унаследуют ваши дети. Так вот, ваши дети могут и не унаследовать заработанное вашим нелегким трудом, если у них не будет денег, чтобы заплатить налог на наследство, а у вас не хватило мозгов или желания, чтобы передать им ваш актив правильным способом.

Итак, коснемся вопроса налогообложения, чтобы вы хоть немного представляли, с чем вам придется столкнуться. В этой книге я немного расскажу, как избегать или уменьшать налоги, естественно, самым законным образом.

Подоходный налог

Итак, рынок недвижимости Великобритании – очень привлекателен для обеспеченных людей проживающих за границей. Лондон стал Меккой для богатых арабов, россиян, китайцев, которые с удовольствием покупают  резиденции для личного пользования, а также в качестве инвестиции. Англичане, со своим совершенным мышлением колонизаторов, развитым на генетическом уровне, блестяще используют эту моду, ласково, но твердо закручивая гайки на уровне налогового законодательства. В 2015 веяние дошло и до «святых коров», то есть не-резидентов, так что данная глава полезна не только для инвесторов проживающих в Великобритании, но и для вас, заграничных инвесторов.

Забегая немного вперед, представим ситуацию, что у вас есть несколько домов или квартир, которые вы сдаете в аренду. Скажем, они вам приносят двадцать тысяч в год аренды. Этот доход облагается налогом. То есть потенциально вы с этих двадцати тысяч должны заплатить £1800 фунтов налога и £1433 социальных отчислений (анно домини 2016-2017). Это, если у вас нет другой работы, с другими доходами. Если на другой работе вы заработали еще 10,000, то ваш налог будет 3800 фунтов, в социальные отчисления 2633.

Обидно, правда?

Вы, в поте лица, экономите энную сумму, чтобы поставить в качестве депозита за доходный дом, на вашей шее висит ипотека, вы несете все риски, корячитесь на двух работах и после этого вы еще и платите налоги.

Да, очень обидно. Поэтому, чтобы было меньше обидно, надо знать, как облегчить свою участь.

Я виртуозно выцарапываю из налоговой излишки заплаченных налогов, потому что я знаю основные принципы налогового планирования.

Не буду делиться секретами, как можно, абсолютно законно и легально, отвоевать от налоговой эквивалент бюджета маленькой африканской страны. В данной книге я вам дам только несколько советов, как платить меньше налогов с ваших доходов с аренды.

Итак, все, что вы получаете в качестве аренды, вся сумма, это – доход брутто (gross income). От этой суммы можно и нужно отсчитывать allowable expenses, то есть издержки. Издержки, которые вы можете отсчитывать такие:

1.            agent commission – если вы сдаете вашу недвижимость через агента, то его комиссию можно и нужно отсчитать от вашего дохода.

2.            Insurance. Если вы сдаете квартиру или дом, то вы можете купить landlord insurance. Я лично считаю, что это выброшенные деньги, если вы сдаете квартиру. Вы по любому платите service charge (квартплату), в которой должен быть элемент отчислений на страховку на дом, в котором находится ваша квартира. Если ваши квартиросъемщики зальют нижепроживающих, или кто-то зальет их, то, теоретически, ремонт должен оплатить страховщик из квартплаты. Ну, а если вы сдаете дом, тогда да, эта страховка может пригодиться, хотя крупный ремонт они все равно постараются не оплатить. Разборки со страховыми компаниями – отдельная тема, у меня в практике было несколько историй эпохальных битв, если вам интересно, можете почитать мою брошюру про «PPI, банковские оплаты» из той же серии «Англия для чайников», там есть несколько историй их этой области. Страховка, о которой, по моему скромному мнению, все-таки стоит озаботиться это appliance insurance или extended warranty. Здесь прикол следующего содержания. Когда вы сдаете квартиру, то, скорее всего у вас там есть какие-то устройства, бойлер, стиральная машинка, может быть, даже посудомоечная машинка, холодильник и т. д. По английским налоговым законам, если что-то их этих устройств ломается, то вам лучше их починить, чем покупать новые. Если вы купите новую стиральную машинку, то эти триста фунтов вы не можете отсчитать от вашего дохода (это будет льгота на capital gains tax), а вот счет за починку, можете (о чем немного подробнее позже). Так вот, extended warranty, это такая страховка, которая вам предоставляет инженера, который починит или поменяет стиральную машинку, то есть расходы на эту страховку считаются ремонтом, поэтому полностью отсчитываются от дохода. Если же вы решились купить landlord insurance, то проверьте, покрывает ли она расходы на юристов и платежи по ипотеке, если у вас возникнут проблемы с квартиросъемщиками.

