Все записи
21:18  /  22.04.19

756просмотров

Чему учит фильм «Миллиард»

+T -
Поделиться:

В прокат вышел «Миллиард» с Владимиром Машковым. Впервые за многие годы на экране богатый человек — именно человек. Правда, авторы всеми силами постарались это от нас скрыть.

Банкир Матвей Левин (Владимир Машков) в одночасье оказался совсем без денег: миллиарды были записаны на бизнес-партнера, который скоропостижно умер. Теперь дочь бизнес-партнера претендует на все деньги миллиардера. На законных основаниях (в подтверждение серьезности ее намерений в дверях стоят юристы, которые напоминают костоломов). Не надо задаваться вопросом, как такое могло случиться с прожженным, циничным, расчетливым дельцом. Как могло случиться это с тем, кто выжил в 1990-е, кто видел все и знаком со всеми. Не спрашивайте авторов сценария, почему у самого героя не оказалось батальона таких же по-бойцовски настроенных юристов, готовых защищать его интересы, не говоря уже о других силах, которые, как мы знаем, часто бывают задействованы в бизнес-разборке по-русски. Просто поверьте авторам на слово, что все так и было.

Российский фильм нужно уметь смотреть: первые двадцать минут, когда задается фабула, приходится просто зажмурить глаза и не спрашивать ни о чем — ни о логике, ни о реальности.

А между прочим, несмотря на всю абсурдность происходящего, для российского кино — это шаг вперед: главные роли бизнесменам в нашем кино давно не доставались. Разве что роли злодеев-статистов или, в лучшем случае, спарринг-зла (как в фильме «Завод» Юрия Быкова) — для кого-то, напротив, очень хорошего.

А фактически кино о жизни российского миллиардера не было со времен фильма Павла Лунгина «Олигарх» (2002, с тем же Машковым в главной роли) и еще нескольких работ примерно того же времени. Но правильнее, конечно, было бы сказать, что главным героем нынешнего и всех прочих фильмов является не богатый человек, а само богатство, которое существует у нас в кино как бы само по себе, отдельно и не зависит от усилий человека. Как пришло, так и ушло, гласит русская присказка. Такое представление о богатстве — как о везении, чуде, об удаче — очень типично и симптоматично для массового сознания, и наше кино ничуть не борется с этим предрассудком, а всячески его поддерживает. Хотя в новейшее время мы уже знаем о существовании множества состоятельных людей, которые честно заработали свои миллионы, но кино продолжает буквально вдалбливать классический тезис Прудона «Собственность — это кража», потакая самым архаичным инстинктам.

Этот фильм, правда, отличается от всех предыдущих тем, что в нем бизнесмен все-таки не конченый человек: когда он оказывается без денег, в нем просыпается что-то человеческое. Но даже это «человеческое» авторы постарались сделать как можно менее человечным — отдаем должное их выдумке и изобретательности. Дело в том, что дети, к которым он в итоге обращается за помощью, его дети лишь в строго биологическом смысле.

Полный материал доступен на сайте Ъ.