Все записи
15:02  /  16.04.17

3716просмотров

Красота Японии. Часть 3

+T -
Поделиться:

В отличие от пафосного убеждения европейцев, что азиаты хотят походить на белых «хозяев» и потому избегают загара и кожных потемнений, причины совершенно иные. Причём, отличные в разных азиатских странах. Во Вьетнаме, например, это считается принадлежностью к более высокому социальному классу. А в Японии начиная с эпохи Эдо (17вв) это касается женщин всех сословий, и корни причины снова уходят в древнюю историю.

Согласно историческим хроникам, японки начали отбеливать кожу лица ещё в 700-х годах нашей эры. Задолго до появления «белых хозяев» в районе стран Тихого Океана. Примечательно то, что правила тогда Японией женщина, императрица Гэммэй, основавшая столицу к городе Нара (там, где сейчас храм с древнейшей сохранившейся статуей Будды, толпы туристов и оленей). Тогда же зародилась японская пословица, которая гласит: «iro no shiroi wa shichinan kakusu». Что в переводе означает «белая кожа скрывает семь недостатков». Почему семь и каких именно – не знаю, но смысл в том, что идеально ровная белая кожа автоматически «прощает» некрасивое лицо. Главная задача до 17 века – сделать лицо похожим на отполированный камешек, а после – фарфоровым, а ещё точнее, кукольным. В хрониках эпохи Эдо говорится о популяризации кукол в то время: именно желанием походить на лица статуэток руководствовались японские женщины в стремлении сделать кожу лица максимально белой. Другими словами, источником вдохновения вновь послужила природа, а генетический перфекционизм японок со временем довершил дело.

В современных drug-stores (не знаю, как и перевести… это не совсем аптеки, а скорее, лавки, торгующие бытовой химией, косметикой и прочими мелочами, включая медикаменты первой необходимости) и в косметических отделах универмагов количество средств для отбеливания кожи поражает даже самое смелое воображение, а уж охватить одним снимком камеры с айфона вообще не представляется возможным, хотя я и пробовала это сделать. Лишь ненадолго за всю историю Японии женщины попытались бунтовать и уйти в кардинально противоположную сторону – Ganguro, субкультура, появившаяся в 1990х и прожившая всего десяток лет. Они как раз отрицали традиционную одержимость отбеливанием, кожу делая загорелой, волосы – блондинистыми, и вообще были про «анти-традиции». Задавило их общество… Не приживается в Японии вызов против конформизма.

Впервые об одержимости японскими женщинами косметическими средствами и уходом за лицом и телом я узнала от своего коллеги-англичанина ещё в России. Для него Япония означает и второй дом, и семью. Он-то мне и рассказал, что женщины в Стране Восходящего Солнца постоянно интересуются новинками, тратят на всё это уйму времени и средств и совсем не по-дилетантски читают различные научные исследования в области косметологии, чтобы осознанно делать свой выбор. Но я, признаюсь, даже представить себе не могла всего масштаба происходящего, пока не попала в эти отдельные торговые вселенные косметических магазинов и аптек!

Согласно отчёту за 2015 год Американского Департамента Коммерции, Япония является самым крупным рынком в мире по уровню оборота косметики и косметологических продуктов (30% от мирового оборота!!), и представляющий наибольшие перспективы дальнейшего роста косметологической индустрии (Россия, кстати, на втором месте, Южная Корея – на 4ом). В денежном эквиваленте мы говорим о рынке в 50млрд долларов (для сравнения, оборот США – 16млрд), 47% которого это продукты по уходу за кожей, а 22% - декоративная косметика. По данным Японской Ассоциации Косметической Индустрии, страна импортирует средств примерно на 20млрд долларов, а экспортирует на 13млрд.

Мне стало интересно, куда Япония всё это экспортирует, если у нас нет и восьмой части того, что продаётся здесь. Абсолютно серьёзно: содержимое моего чемодана с каждой поездкой домой напоминает мини-версию  drug-store, будучи наполненным масками, лосьонами, кремами, патчами под глаза и не только, массажёрами, таблетками, пилюлями, порошками… Одежду складывать просто некуда! Почему везу? Да потому что, друзья, все эти средства действительно творят чудеса!! Я, правда, чувствую себя немного «экспериментальным зайцем», как говорил один мой латышский коллега, пробуя многое сначала на себе. Зато придумала новый способ поощрения коллег-женщин: я их таскаю с собой по магазинам в качестве «чтецов» и переводчиков, а за это дарю им что-то из приобретённых средств!  

