Все записи
17:16  /  17.04.19

282просмотра

Хождения по Мунку: Норвежский классик в Третьяковской галерее

+T -
Поделиться:

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи при поддержке МТС в рамках фестиваля «Черешневый лес» открылась грандиозная выставка Эдварда Мунка. На нее из Музея Мунка в Осло приехали 64 живописных и более 37 графических работ, включая самый ранний, карандашный рисунок «Крика». Главные темы творчества художника, связанные с миром бушующих эмоций, созвучны нашему времени, как ни у кого из классиков модернизма, считает Игорь Гребельников.

Третьяковской галерее удалось заполучить полновесную подборку произведений Мунка, так что выставка (ее куратор — Татьяна Карпова) дает исчерпывающее представление о творчестве норвежского гения. Все благодаря тому, что Музей Мунка в Осло закрывается в связи с предстоящим в следующем году переездом в новое здание, площадь которого превысит нынешнюю в пять раз.

В нашем веке интерес к творчеству художника зашкаливает, директор Музея Мунка Стейн Улав Хенриксен говорит, что такого никогда не было: ежегодно со всего мира они получают около 60 запросов на его выставки. Чем вызван ажиотаж, на выставке в Третьяковке ощущаешь чуть ли не кожей: волнами окатывает эмоциональная прямота и откровенность картин Мунка, обращенных к самым интимным переживаниям: сексуальным влечениям, разочарованиям, боли, отчаянию, страху, одиночеству.

Мифы и многовековая традиция в искусстве говорить на мало-мальски близкие к этим темы были отброшены художником в сторону, а вместе с ними — весь арсенал принятых художественных средств. Грубый рисунок, широкий, стремительный мазок, условная или отсутствующая перспектива, смазанные детали, психоделические сочетания ярких красок, все будто незавершенное, отторгнутое, но не подпасть под тягостное и даже порой мучительное настроение многих произведений Мунка невозможно.

Выставку открывает большая картина «Метаболизм. Жизнь и смерть» (1898–1899). Это вариация на тему отношений Адама и Евы, но герои ее не в райском саду, а в мрачном лесу: здесь нет привычных мотивов искушения и грехопадения, лишь усталость и покорность судьбе. Такой же безрадостный и весь «Фриз жизни», частью которого является эта картина. Амбициозный проект замышлялся Мунком как «поэма о любви, жизни и смерти», он работал над циклом 30 лет, постоянно варьируя число картин: в Москве показывают их большую часть, но даже от работ о любви веет тоской и предчувствием страданий, а уж им художник воздает сполна...

Полная версия доступна на сайте «Ъ».