Все записи
16:04  /  25.03.19

262просмотра

Как российский медиабизнес живет без украинских читателей и зрителей

+T -
Поделиться:

Очередные санкции Киева против российских компаний официально и полностью закрывают для них еще один рынок — книжный. Терять украинскую аудиторию отечественные производители и распространители контента — шоу-бизнес, кино- и телестудии, медиа и социальные сети — начали сразу после присоединения Россией Крыма пять лет назад. Для ряда компаний она была существенной и не может заместиться другими рынками бывшего СССР. Причем ситуация асимметрична: российские каналы и онлайн-видеосервисы продолжают закупать украинские проекты, качество которых за последние годы только повысилось, а цена осталась более комфортной, чем у отечественных.

Книги

Ограничения против российских издательств давно обсуждались на Украине, но включение компаний в санкционный список от 20 марта, большая часть фигурантов которого связана со строительством Крымского моста и уже так или иначе находится под санкциями, все равно оказалось неожиданным. Прежде на Украине были запрещены только отдельные книги, изданные в России. Их список был составлен еще в 2016 году и ежегодно пополнялся; сейчас в нем 204 наименования, в том числе книги Захара Прилепина и Анатолия Вассермана (АСТ), Сергея Доренко («Алгоритм», «Эксмо») и Николая Старикова («Питер»).

В начале 2017 года было введено эмбарго на ввоз книг из России, но позже появились правила лицензирования, по которым издатели согласовывали каждое наименование с Госкомтелерадио Украины. Теперь же Украина окончательно запретила работать на своей территории крупнейшей в России группе «Эксмо-АСТ», а также «Вече», «Центрполиграфу», «Яузе», «Алгоритму» и «Питеру», сервису продажи электронных книг «ЛитРес», онлайн-магазинам Ozon.ru и «Лабиринт».

С экономической точки зрения на издательствах это отразится мало: только 1% выручки у «Эксмо-АСТ» приходится на украинский рынок, говорил “Ъ” президент группы Олег Новиков. Другие запрещенные издательства вообще почти не вели бизнес на Украине. Причиной были не только запреты: в последние годы российские книгоиздатели столкнулись в стране с всплеском контрафакта. «На Украине есть книготорговая инфраструктура, и предприимчивые люди стали наполнять ее пиратской или контрафактно ввезенной продукцией,— рассказывает гендиректор “Азбуки-Аттикус” Леонид Шкурович.— Украинские издатели стали больше издавать, но нельзя просто взять и наполнить рынок ассортиментом российских издательств. Поэтому со временем здравый смысл начал пробиваться через асфальт, были введены правила лицензирования, пройдя которые наши книги стали туда ввозиться легально».

Так той же «Азбуке-Аттикус», второму по величине российскому издательству за пределами рынка учебной литературы, удалось не только сохранить бизнес, но и успешно развиваться на Украине: продажи выросли до 10% в общей выручке. «К концу 2017-го мы восстановили ассортимент полностью, а наша украинская компания сильно увеличила выпуск книг на украинском языке»,— добавляет господин Шкурович.

По его словам, это произошло в том числе из-за сокращения бизнеса других издательств. Так, деятельность «Эксмо» на Украине еще до санкций была почти парализована из-за конфликта с местной командой, которая резко оборвала отношения с издателем, утверждает господин Шкурович: «Политика накладывает отпечаток на отношения и провоцирует взаимные упреки в бизнесе, где и так много раздражающих факторов. Мы это испытание прошли, а другие нет». Также на Украине продолжает работать «Росмэн», продукция которого не связана с политикой.

Кино

Ситуация с запретом книг крупных издательств отражает общую тенденцию развития российского контента на Украине. Для производителей сериалов и кино страна до 2014 года была вторым ключевым рынком после домашнего. Его потеря стала серьезной проблемой: трансляция новых российских фильмов на ТВ Украины запрещена, а в кинопрокате действует жесткая цензура. В итоге год двойных выборов, президентских и парламентских, стал едва ли первым в новейшей истории Украины, когда новогодняя ночь прошла без традиционной рязановской комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Вместо нее показывали шоу-программы и концерт «Вечернего квартала» будущего кандидата в президенты страны Владимира Зеленского.

Всего после смены власти на Украине Госкино запретило трансляцию 780 фильмов российского производства. Одни попали в черный список в связи с героизацией российских военных («Грозовые ворота»), другие — из-за участия актеров, лояльных политике Кремля или позволивших себе неправильно высказаться о Крыме или событиях на Донбассе («Притяжение» — Валентин Гафт, «Сваты» — Федор Добронравов, «Интерны» — Иван Охлобыстин, «Тебе настоящему» — Дмитрий Харатьян, «Гадание при свечах» — Владимир Гостюхин).

Вышедший в 2015 году закон запрещает на Украине все российские фильмы, снятые после 2014 года, напоминает замглавы украинского Госкино Сергей Неретин. Чтобы попасть на экран, нужно свидетельство Госкино, с 2015 года их было выдано лишь несколько. В 2018 году — на «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Лето» Кирилла Серебренникова, «Сердце мира» Натальи Мещаниновой. В 2019 году в украинских кинотеатрах прошла российская адаптация итальянского хита «Идеальные незнакомцы» — «Громкая связь» от студий «Марс Медиа» и «Стрела». Преобладают же в них западные блокбастеры и мультипликация, а также современные украинские фильмы национально-исторического плана («Дикое поле» по роману Сергея Жадана или исторический экшен «Круты 1918»).

Полную версию читайте в материале Ъ