Все записи
08:24  /  20.09.17

1790просмотров

Почему он не падает

+T -
Поделиться:

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

«Чтобы сделать что-то настоящее, человеку обязательно надо оказаться в сложной ситуации», — уверен Слава Полунин

Вячеслав Полунин среди зрителей Упсала-Цирка. Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

Президент «Академии дураков» приехал в родной Санкт-Петербург на пару дней, чтобы поддержать ребят из Упсала-Цирка. На фестивале циркового искусства, куда Полунин пришел в толпе счастливых зрителей, Упсала-Цирк показывал спектакль «Эффект пинг-понгового шарика». Главную роль в нем исполняет Коля, старожил «цирка для хулиганов» — из самого первого набора в 2000 году. Тогда ему было 10 лет.

Судьбоносная столовая

Коля рос в многодетной семье, младшим из пятерых. Жили в пригороде Петербурга, в Колпине, мать и отец работали на заводе и, как вспоминает сам Коля, «время от времени выпивали». А еще время от времени есть дома было нечего, и Коля, «пристегнувшись» к старшему брату, мотался в город гулять и питаться в работавшей тогда столовой для беспризорников на Фонтанке. Десятилетнему пацану все было интересно. Открытый и подвижный, он легко застревал в компаниях таких же, как он, оборванцев, еще не озлобившихся на мир, который не дал им хороших условий, вкусной еды, внимательных родителей и модных кроссовок.

У Коли был вагон времени, чтобы фланировать по Невскому, стрелять сигареты, залезать в заброшенные здания и играть в автоматы, которые стояли в 2000-м году в Гостином дворе — тогда их еще не запретили. Там-то его и заприметили директор Упсала-Цирка Лариса и создательница идеи социального цирка Астрид Шорн. «Вон, смотри, парень юркий какой», — Коля чем-то выделялся из толпы соплеменников. И это «что-то» к 27 годам раскрылось с такой небывалой силой, что наглядеться на него теперь на сцене невозможно.

Шатер цирка переполнен — на спектакле «Эффект пинг-понгового шарика» сейчас сидит и Полунин, неотрывно следя за  Колей, который в свете пушки оказывается один на один с маленьким белым шариком, стучащим как сердце, держащимся на воздушной подушке колиного дыхания. Коля достает этот шарик из пустоты, пантомимически выращивая его до размеров огромного циркового колеса Сира, и, расположившись в колесе, подобно витрувианскому человеку, начинает крутиться и зависать в пространстве. «Что-то», увиденное 17 лет назад Ларисой и Астрид, было талантом.

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Николай

В то время, когда у Коли еще была возможность разменять талант в игральных автоматах, Упсала-Цирк в Петербурге только начинался. Ларисе нужно было сделать первый набор. Присмотревшись к стайке юных Маугли, Лариса, Астрид и еще пара педагогов пришли с мастер-классом в столовую, как раз в тот момент, когда Коля проголодался. И тут его зацепило. Коля сделал шаг и сказал: «Хочу».

Чего не хочется помнить

Больше всего Коле нравилось движение — любого рода. Акробатику, брейк, хореографию он схватывал на лету. Про таких профессионалы говорят «движенец». У Коли это от природы — Лариса вспоминает, что однажды в летнем лагере мальчика посадили в седло, и он без лишних предисловий принял нужную осанку и поскакал. Еще вспоминает, как его называли «Мамочка» после просмотра фильма «Республика Шкид». А еще Лариса помнит, как Коля был в шаге от изгнания из цирка, но вспоминает неохотно, словно опять боится его потерять, хотя тот самый сложный для него момент они вместе уже давно преодолели. Преодоление заняло несколько лет.

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. На сцене Упсала-Цирка

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»

Коля успевал ходить и в цирк, и в школу и тусоваться в привычной уличной компании. И однажды начал нюхать клей. Простой и доступный способ необычного времяпрепровождения сперва сочетался с занятиями в цирке, и там даже не очень догадывались об этой привычке. Но постепенно занятия стали пропускаться, работоспособность падать, апатия расти. Лариса, уже прикипевшая к мальчику, поняла, что надо помочь Коле сделать выбор. И устроила ему серьезный разговор, несмотря на то, что ей самой было очень страшно. Страшно, что он выберет тюбик с клеем. Пришлось идти ва-банк: клей или цирк. На решение дала несколько часов. И вечером того дня Коля сделал шаг, который навсегда изменил его жизнь. Он остался в цирке и полностью забыл про улицу.