Действительно, согласно все той же статистики, из Японии в Россию ввозится лишь 3% от всего объёма экспортируемой продукции. В основном, Япония обеспечивает своими товарами тихоокеанский регион. Ну что же поделаешь, если в России очень строгие и сложные правила лицензирования и акциза на косметическую продукцию, особенно если она является ещё и медикаментозной.

Но это не единственная причина, по которой Япония вывозит лишь малую толику от существующего ассортимента. Не стоит забывать про а) японский перфекционизм и б) действительно огромный локальный рынок. Вследствие этих факторов японцы боятся, что их продукция при перевозке потеряет свою «правильную» свежесть и консистенцию (это же какой позор! Где это видано просроченной косметикой торговать, ага…), и что в какой-то момент ключевого сырья может просто не хватить на всех.

 

Приведу в пример известный локальный бренд SK II (подопечные Shiseido). Косметика настолько хороша, что я испугалась пользоваться ею на постоянной основе: привыкнет кожа к столь сильному средству, что я потом делать буду? Так вот, вокруг SK II неоднократно возникали скандалы, поскольку производители не раскрывают основного компонента состава продукции, а журналисты и некоторые врачи утверждали, что использование SK II вызывает практически наркотическую зависимость. И несмотря на то, что Shiseido имеет полное право сохранять коммерческую тайну производимой на Окинаве (южные острова Японии) косметики, всё же в последних выпущенных средствах SK II открыто говорится о 90% содержании pitera, компонента, известного как «живая вода». В общем, роптать можно сколько угодно, а продажи флакончиков за $165 за штуку продолжают расти. Но возвращаясь к экспорту: на всех чудесной «питеры» точно не хватит. Будет повторение истории с виски Hibiki, которого сейчас не хватает даже на локальный рынок – что делать тогда?..

 1/100-ая часть витрины drug store

Помимо «понятных» средств по уходу за собой, Япония открыла мне глаза на доселе невиданные гаджеты и приспособления. Маски на глаза с травами (для сна; есть ещё такие же одноразовые пластыри, которые лепятся на холку, мне они больше нравятся), наклейки с травами и ментолом на икры ног (для расслабления и снятия отёчности), согревающие мешочки вместо перчаток (умопомрачительная вещь!!! Кладёшь в карманы, и руки всегда в тепле), согревающие стельки в обувь (работают по принципу тех же мешочков), блеск для…сосков (!!! я так и не поняла, как это работает. Найду жертву, поэкспериментирую, потом отчитаюсь J), тренировочный аппарат, чтобы голос был «кавайи», ночные маски-шлемы (для подтяжки шеи), тапочки с встроенным массажёром ног, устройство для похудения лица, соль для ванны по группе крови (для японцев тип человека, характер и проч. определяется по его группе крови, это важнее, чем знаки зодиака), и, наконец, средство по исправлению кривизны ног!

 

Ноги японок, а точнее, их кривизна почему-то очень сильно волнует многих европейцев, приезжающих в Японию, и различных материалов на тему в интернете хоть пруд пруди! В отличие от кривых передних зубов, которых добиваются зачастую искусственно и за дорого (одна процедура стоит около $500), японские женские ноги это не дань моде, а природная реальность. Зубы делают кривыми,  чтобы опять-таки быть «кавайи», походить на кошечку, маленького ребёнка, и вообще, не отпугивать мужчин идеальной красотой.

 

Наверное, больше всего приезжих поражает то, что японки не только не стесняются своих ножек, но и нарочно подчёркивают их кривизну: чем кривее (есть понятия O-kyaku и X-kyaku, думаю, переводить не нужно), тем лучше.

 Для исправления кривизны ног

Теорий этой особенности масса: от исторического ношения кимоно, в котором вроде бы удобнее ходить, если ставить ступни носками внутрь, до специфического строения тела (длинное туловище, короткие ноги) и, конечно, многие называют причиной сидение с младых ногтей на татами с ногами “под себя”. Причём, японки сидят расставляя ноги от коленок в стороны, опуская таз непосредственно на татами. И споров на эту тему не меньше! Ортопеды по всей стране уверяют европейцев, что традиция сидеть с искривлёнными ногами тут вовсе ни при чем, мол, кореянки тоже так сидят, но у них же не такие ноги!

