Все записи
13:37  /  30.01.20

331просмотр

Настольный капитализм: игре «Монополия» исполнилось 85 лет

+T -
Поделиться:

Вот уже много лет «Монополия» не просто практикум капиталистических отношений, но и своего рода «мостик» между поколениями

Самая известная настольная игра мира «Монополия» отмечает юбилей: старушке уже 85, а она все еще привлекает молодежь и не только. В чем секрет ее популярности, выяснял «Огонек».

Пожалуй, ни с одной другой настольной игрой не связано столько легенд и анекдотов. «Монополия» вышла в свет в 1935 году и уже через год оказалась в центре скандала — ее запретили в нацистской Германии. А вот другая легенда, уже военных лет: для британских военнопленных выпускали особую версию игры, которую потом передавали в лагеря через «Красный крест». В этой версии был спрятан мини-компас, карта, а деньги были настоящими, словом, беги — не хочу.

Обычно популярность игр бывает скоротечной. Однако слава «Монополии» с течением времени только росла: достаточно вспомнить, что в начале 1970-х, когда в Атлантик-Сити собрались переименовывать улицы, упомянутые в «Монополии», фанаты игры… отстояли старые названия! Да что там: в 1990-х «Монополия» пришла даже на американское ТВ — в виде одноименного шоу.

Вот и сегодня популярность «Монополии» бьет рекорды: в нее сыграло уже около полумиллиарда человек по всему миру, а раз в несколько лет проводятся национальные и мировые чемпионаты! К примеру, победителем последнего мирового первенства, прошедшего в Макао в 2015 году, был некий Николо Фальконе из Италии, а до полуфинала добрался россиянин Александр Ковалев.

У «Монополии» вообще отчетливый русский привкус: сегодня существует «Монополия Нижний Новгород» и даже созданный по ее мотивам «Миллионер Нерюнгри», а сама игра пользуется у нас давней и устойчивой популярностью.

В чем причины этой любви? Эксперты называют сразу несколько, ну, например, идеальную «механику».

— В «Монополии» прекрасно сочетаются удача и стратегия,— поясняет в интервью CBS Эжен Провенцо, профессор Университета Майами (изучает историю игр).— Здесь есть определенный элемент удачи, нужно бросать кубик, и при этом — элемент мастерства. Это как покер.

Но дело, конечно, не только в механике — собственно, сама тематика игры не теряет актуальности: каждый в тайне хочет оказаться на месте акулы бизнеса и успешно банкротить конкурентов. Парадокс в другом: по мере того как взгляды на экономику менялись, менялась и сама игра.

Судите сами: на смену классической «Монополии» в 1970-х пришла игра «Антимонополия», где монополистам противостояли игроки-конкуренты. Выпускалась даже коммунистическая версия игры под названием «Очередь» — ее сделали в Польше уже в наше время. Наконец, недавно появилась «Монополия» для миллениалов: там больше не покупают недвижимость, ведь хипстерам она не по карману, зато копят впечатления. И, наконец, скандальная новинка — «Мисс Монополия», в ней женщины изначально получают больше денег, чем мужчины, за что игру уже окрестили феминистской. Чем не отражение духа времени?

Продолжение читайте в материале "КоммерсантЪ"