Все записи
17:49  /  9.07.20

162просмотра

Как сохранить свой бизнес в эпоху пандемии

+T -
Поделиться:

В карантин сильнее всего пострадал средний и малый бизнес

Для малого бизнеса пандемия стала настоящей войной за выживание. По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, к концу апреля в России закрылись 70 044 предприятия малого и среднего бизнеса. «Огонек» поговорил с теми, кто сумел сохранить свое дело.

Ирина Эфрос

«Бизнес — это клиенты»Александр Абрамовских, 36 лет, по образованию экономист, владелец магазинов детских товаровКемерово

Вот уже шесть лет у нас с женой семейный бизнес: два магазина детских товаров. Один находится в торговом центре, а второй — магазин «шаговой доступности». Я считаю, что в нынешней сложной ситуации нас спасла клиентская база, которую мы несколько лет собирали через специальное приложение. Если бы ее не было, пришлось бы вкладывать деньги в рекламу и наверняка много потерять. Как только объявили режим самоизоляции, мы отправили всем клиентам уведомления о том, что теперь магазины работают онлайн. Затем перевезли домой часть товара. В основном это была детская обувь. В апреле арендодатели согласились не брать с нас оплату даже за коммунальные услуги. Кстати, такую лояльность проявили многие владельцы коммерческой недвижимости в нашем городе. Отчасти благодаря этому в Кемерове процент закрытых бизнесов один из самых низких в России.

Сотрудников мы не увольняли. Двое ушли сами, еще в начале пандемии, и встали на биржу труда. Решили, что для них это более надежный вариант. Из-за их ухода мы лишились субсидии, так как сокращение штата превысило 10 процентов. Осталось всего двое сотрудников и мы с супругой. Жена принимала и собирала заказы, а я доставлял. Еще мы стали вести аккаунт в Instagram, попросили сотрудников и клиентов нам помогать: рекомендовать нас своим друзьям и родственникам, писать про нас в соцсетях, отмечать товар в сторис. Весь апрель проводили акцию: за каждый день самоизоляции начисляли всем покупателям по 20 баллов.

В среднем в день мы получали две-три заявки. В результате в апреле этого года заработали больше, чем в прошлом. 14 апреля нам разрешили возобновить работу в торговом центре, так как у нас в ассортименте есть товары первой необходимости — пеленки и распашонки.

Не могу сказать, что мы были очень этому рады. Рядом с нами на этаже «Детский мир», игровая площадка, фуд-корт. Все это до сих пор закрыто, поэтому сейчас проходимость у нас почти нулевая. 90 процентов выручки приносят клиенты, которые приходят тратить баллы, накопленные за апрель. После пандемии мы не планируем оставлять только онлайн-формат — для этого не хватает сотрудников. Хотелось бы расширить штат, но откликов на вакансии мало. Многие привыкли сидеть дома и получать помощь от государства. Скоро мы начнем готовиться к школьному сезону, хотя непонятно, будет ли он. Но придется идти на риск: если сейчас не закупим товар, то потом нечего будет продавать. Главное, что мы поняли в это тяжелое время: бизнес — это не товар, не помещение и не оборудование. Бизнес — это клиенты. И надо делать все возможное, чтобы их удержать.Читать далее