3.            ground rent – это аренда вашему фриголдеру, если у вас дом, естественно вы – владелец земли, поэтому этот расход вам не грозит. Забегая немного вперед, следует отметить, что если вы покупаете квартиру, вы должны обратить внимание на срок лизгольда, так как если он меньше, чем сто лет, что рано или поздно вам придется продлевать этот срок. Геморрой сказочный, но телодвижения того стоят.

4.            service charges – квартплата, то есть головная боль владельцев квартир. Из этого вывод, покупая квартиру обязательно проверьте, сколько стоит квартплата и не намечается ли ее повышение в недалеком будующем. Я как-то купила квартиру, где квартплата подскочила в течение года с 72 фунтов до 190. Это было, мягко говоря, неприятно.

5.            rates – это счета. В этой графе у меня обычно стоит жирный прочерк, так как все биллы платит тенант. Но, у вас может быть бизнес по сдаче комнат или HMO, где вы, лендлорд, платите по считам, поэтому данная графа присутствует в списке. Если вы - владелец коммерческой недвижимости, то rates могут означать ваши муниципальные налоги и так далее. Но инвестирование в коммерческую недвижимость это немного другая книга, там риски другие и раскладываются они другим узором.

6.            property repairs, maintenance and renewals – об этом я уже упомянула в графе insurance. Кроме этого, сюда еще можно включить ремонт типа покраски, мелкие сантехнические работы, замена кафеля и прочая. Стоимость замены окон может уже быть льготой на  capital gains tax, но это смотря, как вы оформите эту издержку. Вообще, по всем крупным издержкам на ремонт вашей недвижимости, лучше сконсультироваться с бухгалтером или специалистом по стратегическому налоговому планированию, ибо мнение налоговой постоянно меняется.

7.            loan interest and other financial costs. А вот это – как раз иллюстрация к последнему предложению. Существует негласное правило, которому я стараюсь следовать: «недвижимость, в которой ты живешь, должна иметь, по возможности, минимальную ипотеку, доходная недвижимость должна иметь максимальную ипотеку». Объясняю позицию партии. Если у вас проблемы, чтобы платить ипотеку за дом, в котором вы живете, то придет банк и выбросит вас на панель. Если у вас нет денег, чтобы заплатить за ипотеку за квартиру, которую вы сдаете в аренду, вы ее просто продаете, а если на рынке кризис, отдаете банку, который мается с этой головной болью без вашего участия. Еще один аргумент в пользу этого выражения. Дом, в котором вы живете, это ваша финансовая ответственность, грубо говоря, вы должны заработать определенное количество тугриков, чтобы оплатить ипотеку. Ваша доходная недвижимость, в принципе, должна зарабатывать на ипотеку, то есть банку вы платите не из своих денег, а из денег вашего арендодателя. Поэтому основным правилом инвестора является: «Получить ипотеку на недвижимость в размере, как минимум 65% от ее стоимости». Позже я расскажу немного больше о стратегии планирования портфолио, покамест мы анализируем налоги. Итак, у вас доходная недвижимость стоимостью, скажем 200,000 фунтов, из которых ипотека составляет 150 тысяч. В большинстве случаев я советую брать ипотеку interest free, это самое эффективное с точки зрения инвестирования и налогообложения. Итак, при ставке в 3% ваша ипотека банку в год будет примерно 5000 фунтов. Раньше эту сумму моджно было всю и без проблем отсчитать от вашего дохода брутто. Но в 2017 году все стало менее привлекательным.

Итак, что же изменилось?

Скажем, ваш годичный доход с аренды – 20,000 фунтов. Вы заплатили банку 5000 ипотеки. Еще 5000 вы отсчитали за ремонты, страховки и остальные фишки. Раньше ваш налогооблагаемый доход был бы 10,000, то есть никаких налогов вы бы не платили, кроме 233 фунтов социальных отчислений.

