Все записи
17:39  /  9.04.19

611просмотров

Половое возрождение: «Город женщин» в венском Бельведере

+T -
Поделиться:

Выставка о художницах модерна в венском Бельведере меняет привычные представления об истории искусства ХХ века. Творчеству женщин-художниц довоенной эпохи отдает должное Алексей Мокроусов.

Сабине Фельнер, куратор выставки «Город женщин. Художницы в Вене 1900–1938», решила бороться с предрассудками о мужском доминировании в искусстве не только качеством, но и количеством, выставив 260 работ шестидесяти художниц. Отобранные ею работы впечатляют, если бы их разместили в одних залах с полотнами и графикой мужчин-художников, вряд ли кто уверенно сказал, где мужское, а где женское, поиск нового языка есть всюду. Тем не менее историки искусства долго ставили на мужские имена, и если имперская троица Густав Климт—Оскар Кокошка—Эгон Шиле казалась непобедимой, то ситуация с межвоенным временем давно вызывала вопросы.

Почему женщин так долго игнорировали искусствоведы, можно понять, хотя и трудно извинить. В патриархальном царстве феминизм отвоевывал права медленно, в художественные учебные заведения той же Вены женщин стали принимать лишь в зимнем семестре 1920/21 года. Для сравнения: избирательное право они получили в 1918-м, на юридический факультет могли поступать с 1919 года, на философский — с 1897-го. При этом коллеги в брюках художниц ценили — Бронция Коллер-Пинель (1863–1934) участвовала в двух выставках Сецессиона и входила в близкий круг Климта, собиравшийся по пятницам в кафе, да и ее влияние на Шиле неоспоримо.

Выставки без сегрегации по половому признаку обходились, но при этом женщин не пускали в профессиональные союзы художников, и потому в 1910-м в Вене при поддержке аристократии и крупной буржуазии возникло Объединение художниц. А еще в 1901 году появилась группа «Восемь художниц», среди основательниц — москвичка Тереза Федоровна Рис (1874–1956). Потеряв первенца, она рассталась с мужем и решила заняться искусством, после исключения из-за сложного характера из Училища живописи, ваяния и зодчества уехала в 1894-м в Вену, где быстро прославилась. Ее скульптура «Ведьма, готовящаяся к Вальпургиевой ночи» (1895; фигуру, лишившуюся с годами правой руки, показывают теперь в Бельведере) произвела фурор — в широких рядах поклонников оказались и император Франц Иосиф, и Климт. Поначалу Рис отказывались учить со стандартно обидным аргументом — женщинам не стоит тратить время на искусство, все равно они выходят замуж; жаль, никто не отвечал, что и мужчины часто либо спиваются, либо заболевают сифилисом. Возражать скептикам пришлось работой: карьера портретистки задалась (среди удач — бюст Марка Твена), ателье Рис снимала во флигеле дворца Лихтенштейнов. Однако после аншлюса ателье реквизировали, художнице с еврейскими корнями удалось уехать в Швейцарию, и дату ее смерти в Лугано установили лишь недавно.

Полную версию статьи доступна на сайте «Ъ».