Все записи
18:50  /  3.09.20

278просмотров

Как наследники музыкантов атаковали фильмы о них

+T -
Поделиться:

Авторы «Цоя» гнались за художественным эффектом, а не правдивостью — за что подобно предшественникам и страдаютФото: ТПО «Рок»

1 сентября было опубликовано обращение наследников Виктора Цоя к президенту РФ Владимиру Путину. В нем отец и сын музыканта просят главу государства воспрепятствовать прокату фильма Алексея Учителя «Цой». Аргументы наследников — использование песен, а также образа и имени музыканта осуществлено без их согласия. Борис Барабанов вспомнил самые известные музыкальные байопики и ту роль, которую наследники покойных артистов сыграли в экранной судьбе лент.

Пожалуй, сильнее всего близкие возмущались кинобиографией музыканта, когда на экраны вышел байопик о Джиме Моррисоне — «The Doors» (1991). Здравствующие музыканты The Doors в один голос заявили: поэт не был тем неуправляемым социопатом-алкоголиком, каким он предстал в ленте. Картина в самом деле была полна эпизодов, противоречащих исторической правде, причем это были принципиально важные для сюжета повороты. Но вот уже почти 30 лет именно из этого фильма молодые люди черпают представления о Моррисоне и его товарищах.

Так что изложенные в письме Владимиру Путину опасения наследников Виктора Цоя насчет того, что в общественном сознании в случае выхода на экраны фильма «Цой» «навсегда останется несправедливость», отчасти оправданы. С поправкой на тот факт, что никакого «нового» Цоя на экране нет — он мелькает только в хорошо знакомых поклонникам «Кино» документальных кадрах. А вот жены и друзья в «Цое» есть, в том числе здравствующие. И их экранное воплощение далеко от комплиментарного.

Если вернуться к истории «The Doors», то можно обнаружить, что наследники Джима Моррисона и его вдовы Памелы Кёрсон долго не давали разрешение на использование произведений музыканта.

Оно было получено, только когда к проекту подключился дважды лауреат «Оскара» Оливер Стоун. Наследники напрямую вмешивались в работу — например, одним из их условий было «не связывать обстоятельства смерти Джима Моррисона с Памелой Кёрсон». И если рассматривать «The Doors» сквозь оптику фактов, то картина целиком состоит из преувеличений, натяжек и уступок воле потомков.

Полная противоположность «The Doors» — фильм Гаса Ван Сента «Последние дни» (2005). Сложно отрицать портретное сходство главного героя фильма с лидером Nirvana Куртом Кобейном. Ван Сент в своей ленте воспроизводит его самые расхожие образы с постеров Nirvana: полосатый свитер, прическа, солнцезащитные очки — все на своем месте. Но в названии ленты нет слов «Nirvana» и «Кобейн», в саундтреке нет песен Nirvana, а героя зовут Блейк. Проект изначально создавался в поле артхауса; известно, что Гас Ван Сент встречался с вдовой Курта Кобейна Кортни Лав, уже имея в виду, что вариант прямолинейного байопика может «заставить ее страдать», и обсуждал лишь размер дистанции между Блейком и Кобейном. Читать далее...