Все записи
17:42  /  15.03.19

356просмотров

«Психоз заразен? Тесты могут повредить здоровую психику? Ну-ну»

+T -
Поделиться:

Гленн Клоуз объявила, что хочет снять ремейк «Рокового влечения», чтобы помочь дестигматизации людей с психическими расстройствами и загладить свою вину за мастерское исполнение главной роли в оригинальном фильме. «Большинству людей легче думать, что отрицательные герои психически неуравновешенны. Это распространенная стигма, и я, к сожалению, поспособствовала ее утверждению»,— заявила Гленн Клоуз, продемонстрировав, что на проблему негативного изображения страдающих психическими расстройствами и роль кинематографа в укреплении к ним предвзятого отношения наконец обратили внимание и сами деятели кино. Weekend изучил, как на протяжении последних лет психиатры, журналисты и активисты вели борьбу против стигматизации людей с психическими заболеваниями и учили зрителей по-новому смотреть на сумасшедших в кино

«Психо» Режиссер Альфред Хичкок, 1960

Культовый фильм Хичкока, в котором главный герой совершает ужасные преступления в состоянии психического расстройства, из-за которого его личность была вытеснена в его сознании личностью убитой им матери, навсегда изменил американский кинематограф. «Психо» не только установил новые правила изображения на экране насилия, но и популяризовал тему психических заболеваний в качестве двигателя сюжета.

«Это была просто большая шутка. Но я с ужасом обнаружил, что некоторые люди восприняли фильм всерьез». Альфред Хичкок

«Использование слова "психо" в качестве названия фильма закрепило вредный стереотип о том, что вне зависимости от заболевания все психически больные люди жестоки и не контролируют себя. Такое изображение людей с психическими заболеваниями вызывает в массовом сознании ассоциации с одержимостью, напоминая о средневековых процессах над ведьмами». Питер Бирн, психиатр, старший преподаватель кафедры психологических наук Университетского колледжа Дублина, 2005

«Белая горячка» Режиссер Рауль Уолш, 1949

Главный герой в исполнении Джеймса Кэгни — безжалостный лидер гангстерской банды, страдающий приступами сильной мигрени и вспышками жестокости, во время которых он совершает убийства без всякой необходимости. Сразу после выхода фильм был признан «высшей точкой развития гангстерского кино», а в 2003 году внесен в реестр Библиотеки Конгресса как имеющий культурное, историческое или эстетическое значение.

«По сути, это был дешевый фильм, и, чтобы не затягивать работу, я предложил сделать своего персонажа чокнутым». Джеймс Кэгни

«Такие персонажи, как главный герой "Белой горячки", утвердили всеобщее заблуждение, что злодеи в жанровом кино, вроде гангстеров или сумасшедших профессоров, являются типичными психопатами. Их карикатурно изображали как людей с садистскими наклонностями, эмоционально нестабильными, совершающих спонтанные акты насилия, хихикающих и одержимых тиками, от которых перекашивается все их лицо,— эти персонажи стали очень известны, но они не имеют никакого отношения к реальным психиатрическим диагнозам». Самуэль Лейстедт, профессор психиатрии Университета Брюсселя

«Американский психопат» Режиссер Мэри Хэррон, 2000

Один из самых обсуждаемых фильмов нулевых вызвал скандал сразу после премьеры на фестивале «Сандэнс» — одни критики признали в нем великолепную сатиру на современное общество, другие разругали за эстетизацию насилия. Фильм критиковали и борцы за дестигматизацию психических болезней — его название, утверждали они, заставляет зрителей предположить, что герой убивает людей из-за своего психического состояния.

«Бейтман, конечно, монстр, но трагический монстр. Он аккумулирует в себе все безумия своей эпохи. Меня спрашивали, почему я не стала рассказывать о его детстве и семье. Да потому, что это не психологический портрет, это портрет эпохи!». Мэри Хэррон

«В конце фильма так и не становится окончательно понятно, совершает ли все эти ужасные преступления герой или они существуют лишь в его воображении. Тем не менее название, да и сам фильм сообщают зрителю, что состояние психоза якобы равно неукротимому желанию убивать». Стивен И. Хилер, профессор психиатрии Колумбийского университета, 2003

«Пролетая над гнездом кукушки» Режиссер Милош Форман, 1975

Экранизация романа Кена Кизи о преступнике, который, чтобы избежать наказания, прикидывается сумасшедшим и попадает в лечебницу, где становится жертвой медсестры, издевающейся над пациентами. Первый и единственный фильм, получивший шесть «Золотых глобусов» и пять «Оскаров» в главных номинациях.

«Мы придумываем учреждения, чтобы нам было легче строить более справедливый, более рациональный мир. Жизнь в обществе была бы невозможной без сиротских приютов, школ, судов, правительственных офисов и клиник для душевнобольных, но стоит им возникнуть, как они начинают нас контролировать, регламентировать, управлять нашей жизнью». Милош Форман

«В фильме отлично показаны недостатки психиатрической помощи в эпоху, когда ее еще только начинали реформировать. Но вместе с тем благодаря образу жестокой медсестры и страшной сцене с электросудорожной терапией фильм на долгие годы стигматизировал всю психиатрию разом. У тех, кто смотрел "Пролетая над гнездом кукушки", чаще обнаруживают негативное отношение и к людям с психическими заболеваниями». Натаниэль Моррис, психиатр, Медицинская школа Стэнфордского университета, 2016

Полную версию читайте в материале Ъ.