В 2017-2018 вы сможете отсчитать только 75% от 5000 фунтов ипотеки (3750 фунтов), плюс 20% от остальной суммы (1250 * 20% = 250 фунтов). Таким образом, вы можете отсчитать от вашей арендной платы только £4000, вместо £5000. Соответственно, если у вас дополнительная работа, на эту лишнюю тысячу вы платите подоходный налог.

В 2018-2019 станет еще хуже. Вы сможете отсчитать только £2500 вашей ипотеки плюс 50% от оставшихся 50% (£500), таким образом, ваша льгота будет уже только £3000.

В 2019-2020, естесственно все будет еще хуже. Расчеты станут такими: £1250 плюс - £750, то есть £2000.

А в 2020-2021 наступить Армагеддон, вы сможете отсчитать только 20% от ваших финансовых издержек, то есть всего £1000.

Очевидно владельцы недвижимости перекинут эти издержки на плечи квартиросъемщиков, поэтому предсказываю, что (если не случится массовый исход иммигрантов или если правительство не построит несколько миллионов домов), арендные платы резко пойдут вверх.

Все эти расчеты звучат ужасно, но я постаралась их объяснить наиболее доступным образом чуть позже. Ну, а если кому-то не понятно, приглашаю на консультацию.  Идем дальше.

8.            legal fees – издержки на юристов, в этим все просто. Плюс существует отдельная брошюра про издержки на юристов и других специалистов при оформлении сделки. Опять же, перечитайте бессметрную «To buy or not to buy».

9.            management charges – это расходы на агента, который управляет вашей недвижимостью, если по каким-то причинам, вы не хотите этим заниматься самостоятельно. Чуть позже я расскажу несколько страшилок из этой области.

10.          professional fees – сюда вы можете забить все остальные издержки на других людей, которые помогают вам в вашем нелегком бизнесе инвестирования в недвижимость, Например, оплаты за мои консультации, гонорар бухгалтеру и т.д.

11.          travel to and from property – вы составляете список ваших путешествий по известному адресу, потом суммируете мили и умножаете количество миль на £0,45. После этого эта кругленькая сумма отсчитывается от дохода брутто.

Потом вы все это суммируете, и у вас выходит  сумма, которая является основой налогообложения. Потом начинаются чудеса – оказывается, некоторые расходы можно отсчитывать непосредственно от основы налогообложения, а некоторые нет. Например, stamp duty (налог на покупку недвижимости) при покупке дома, вы можете отсчитать только во время продажи недвижимости, чтобы уменьшить размер налога на прирост капитала (о чем подробнее дальше).

Как вы уже поняли, правительство закручивает гайки все больше и больше, особенно неприятно, что проценты по кредитам не будут больше такой прекрасной льготой.

Прикол заключается в том, что если недвижимость принадлежит компании с ограниченной ответственностью, в этом случае 100% льготы сохраняется. Засим я предполагаю, что многие владельцы недвижимости будут переоформлять форму владения. Но если вы думаете, что это хороший выход, вы можете ошибаться.

На этом покамест мы зацикливаться не будем, так как надо закончить тему с налогами на ваши доходы с аренды.

Предположим, у вас есть квартира, которую вы купили за 100,000 фунтов. Она вам приносит 10,000 дохода в год (брутто). Если вы ее захотите преоформить на фирму, то с точки зрения закона это будет продажа недвижимости от частного лица юридическому. А это означает, что вам придется провести официальную оценку стоимости актива. Предположим, эта квартира сейчас оценена на 200,000 фунтов. Минус ипотека (75% = около 36,000 фунтов). Это означает, что вы потенциальо можете заплатить 28% от разницы (£125,000), то есть 50,000 фунтов. Вот и считайте, насколько вам это выгодно. У меня в рукаве есть несколько решений данной проблемы, но о них, естественно, я рассказывать в книге не буду – секрет фирмы.   Задача этой книги – предупредить вас о том, что в реке крокодил, а вот если вы захотите его поймать, это разговор за другие деньги.