Огонь, вода и шарик

Коля, как настоящий мужчина, не говорит о сложности этого выбора. Лариса, как настоящий директор, не говорит о трудностях, которые ей и всей команде приходится преодолевать ежедневно, чтобы дети, которым цирк действительно нужен, имели возможность заниматься с педагогами, ездить на гастроли и в лагеря, где помимо циркового опыта они получат не менее, а даже более важный опыт— общения, совместного просмотра фильмов, обсуждения книг и жизни. А еще Лариса ставит для них фантастические спектакли, на которых не можешь удержаться — плачешь от счастья, и это удивительно легкие и приятные слезы.

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»

Все это держит на плаву, укрепляет ребят, не только, как артистов, но и как личностей, и не дает шанса снова надеть себе на голову пакет с клеем. Со спектакля Упсала-Цирка выходишь с чувством, что страха нет, его полностью победила любовь, щедро подаренная тебе детьми, которых недолюбила жизнь. И, глядя на них, совершенно невозможно поверить, что это так — ведь столь щедро отдавать можно только от переизбытка.

Мальчишек и девчонок, которые могли бы свернуть не на ту дорожку, но благодаря цирку выпрыгнули, да еще и сделав красивое сальто, уже немало. Те, кто прозанимался в цирке два-три года и более, уже значительно изменились и получили другое самоощущение в социуме. Таких детей около 500 человек. Педагогов и артистов цирка, которые выросли из беспризорных детей и сделали цирк своей профессией, как Коля, сейчас четверо. И это уже половина тех тренеров, которые работают в Упсала-Цирке. Работать педагогом Коле нравится не меньше, чем быть артистом. Он стал первым тренером, вышедшим из бывших воспитанников.

«Эти дети, эти артисты уже счастливые. Если попасть хотя бы на какое-то время туда, где любят, поддерживают, придумывают, где хорошие люди, где интересно — это уже огромное счастье», — говорит о них Слава Полунин.

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Николай с другими участниками Упсала-Цирка смотрит церемонию открытия фестиваля «Балансировка»

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Зрители Упсала-Цирка

А еще Полунин уверен, что цирк должен разрастись в большую цирковую школу, чтобы встряхнуть нашу богатую цирковую традицию и, конечно, чтобы социально-благополучных детей становилось все больше, а идея социального цирка была бы доступнее и масштабнее.

Подобные мысли есть и у Ларисы. Она планирует создание образовательных программ, серию цирковых мастер-классов и обмен опытом с западными коллегами. Все эти мероприятия будут осуществляться по мере сил, ведь сейчас основная задача цирка — находить средства на постоянные базовые расходы: аренду помещения, содержание скромного штата тренеров, закупку циркового оборудования и изготовление декораций к новым спектаклям.

Есть мысли о том, куда расти ему, как педагогу, и у Коли, который здесь уже несколько лет учит ребят акробатическим трюкам, танцам, жонглированию, преодолению боли от падений… Но не кульбиты даются детям тяжелее всего.

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД. Николай

Тяжелее, как недавно понял молодой педагог Коля и давно понимает Лариса, научить детей доверять — так, чтобы можно было упасть спиной назад, стоя у кого-нибудь на плечах, и не бояться, что тебя не поймают. Научить любить так, чтобы почувствовать единственную долю секунды, когда нужно подпрыгнуть на батуте, а тот, кто уже летит, успел сделать через тебя сальто. И ведь у них получается. У кого-то через год, у кого-то через три. Ребят потихоньку отпускает. Они начинают вникать и сопереживать друг другу и всему окружающему до такой степени, что даже пинг-понговые шарики становятся в их руках живыми и бегают из одного воображаемого угла в другой, рисуя в воздухе и на лицах зрителей улыбку.

Когда на них смотришь, веришь, что все хорошо, что это самые счастливые и благополучные дети на земле и что они сами помогут кому хочешь. Это большая победа команды цирка и неравнодушных людей, которые помогают Упсала-Цирку существовать материально. То есть, ваша победа.

Давайте сейчас и впредь будем поддерживать цирк, а он вернет нам любовь сторицей. Можно сделать это разовой суммой, но лучше оформить небольшое, но ежемесячное пожертвование. Ведь есть секрет: пинг-понговый шарик держится в воздухе, только если постоянно дуешь под него. Пусть и ваше дыхание, и ваша помощь поддерживают его на лету.

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Перепост.