Все записи
МОЙ ВЫБОР 08:18  /  28.04.17

Блиц-интервью: директор Музея уличного искусства Андрей Зайцев о революции как празднике, художниках и Эрмитаже

+T -
Поделиться:

13 мая 2017 Музей уличного искусства совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге открывает свой IV сезон выставкой «Праздник к вам приходит». По традиции вся территория открытой площадки Музея предстанет обновленной: муралы, созданные в рамках прошлогодней выставки, будут закрашены и уступят место новым работам. «Праздник к вам приходит» – дебютная кураторская работа директора Музея Андрея Зайцева. По его приглашению 50 художников со всего мира выскажутся на тему назревшего тупика современного общества, его системы функционирования и революции как точки с возможностью преобразования и выхода на новый уровень.

Директор Музея стрит-арта и куратор экспозиции «Праздник к вам приходит» Андрей Зайцев

— Почему у выставки название «Праздник к вам приходит»?

— Это словосочетание, отражающее неизбежность грядущих событий; это и ирония, и угроза, и утешение. Я бы хотел, чтобы человек, пришедший на выставку, почувствовал всю важность и остроту настоящего момента: система, в которой мы живем сейчас, себя уже изжила – и нам всем необходимо либо перейти вверх на новую ступень, либо через войну и беспорядки скатиться обратно во тьму, из которой вновь общество будет вынуждено осваивать путь наверх. Какой из вариантов событий воплотится в жизнь – не знает никто. Это покажет время. Художественный мир всегда раньше всех чувствовал такие моменты: в силу своего тонкого мироощущения и обостренной интуиции художники всегда рефлексируют первыми.

Сейчас очень наэлектризованное время; прошло сто лет с революции, круг замкнулся – мы подошли к чему-то новому, и непонятно, страшное это новое или, наоборот, светлое. Между пиром и войной я нахожу очень много общего. Именно этого смешанного ощущения от выставки я и добивался.

— Расскажи о маршруте, который ждет посетителя экспозиции.

— Справа от входа будет граффити-стена «Поколения» под кураторством Николая Super, которая расскажет зрителю визуальную историю развития этой субкультуры с 70-х годов до России наших дней. Дальше — пространство, где вы увидите наш собственный Эрмитаж и монумент Владимира Ильича Ленина — центральный и самый запоминающийся образ выставки. Там же будет большой баннер от команды AES + F о героях мифа революции 1917 года.

Далее художники — Александр Флоренский, Дамир Муратов, Рикардо Каволо, Владимир Абих, Сергей Карев и другие — осваивают пространства галереи, медиазала и котельной. Там под потолком расположится огромный колокол, символ тревоги, праздника и горя. Затем по самолетному трапу можно подняться в комнату, где будет выставлен фарфор; а на верхних этажах котельной вы найдете залы, ранее закрытые, куда куратор этого пространства Максим Свищёв пригласил ряд известных медиа-художников. Они будут переосмыслять революцию в контексте масс-медиа, масс-культа, общества потребления, развития интернета, рассказывать о настоящем времени, сочетая фактуру (историю) и реальность, которая неизбежна и непредсказуема.

Важно максимально вовлечь зрителя в то, о чем будут рассказывать художники. Думаю, что первым ощущением посетителя будет растерянность и желание сфотографировать работы, как бы защищая себя камерой от них — это своего рода провокация. Каждое из произведений призвано создать у человека внутренний разлад, но куда этот диссонанс приведет — никто не знает, это личный путь каждого.

— Какую задачу — как куратор — ты ставил перед художниками?

— Я хочу, чтобы художники старались передать ощущение разлома, невесомости, неуверенности и энергии, которая возникает во революционное время. Я осознанно пригласил максимально разных художников, чтобы создать такую экспозицию: вы нигде и никогда не встретите их на одной выставочной площадке. Мне кажется, революции это присуще – смешение самых, казалось бы, несмешиваемых компонентов.

— Чем эта выставка существенно отличается от трех предыдущих?

— Это самая масштабная и разноплановая экспозиция, которая когда-либо была в Музее, и для нас она по-настоящему революционная. Здесь есть все форматы, которые в принципе можно представить себе в музее: это и холсты, и фотографии, и фарфоровые тарелки, муралы, скульптуры, инсталляции, медиа-арт, видео-проекции, перформансы на открытии. Все это довольно тяжело представить вместе, но пространство Музея стрит-арта и тема выставки 2017 года позволяют это сделать. И форматы разные, и язык взаимодействия у каждого художника свой; тем не менее, нам удалось расположить работы так, что они между собой разговаривают и взаимодействуют. Я хотел, чтобы — с одной стороны — была такая экспозиционная красота и стройность, с другой — чтобы царили хаос и анархия, чтобы возникал спор, создавая ощущение революционного бардака и отсутствия каких-то общих правил для всего проиходящего.