Дабы завершить тему расчетов подоходного налога с суммы аренды, хочу, в качестве еще одной иллюстрации к теме «правительство закручивает гайки», вспомнить о другой льготе «tear and wear», это льгота на мебель, если говорить совсем обобщенно. Суть этой льготы такая – если вы сдаете квартиру или дом с какой-либо мебелью и бытовой техникой, вы автоматически отсчитываете 10% от вашего дохода, типа на ремонты. При чем, если вы предоставите вашим тенантам два стула и кровать, этого уже достаточно, чтобы отсчитать тысячи от вашего годового дохода без каких-либо телодвижений с вашей стороны, вам даже не надо собирать счета за мебель или сантехнику. Так вот, эту льготу тоже уберут, если быть точным, почти. Начиная с 2016 налогового года  вы не сможете уменьшить ваш доход на 10%, но в некоторых случаях и с определенными исключениями вы сможете отсчитать от дохода стоимость замены испорченной мебели или бытовой техники.

Если очень коротко суммировать эту главу – вам нужен хороший советник по стратегическому налоговому планированию и бухгалтер.

При чем, если сумма ваших инвестиций серьезная, вам нужен и тот и другой.

Зачем нужен бухгалтер?

Приведу собственный пример. Если вы читали мои статьи или книги, вы можете представить, какие у меня «теплые» взаимоотношения с бухгалтерами. Если быть лаконичной, считаю я лучше многих, и за это меня искренне ненавидят специалисты из многих знаменитых и международных фирм, которых я ткнула носом в их собственные какашки. Я надеюсь, вы также поняли, что в налогах по недвижимости (и не только) я неплохо разбираюсь.

Но вы удивитесь, если я вам скажу, что у меня есть бухгалтер.

Сначала я вам расскажу, как происходит сдача отчетности.

Я готовлю все данные по отчетности (у меня есть определенные экселевские образцы, коорые я могу вам выслать, если попросите) и даже составляю предварительный расчет налогов. Потом я отсылаю всю эту икебану своему бухгалтеру. Она перепроверяет мои цифры, добавляет / убавляет определенные позиции, перерасчитывает налоги и отправляет это все обратно мне.

Потом я ПЕРЕПРОВЕРЯЮ ее расчеты, читаю ее комментарии, узнаю много нового о последних изменениях в законодательстве, вношу свои поправки и отсылаю ей на окончательное утверждение. После чего она делает окончательный перерасчет и я весело и с чистой совестью подаю на возврат налога.

Зачем же мне бухгатлер, если я сама прекрасно составляю отчетность?

Во-первых, у меня нет ни времени, ни желания, чтобы постоянно читать  специализированные бухгалтерские журналы. Мне легче узнать об этом от человека, который это делает за меня.

Во-вторых, это система взаимной проверки. В Англии бухгалтер не отвечает за ошибки в вашем налоговом отчете. В этой стране, если вы, или ваш бухгалтер, случайно ошиблись циферкой и не доплатили налоговой, это ВЫ платите все штрафы и разбираетесь с налоговой, а не бухгалтер. Открою вам страшную тайну – в Анлии даже нет такой профессии как бухгалтер. То есть бухгалтера, даже с квалификациями, существуют, но есть и громадная армия дяденек и тетенек без каких-либо квалификаций, и они также гордо называют себя бухгалтерами. Приведу вам пример такой шарашки – фирма Newland Jones в Ромфорде. Когда они напортачили с налогами одного моего клиента, посадив его на счет в районе двадцати тысяч фунтов, отец-основатель этой фирмы, некий Брайан Вирс просто «убил» компанию (она тогда называлась Foot Vears Ltd) и моментально основал новую фирму, которая унаследовала список клиентов, которые еще не пострадали от его некомпетенции. Когда я делала расследование о причинах его телодвижений, в результате которых мой клиент получил такой огромный штраф, я наткнулась на неутешительный факт – у Брайана никогда не было никаких бухгалтерских квалификаций. Вот такие страшилки случаются в Англии повсеместно. Еще раз приглашаю перечитать «To buy or not to buy», а также мои детективы, там я описываю реальные истории, как бухгалтера разводят клиентов. Но возвращаясь к моему бухгалтеру. У вас, наверное возник вопрос, зачем мне, такой умной, бухгалтер, да еще такой, который может косячить совершенно безнаказанно?

