Все записи
14:24  /  16.04.19

181просмотр

В скорости и в радости: Решено вернуться к проекту ВСМ Москва—Санкт-Петербург

+T -
Поделиться:

Президент Владимир Путин согласился возродить проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург, реализация которого обсуждается со времен СССР. С просьбой поддержать проектирование железной дороги к главе государства обратились гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров и врио губернатора Петербурга Александр Беглов. Они ожидают от ВСМ утроения пассажиропотока между городами и «дополнительной динамики развития». Однако эксперты и источники “Ъ” сомневаются в эффективности проекта.

Как стало известно “Ъ”, Владимир Путин 10 апреля поддержал начало проектирования ВСМ Москва—Санкт-Петербург, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в Петербургском транспортном узле. Положительная резолюция стоит на письме с соответствующим предложением от врио губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова. Они утверждают, что с учетом постоянного роста пассажирских железнодорожных перевозок между городами крайне важны развитие сообщения на данном направлении и существенное сокращение времени в пути. ВСМ предусмотрена стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года и транспортной стратегией РФ, а также «полностью отвечает требованиям майского указа президента».

Целевые показатели проекта предусматривают рост пассажиропотока втрое, до 33 млн человек, и сокращение времени в пути до двух часов, что придаст «дополнительную динамику развитию экономики Петербурга и городских агломераций». Обоснование инвестиций было подготовлено еще в 2009 году и получило положительное заключение Главгосэкспертизы.

В ОАО РЖД отказались от комментариев. В Минтрансе “Ъ” не ответили. Представитель вице-премьера Максима Акимова Сергей Извольский сообщил лишь, что «развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России находится в актуальной повестке». Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин подтвердил, что письмо готовилось. По его словам, проект рассматривается в рамках развития городской транспортной инфраструктуры наряду со строительством «транспортных полуколец по аналогии с московскими», организацией скоростного сообщения Санкт-Петербург-Главный—Тосно и реконструкцией вокзалов. Источники “Ъ” говорят, что соглашение о строительстве ВСМ может быть подписано на ПМЭФ-2019.

ВСМ Москва—Петербург обсуждается со времен СССР. В конце 1991 года для ее строительства было создано РАО ВСМ, ТЭО проекта подготовил «Ленгипротранс»: 654,3 км, скорость до 350 км/ч, общие вложения $5 млрд. Срок окупаемости оценивался по-разному, от 7 до 28 лет. Но в 1998 году проект был заморожен, от него остались долги и котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге (там сейчас стоит ТРЦ «Галерея»). Вместо ВСМ провели реконструкцию Октябрьской железной дороги и запустили «Сапсаны». Попытка реинкарнации ВСМ была предпринята в 2006 году: ОАО РЖД и «Трансмашхолдинг» создали АО «Скоростные магистрали». В 2011 году компании представили проект стоимостью 696 млрд руб. с запуском сначала в 2017 году, потом в 2018 году...

Полная версия статьи доступна на сайте «Ъ».