Эээ…ну, насчёт кореянок я бы вообще помолчала – я не берусь никак оценивать природные данные тамошних девушек, считающихся сейчас самыми красивыми азиатками. В стране, где каждая вторая сделала себе пластическую операцию, это не мудрено!.. И, честно говоря, мне кажется, что корейцы в принципе чуть более про-западные, нежели японцы. 

Впрочем, интересно даже не это, а то, как грамотно японцы выкрутились из этой ситуации: не можешь исправить – сделай так, чтобы это считалось красивым! Пусть не во всём мире (им вообще наплевать на весь остальной мир, об этом как-нибудь напишу отдельно), так хоть у себя в стране. И это поистине считается красивым! Кривизну ножек воспевали художники и поэты, тот самый аппарат для исправления спросом не пользуется, а японки специально покупают обувь на размер-два больше, чтобы ещё больше “загребать” ногами при ходьбе!

С обувью вообще беда. Более некрасивой, а-сексуальной женской обуви я не встречала никогда! Раньше я думала, что немки не умеют обуваться красиво. Ха! Да что я понимала! У меня тут есть лучший друг, так вот, тема высмеивания и злорадства над японскими туфельками – наша любимая. Он, как человек женатый на потрясающе красивой и умной женщине, вообще требователен к стандартам женской красоты и стиля. А я страдаю, как женщина и как потребитель, ибо покупаю теперь обувь исключительно онлайн или в Европе. И дело не только в том, что мой размер 39.5 считается здесь слоновьим, а ещё и в том, что выбор моделей – просто «туши свет»! Я это называю «туфли Минни Маус». Если не помните, как они выглядят, посмотрите мультики ещё раз. 

Туфли

И вот обуваются местные девушки в это, да ещё и на полтора размера больше, и при этом передвигаются бегом!!! Видели бы вы, как они летят в них через дорогу! А ещё поразительно то, что местные мужчины, напротив, в обувь инвестируют, причём, немало, и я гораздо реже встречаю японца в страшной обуви, и никогда – НИКОГДА! – не видела грязных ботинок! При том, что одет он может быть в «одноразовую» рубашку, купленную в 7-eleven (самая крупная сеть мини-маркетов в Японии), если накануне ночевал не дома, и мятые брюки.

Если инвестиция в хорошую, дорогую обувь мне очень импонирует (когда уже американские и восточноевропейские мужчины поймут, что обувь – это их визитная карточка??), то вкусами на мужские аксессуары мы с японцами расходимся. Они носят дамские сумки. Не ридикюли и не клатчи, слава богу, но носят такие модели, глядя на которых у европейцев во рту пересыхает от ужаса. И носят их на плече, как женщины. И конечно же, стремятся приобрести дизайнерские бренды; самые распространённые - Hermes, Louis Vuitton, Jimmy Choo и Armani. Причём, я даже не знала, что такие модели существуют, ни разу ничего подобного в европейской части не видела. Моя местная не-местная подруга раньше работала в Ralph Lauren, и рассказывала мне, что её коллеги-продавцы годами копили деньги, отказывая себе во всём, ради покупки сумки. Впрочем, отношение японцев к материалистическим благам - это тоже отдельная тема… 

 Сумки

…Я начала писать эти заметки ещё летом. Смотрела по сторонам и видела женщин в плотных чулках и под зонтиками в палящие +35С, на снующих мимо мужчин, чей облик меняется от района к району в Токио, видела разноцветную в рюшах или чёрном молодёжь, терялась в косметических рядах drug-stores, наблюдала за тем, как мужчины и женщины смотрят друг на друга, как оценивают, как выбирают. Да, женщины более гибки, и европейским мужчинам куда как проще познакомиться с японкой, хотя здесь демографического перекоса нет, дефицит местных мужчин не наблюдается. Да, японцы не понимают западную красоту, боятся её, она для них слишком ярко выражена, слишком требовательна и агрессивна. У них вся жизнь такая, само общество построено на строжайшей дисциплине, стремлении к перфекционизму во всём и контроле. Наверное, поэтому им нравятся кривые ноги, кривые зубы и в целом внешняя не-идеальность – вероятно, идут от противного? Хотя, если внимательно присмотреться и подумать, вся эта не-идеальность только показная, ключевые компоненты – здоровье, кожа, волосы и даже пресловутые зубы – содержатся в строжайшей дисциплине ежедневного ухода…

Понять это я могу. Но всё же закончу я этот материал прекрасным хайку Иссё (1653-1688):

 

Видели всё на свете

Мои глаза – и вернулись к вам,

Белые хризантемы

 

КОНЕЦ

 

Сентябрь 2016