Отвечаю. На это есть две причины. 1. Мой бухгалтер имеет квалификации АССА и зарегистрирована в этом институте. Да, я ничего не смогу ей сделать, если она меня подведет под монастырь, но в отличие от Брайана Вирса, я могу на нее пожаловаться в институт. Это хоть какой-то рычаг воздействия. 2. Когда она правит составленную мной отчетность, которую я перепроверяю, я проверяю ЕЕ работу, а не свою. Психологически, у меня больше шансов, что я выхвачу какие-либо ошибки (что и случается), чем если бы я просто перепроверяля свой собственный опус (мы не видим наши собственных косяков).

Но есть еще одна причина, по которой я плачу ей несколько тысяч фунтов в год – иногда она мне подкидывает решения, которые мне экономят десятки тысяч. То есть такой специалист как я плюс бухгалтер рождает очень хорошую синергию. Последний аргумент в пользу тандема – я заметила, что бухгалтера, да и другие специалисты, типа юристов, в Англии иногда могут неплохо ответить на вопрос, но вот задавать нужные и правильные вопросы они не умеют. От слова совсем. Поэтому, учитесь задавать правильные вопросы (то есть изначально учитесь предмету), или нанимайте стратегических планировщиков, которые эти вопросы в состоянии сформулировать, иначе вы будете вхолостую выбрасывать деньги на бухгалтера. Хорошого английского специалиста можно сравнить со спортивной машиной, да, потенциально они могут вытягивать двести миль в час, некоторые из них даже могу выиграть гонку, но чтобы доехать до финиша, вам нужен хороший водитель. Так что изначально найдите водителя (или сами научитесь водить), так как машины могут меняться, а хороший водитель – всегда будет основным козырем. 

Поэтому, если вы заинтересованы, чтобы инвестировать серьезные деньги в недвижимость у вас только два выхода: 1. или сами досконально выучите принципы налогообложения дохода с аренды или 2. наймите специалиста. Следующий шаг – найти бухгалтера, который специализируется в тех же самых вопросах. Этот тандем быстро привезет вас к успеху.

Налог на прирост капитала (Capital Gains Tax)

Эта тема также очень важна для вас, инвесторов. Как я уже упомянула, принцип инвестирования в доходную недвижимость – это привлечение финансирования, что означает, что рано или поздно, вам придется ее продавать. В этот момент вы попадаете на налог (в данный момент – 18-28%). В некоторых случаях (я немного о них упомяну позже) можно попробовать избежать платежа этого налога, но, чтобы это сделать, надо изначально правильно запланировать схему.

Правительство и здесь с упоением закручивает гайки.

Одним из способов избежания платежа этого налога был статус не-рездента. Но с 6 апреля 2015, налог на прирост капитала, полученного при продаже актива, также распространяется на не-резидентов, будь то физическое лицо или компания. При чем стоимость актива рассчитывается на момент 5 апреля 2015. Это означает, что у оценщиков сейчас много работы, так как многие владельцы (не-резиденты) недвижимости стараются таким образом зафиксировать стоимость недвижимости. Что-то вроде добровольной декларации доходов при выведении актива из теневого сектора. Также много работы для профессиональных бухгалтеров, так как существует интересная фишечка, применение которой будет зависеть только от профессионального совета – по закону, владельцы недвижимости могут при определенных обстоятельствах исключить калькуляцию прироста капитала полученного до 5 апреля 2015, а это означает миллионную экономию на налогах, и не только на прирост капитала.

Но, допустим, что вы не-резидент и продаете вашу недвижимость. Налог на прирост капитала будет  или 18% или 28%, в зависимости от уровня ваших декларируемых в Англии доходов. Мне всегда нравилась английская иллюзия выбора. Я реально хочу увидеть в живую не-резидента, который не подпадает под 28%. 

К слову, не английские компании, которые являются владельцами продаваемой недвижимости, платят налог в размере 20%.

Не зависимо от формы и содержания, все продавцы должны задекларировать продажу недвижимости в течение 30 дней. Не-резиденты, должны заплатить налог на прирост капитала незамедлительно, по сравнению с ними мы, грешные резиденты-налогоплательщики, можем это сделать в установленных рамках, то есть до конца января следующего года.

Есть еще совершенно отдельная тема налогооблажения оффшорных компаний и оформления права собственности на недвижимость, это узко-специалиированная тема, которую мы здесь рассматривать не будем. Моя цель – научить вас водить машину, а не выигрывать Формулу 1.

