Все записи
10:37  /  29.12.18

223просмотра

Священные деревья в древнем Израиле

+T -
Поделиться:

Согласно Писанию, символом ближневосточной богини Ашеры являлось особым образом обработанное дерево, в некоторых случаях — украшенный деревянный столп: «Не сажай себе ашеру из какого-либо дерева при жертвеннике YHWH (Имя Бога Израиля), Бога твоего, который ты сделаешь себе, и не ставь себе столп» (Втор. 16:21—22).

Похоже, этот запрет являлся отголоском древнего обычая сынов Израиля ставить культовое дерево рядом с жертвенником YHWH.

Иудейские цари-реформаторы, такие как Хизкиягу (Езекия) и Иосия,  яростно боролись против культа Ашеры, которую, на каком-то этапе, израильтяне считали спутницей YHWH, Бога Израиля: «И вынес ашеру из дома YHWH за Иерусалим в долину Кедрон, и сжёг её в долине Кедрон, и истолок в прах), и бросил прах её на кладбище общенародное, и разрушил дома святых, которые были в доме YHWH, где женщины ткали покровы дляашеры» (4 Цар. 23: 4—7).

Надписи из Кунтиллет-Аджруда (израильская крепость VIII века до н. э.) свидетельствуют о традиционных благословениях именами Бога Израиля и Ашеры:

 «Благословляю вас YHWH Шомрона (Самарии) и его Ашерой».

Писание повествует о традиции почитания сынами Израиля священных деревьев. Предположительно об этом говорят названия таких деревьев,  как אלון «алон» (дуб) и אלה «эла» (теревинф) производное от אל «эль»  — бог. 

«На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом אלון, тополем и теревинфом אלה…» (Ос. 4:12—13).

Пророк Иеремия обвиняет израильтян в поклонении дереву:

 «говорят дереву: «ты мой отец… » (Иер. 2-28).

Знаменитых людей было почётно хоронить под деревьями: 

«И умерла Дебора, кормилица Ривки, и погребена ниже Бейт-Эля под дубом» (Быт. 35: 8). А царя Шаула вместе сыновьями похоронили под под теревинфом» (1 Пар. 10:12).

Ещё одним символом богини Ашеры была финиковая пальма. Возможно не случайно, что имя одной из прародительниц колена Иудина было Тамар (пальма), которая  притворилась  кедешей (храмовой жрицей любви богини Ашеры) и с которой по «ошибке» переспал Иуда (Быт. 38:21-22).

В Хацоре, городе израильского периода,  была найдена священная ложка с изображением женского лица, пальмового дерева и голубей — символами богини Ашеры.

Фотография Музея Израиля. Ложка для священного масла из слоновой кости, найденная в Хацоре (VIII в. до н.э.).

Расцветший миндалём жезл Ааронов (Числ. 17:8) говорит ещё об одной довольно стойкой традиции священного дерева. Вполне возможно, что знаменитый иудейский символ семисвечник первоначально происходит именно от миндаля, пустившего веточки с листьями.

Кувшин из ханаанского храма в Лахише с изображением священного дерева, напоминающего семисвечник,  и козлами по двум сторонам от него.

В Кунтиллет-Аджруде был найден обломок кувшина с изображением цветущего миндального дерева, по три ветви с каждой стороны, и венцом из миндального ореха. С двух сторон от него нарисованы два козла, а само дерево стоит на льве.

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

Подобный мотив, изображающий ханаанскую богиню, широко известен.  

Фото Википедия: Author Rama (Музей Лувра). Изображение ханаанской богини, стоящей на льве.

Очевидно, что в связи с преобладанием культа YHWH и запретом изображать богов, изваяния женской фигуры богини стали заменять на изображения священного дерева.

Совмещение этих двух традиций можно наблюдать на примере священного глиняного предмета Х в. до н.э. из Таанаха (период израильского царства), возможно служившего в качестве курильницы или подставки под блюдо или чашу, на которой совершали возлияния или приносили плоды в дар божеству. Также вероятно, что речь идёт о модели мини-храма.

Изделие имеет четыре ряда изображений. В первом ряду снизу находится обнажённая богиня между двумя львами. А в третьем ряду (снизу) Ашера изображена виде священного дерева,  по двум сторонам от которого – козлы и львы.

Во втором ряду два херувима охраняют вход. Сверху изображён телец (символ божества), по сторонам от него два столба – типичный храмовый атрибут, а над бычком – египетский символ крылатого солнца.

Фотография музея Израиля. Сосуд для воскурения из Таанаха X в. до н.э.

На израильских печатях VIII-VII вв. до н.э. содержатся изображения священных деревьев и поклоняющихся им знатных людей, возможно священников.

Иудейская печать с надписью на иврите «Принадлежит Йедояhу, (сыну) Пелатиhу», на обратной стороне изображение двух мужчин и священного дерева.  

Впоследствии культ Ашеры иудейскими священниками был полностью выкорчеван из религии Израиля.

К чему я написал этот краткий экскурс в израильскую историю священных деревьев? Наверно, в связи с новогодней ёлкой в Израиле, которая, конечно, никаким образом не связана с древнейшим символом знаменитой богини, но всё же….  может,  любовь к украшенным, ветвистым деревьям у нас в крови?