— Какая из работ выставки самая хулиганская?

— «Эрмитаж наш» петербургских художников Курил Что на самом большом фасаде Музея — больше полутора тысяч квадратных метров. Это крутейшая работа с пространством, потому что Эрмитаж меняет вокруг себя всю площадку. Когда ты стоишь перед этим фасадом, ты находишься уже не на Заводе слоистых пластиков на Шоссе Революции, а на Дворцовой площади. На месте Александрийского столпа у нас Ленин. Это важный момент взаимодействия, и, мне кажется, для стрит-арта очень важно использовать именно то пространство, в котором ты оказался.

При этом мы понимаем, что и Эрмитаж, и Ленин — это все ошметки каких-то старых миров, которые себя уже изжили. Сначала это была имперская эпоха, потом Советский союз, который тоже лопнул — и появился беспорядок, масса граффити, реклама повсюду и бесконечный поток лишней информации. Мне кажется, что современный мир дошел до такой точки, что он вот-вот «порвется» — и родится что-то новое. 

Комментировать Всего 8 комментариев
Куратор Андрей Зайцев: "Я хочу, чтобы художники старались..."

Какой ностальгический, советско-правительственный, или точнее,

- "тоталитарно-отцовский" подход куратора к художникам ! 

Куратор занимает место культового Творца, а художники превращаются

в атомы созидаемой куратором мозаики.

Сходным образом, во времена соцреализма, инициаторы и организаторы

официальных выставок, не выражали общие тенденции в творчестве художников,

а наоборот, художники должны были выражать изначальную волю организатора

выставки. 

Виталий, у нас куратор только задает тему, приглашает художников и помогает им на площадке Музея — но никто и никогда не говорит им, как они должны эту тему раскрывать.

Спасибо за уточнение ! Но семантика словосочетания : "задаёт тему"

предполагает широкий спектр понимания ситуации "задавания"

и значения глагола "задавать". Например, когда-то учителя "задавали"

школьникам не только "тему" домашнего сочинения, но могли

и "задать трёпку " :))

В этом контексте интересно узнать:  были ли при организизации 

выставки "Праздник к вам приходит" случаи, когда приглашённый

художник отказывался творить на "заданную тему" и, тем самым,

отказывался от участия в выставке ? 

Виталий, наконец-то отвечаем! Нет, таких случаев при подготовке выставки у нас не было. Мы можем сказать, что куратор «определяет» тему, но смысл при этом абсолютно не изменится. Последнее слово в ее трактовке всегда остается за художником. Случаи, когда работа не может быть реализована, связаны только с техническими ограничениями площадки либо финансовыми ограничениями — но это обычно понятно еще на начальном этапе общения куратора и художника.

Жаль, что не дождался ответа, хотя раньше среди участников Сноба было принято

отвечать на вопросы друг друга.

Я собираюсь посетить выставки в Москве и Санкт-Петербурге и поэтому

мне интересно понять: почему старая советская концепция заданных

тем и заказных юбилейных выставок продолжает привлекать молодых

кураторов ?

Почему память о кровавых революциях мы превращаем в праздники ?

Говоря о карнавальной культуре, Бахтин, вероятно, по цензурным соображениям, 

никогда не писал о карнавале, как "архетипе революции".

Но согласно описанной историками древней традиции, связанной с празднованиями

сатурналий, в конце карнавальных вседозволенностей, временного "лидера-короля

карнавала" убивали.

В этом контексте мы должны помнить, что, как говорили французы во времена

Конвента: "революция, как Сатурн пожирает своих детей". 

Виталий, вы спрашиваете, почему концепция заказных юбилейных выставок продолжает привлекать молодых кураторов — но ведь музеи и галереи о революции в этом году в России больше молчали, чем говорили. Разве не так? А про карнавал Вы попали в самую точку! Именно эта идея и выражена в названии нашей выставки. Оно должно казаться противоречивым. Современный человек, знающий о последствиях революции, услышав название, испытывает предсказуемый дискомфорт — но ведь сто лет назад многие люди именно так и воспринимали грядущий переворот, они ждали «праздника».

Спасибо за ответ, где в конце концов, слово "праздник" взято музеем

в кавычки ! Кавычки превращают "праздник" в карнавальную маску

и меняют моё изначальное восприятие контекста. 

От всей души поздравляю художников, музей и куратора с выставкой :

"ПРАЗДНИК" К ВАМ ПРИХОДИТ.

Эту реплику поддерживают: Музей стрит-арта

Виталий, спасибо! Приезжайте к нам в гости обязательно — выставка продлится до конца сентября.