Гербовой сбор

Мои читатели помнят, как я пела песню консерваторам, которые ослабили налоговый галстук на шеи среднего класса. Только чтобы затянуть потуже на шеи богатых. В своей книге «To buy or not to buy. Покупка недвижимости в Великобритании» я приводила много примеров сколько тысяч экономит нормальная английская семья на гербовом сборе при покупке домика за 300 тысяч. А вот если вы покупаете домик за 4 миллиона, гербовый сбор увеличивается на 30%. Если вы купили такой домик перед 4 декабря 2014, то ваш гербовый сбор был «всего» 280 тысяч фунтов. Сейчас же этот налог вырос до 394 тысяч фунтов! Некоторые счастливчики, которые обменялись контрактами перед 4 декабря, могут выбирать – платить этот налог по старым или по новым правилам. 

ATED

То есть годовой налог на стоимость недвижимости во владении компании

Независимо от того, где находится компания, если недвижимость находится в Великобритании и ее стоимость больше чем 1 миллион на момент 1 апреля 2012 в бухгалтерской отчетности за 2015-2016 и больше чем 2 миллиона на момент 1 апреля 2012 в бухгалтерской отчетности на 2013-2014. Ребята, люди, которые в состоянии купить домик за 1-2 миллиона, понимают в бухгалтерской отчетности, так что покамест просто пойдем дальше.

ATED – это очень нехилый налог, поэтому ребята, которые смыслят в бухгалтерской отчетности, естественно используют как могут многочисленные льготы и налоговые освобождения. И здесь благородные потомки Робин Гуда постарались – ставки ATED в этом году повысились.

 Итак, теперь вы поняли, что, прежде, чем пускаться в большое плавание, надо не только озаботиться исчточником инвестиций и финансирования, но, изначально, понять, как вас будут стричь государства и принять решение, под какой шапкой вы будете зарабатывать ваши миллионы.

Почему для меня налогообложение – основа инвестирования в недвижимость? Давайте я вам расскажу небольшую реальную историю в качестве иллюстрации.

Реальная история. Был у меня клиент, который провел очень удачный инвестиционный проект – купил на Стратфорде (самый быстроразвивающийся район Лондона) дом за 200 тысяч фунтов, вложил в его переделку 80 тысяч, поделил его на 2 квартиры и продал каждую из квартир за 300 тысяч фунтов. То есть его чистая, прибыль перед налогообложением была 320 тысяч фунтов, что означало, что парень попадает автоматически на 28% налога (около 70 тысяч фунтов). Перед продажей он решил встретиться со мной и задал мне вопрос – как уменьшить сумму налога? Помечу, что передо мной он встретился с очень знаменитой и уважаемой бухгалтерской компанией. Меня всегда несказанно развлекает мнение моих «именитых» коллег, поэтому я для начала спросила клиента, что же сказали они. На десятой минуте рассказа о сложной (и естественно дорогой) офшорной схемы, я рассмеялась и предложила клиенту следующее – я даю тебе такое решение, что ты не платишь ни копейки налога с прибыли по этой инвестиции, при чем эту схему ты можешь использовать в последующих инвестициях, но тебе этой стоит 30% от суммы сэкономленного налога (около 20 тысяч). Мое решение также не требует никаких структур или затрат. Для клиента такое решение было слишком хорошим, он не поверил, испугался и отказался от моего предложения. Потом я с удовольствием посмотрела шоу по продаже квартир и оплате огромного счета от знаменитых бухгалтеров и налога на прибыль (там было намного больше, чем 20 тысяч). Так как шоу уже закончилось, я могу рассказать секрет стоимостью двадцать тысяч фунтов – при определенных изначальных декларациях и правильном оформлении заявления о прибыли, эту инвестицию можно было оформить как частную покупку и квалифицировать под private residence relief, то есть продажу частной собственности с 0% ставкой налога. Как это можно было сделать, я естественно, не скажу, но у парня была реальная возможность не заплатить ни пенса налогов и использовать эту схему как минимум еще несколько раз без каких-либо репрессий со стороны налоговой.

Если вы морально и физически свыклись с мыслью о налоговом геморрое, который вас ждет в наказанье за ваши страдания на поприще инвестиций в недвижимость, дерзайте дальше. 

 

To buy or not to buy?

На этот раз этот вопрос я задаю инвесторам, которые инвестируют в недвижимость как в rental income. В данный момент ситуация такая, что правительство старается затянуть гайки как можно туже. В принципе они правы, landlord’ы - это самая уязвимая часть налогоплательщиков, если все остальные как-то еще могут подумать как сохранить трусы на попе, то владельцем недвижимости никуда не деться – двинуть ее никак не получиться, так как название говорит за себя. А так как основные три сектора экономики это финансовый, услуги и недвижимость, то правительство и начинает чес с самого легкого – средний класс владельцев «доходных домов».

 

Война уже началась

Война началась в самом лэндлордском районе Лондоне Newham пару лет назад – местные власти ввели лицензирование владельцев недвижимости под типично социалистическим лозунгом – дескать поступало столько жалоб на плохие условия, что мы, местные власти, за ваши деньги будем проверять, чтобы квартиросъемщики не спали вместе с тараканами. На сколько я знаю, количество насекомых с тех пор не уменьшилось, но  зато увеличилось количество boroughs, которые присоединились к джихаду на лэндлордов – как в Лондоне, так и в других городах. Потерев ручки от легкой добычи, местные и национальные правительства, перешли в дальнейшее наступление.

 

Дебаты на счет льгот по процентам с BTL ипотек

Немного подробнее об упомянутой ранее исчезающей льготе на проценты по ипотеке.

Начнем с азбуки – BTL ипотека это Buy to let mortgage, то есть ипотека, чтобы купить не-резидентную недвижимость, которую потом сдают в аренду, то есть доходный дом. Так как это бизнес и для банков предоставление такой ипотеки является большим риском, чем ипотека на дом, в котором вы проживаете, то процент на такие ипотеки выше – в данный момент от 3,5% годовых. В данный момент все проценты по BTL ипотеке – это льгота, которая рассчитывается следующим образом: если вы владелец недвижимости и доходный дом записан на ваше имя, то доход с аренды приплюсовывается к вашим другим доходам, то есть ипотека является издержками и если вы платите высокие налоги (на пример 40%), то пропорционально издержки на ипотеку уменьшают налогооблагаемую сумму, в данной ситуации на 40%. Правительство хочет на это положить лапу и ограничить льготу до 20%. Предположим у вас недвижимость, которая стоит £250000 (нормальная лондонская ситуация), вы с нее получаете доход брутто £17,000 в год, и платите в год £9000 банку в виде процентов на ипотеку. Как это выглядит на конкретных примерах:

Пример 1

Ваша зарплата - £25,000. 

Как видно, в этой ситуации «бедный» владелец недвижимости ничего не теряет.

Пример 2.

Вы зарабатываете £75,000. 

 

Как здесь видно – разница почти 2 тысячи фунтов.

Теперь самый прикольный пример – как правительство раздевает самый многочисленный слой налогоплательщиков, то есть низший средний класс.

Пример 3

Вы зарабатываете £43,000. 

Как видно, при доходе в 30 тысяч меньше, чем представитель высшего классы, вы заплатите на 1600 фунтов налогов больше.

Что делать?

Так как этот бизнес становится все больше ареной, где правительство нас стрижет по черному, потенциально надо подумать, как же все-таки инвестировать в такой ситуации. На вскидку, я вижу следующие возможности.

1.            Не покупать доходные дома, а инвестировать в другие инвестиционные продукты.

2.            Переводить доходные дома из личного владения во владение на основе компании с ограниченной ответственностью.

3.            Уменьшать сумму ипотеки за счет увеличения equity.

4.            Покупать недвижимость не для сдачи в аренду, а для спекулятивной перепродажи.

5.            Искусственно увеличивать расходы на доходную недвижимость, тем самым снижая налогооблагаемую сумму, например создавая или договариваясь с существующими leasing companies и распиливая льготы.

В принципе, если проанализировать все компоненты существующего портфолио, можно найти и другие возможности, поэтому, дорогие лэндлорды, готовитесь – найдите разумного консультанта, который вам подскажет самый верный выход их сложившейся ситуации перед тем, как грянет гром.