Все записи
12:29  /  11.08.19

4464просмотра

Иудейский Бейт Шемеш или ожившая Библия (археологическая сенсация)

+T -
Поделиться:

Город Бейт Шемеш упоминается в Писании в связи с историей о ковчеге Завета, который был захвачен филистимлянами в качестве трофея. Однако возвращён, так как Бог Израиля обрушил свой гнев на Дагона, проявившийся в отсечении рук и головы скульптуры филистимского божества: «вот, Дагон лежит лицом к земле пред ковчегом YHWH, а голова Дагона и обе кисти рук его, отсеченные, на пороге» (1-Цар. 5:4). Он  также наказал смертью и кровоточащими нарывами жителей филистимских городов, неосмотрительно принимавших святыню сынов Израиля.

Правители, выслушав совет своих священников, предположивших с долей сомнения, что все беды от ковчега, во избежание ещё больших неприятностей, решили возвратить чужую святыню законным владельцам.

Филистимляне отправили ковчег в Бейт Шемеш, находящийся, согласно библейским сообщениям,  во владениях племени Йеhуды. Местные зеваки любопытства ради решили приподнять крышку, чтобы заглянуть в него. За бесцеремонное обращение с ковчегом, считавшимся образом Бога Израиля, семьдесят горожан были умервлещены: «И поразил Он людей Бейт-Шемэша, за то что они заглядывали в ковчег YHWH и убил семьдесят человек» (1-Цар. 6:19). Как известно из археологических раскопок, в XI веке до н.э. времени описываемых событий, здесь проживало около тысячи человек.

Бейт Шемеш переводят как «Дом Солнца», но вероятно, город был назван в честь древнего шумерского, аккадского, а также ханаанского божества, по имени Шамаш,  и назывался не Бейт Шемеш, а Бейт Шамаш.

Этот бог занимал высокое иерархическое положение в божественном пантеоне. Его называли «царь неба и земли, чье великолепное сияние освещает небо и землю, а также «великим светом», «законным господином чистого неба». У ассирийцев Шамаш был одним из главных богов, к которому обращались оракулы.   

В 1838 году американский востоковед Эдвард Робинзон исследовал разрушенную арабскую деревушку Айн Шамс на Тель (холме) Румейле и пришёл к выводу, что это знаменитый библейский Бейт Шемеш. Позже раскопками занимались шотландский археолог Данкан Маккензи (1911-1912 гг.) и Элайджи Грант (1928-1933 гг.) из Хаверфордовского колледжа, а также Шломо Бунимович и Цви Ледерман (с 1990 года) из Тель-Авивского университета.

Тель Бейт Шемеш находится северней Иудейской низменности (Шфела), его высота 240 метров над уровнем моря. Раскопанный археологический объект составляет около 600 метров в длину и примерно 100 метров в ширину.

В ходе археологических работ были обнаружены остатки городища ранней бронзы (ок. 2200 г. до н.э.); следующий археологический слой — эпоха гиксосов (1750-1200 гг. до н.э.), за ним – поздняя бронза (1550-1200 гг. до н.э.); но самый интересный и значительный, по крайней мере для библеистики, – железный век II-C, последние времена иудейского царства эпохи Первого Храма. О важнейших находках этого периода мы расскажем подробно.

В 2018 году во время «спасательных» раскопок (разведка местности на предмет археологических ценностей и могил), в обязательном порядке производимых до строительных работ (в данном случае шоссе под номером 38), на юго-востоке древнего Бейт Шемеша были обнаружены остатки иудейского города, существовавшего в 701-586 гг. до н.э.  

Фото Рами Юдовина: Развалины иудейского Бейт Шемеша, примыкающего к шоссе 38

Находка многих застала врасплох, остро встал вопрос, что делать с планируемым расширением шоссе. Насколько известно, часть города всё же будет погребена под асфальтом, но значительные участки удалось отстоять. Возможно,  в будущем древний Бейт Шемеш станет национальным парком.

Министерство транспорта выделило на исследования десятки миллионов шекелей. Археологическими изысканиями занимаются Тель-Авивский университет и частная компания под руководством Йеуды Говрина под патронажем Иерусалимского Хибро-Юнион колледжа.

Было привлечено двадцать археологов и сто пятьдесят рабочих. В результате раскопок Тель Бейт Шемеша иудейского периода были сделаны поразительные открытия, прекрасно иллюстрирующие и дополняющие библейские сообщения.

Очевидно, юго-восточная часть городища была заложена по приказу царя Хизкияhу (Езекия) в 715-686 гг. до н.э.  Во время раскопок найдено 45 ручек от кувшинов с царским штампом למלך «лемелех» (принадлежит царю), относящихся к времени правления Хизкияhу. Всего в Бейт Шемеше было найдено около 350 ручек от кувшинов с оттисками царей Иудеи от Хизкиягу до Йошиягу (Иосии).

Фото Рами Юдовина: Ручки кувшинов с царским штампом למלך 

На оттисках печатей «лемелех» того времени, как правило, изображали крылатое солнце или розетту (более поздний символ) и название административного центра.

Кстати, среди них   один оттиск   לאליקים נער יוכן  «Принадлежит Элиакиму, слуге Йохана». Вероятно, Йохан – это Йеhояхин, сын Иеhоякима, предпоследний царь Иудеи, которого Навуходоносор увёл в качестве пленника в Вавилон: «И изгнал он Йеhойахина в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и сановников его, и сильных (людей) земли выслал он из Йерушалаима в изгнание в Вавилон» (4-Цар. 24:15). Точно такой же оттиск печати был найден в 1961 году в Рамат Рахель.

На ручках из Бейт Шемеша зафиксировано четыре точки сбора царских налогов – Мамшат, Зив, Хеврон и Сохо.

Хизкияhу был известен своей преданностью YHWH (Имя Бога сынов Израиля). Согласно Писанию, он подавил филистимлян и по наущению пророка Йешаяhу (Исайя) провёл значительные религиозные реформы по централизации культа YHWH. Он не только уничтожил изображения ближневосточных богов и богинь, но и не пощадил медного змея — древнего иудейского божества Нехуштана, которому в Храме приносили воскурения (4-Цар. 18:4-5).

Хизкияhу упоминается в ассирийских анналах, именно он в первый раз, помимо библейских источников, назван «иудеем»:

Из хроник Синахериба (Сеннахирима), царя Ассирии (705—681 гг. до н. э):

«А Хазакияу Иудейского, не склонившегося передо мной, я осадил и покорил 46 его укреплённых городов, и поселений их округов без счета — при помощи насыпи, по которым взбирались,  и ударов таранов, натиска пеших воинов, подкопов, брешей и осадных орудий. Я забрал с собой        и причислил к добыче 200 150 людей малых и больших, мужчин и женщин, коней, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. Самого же (Хизкияhу) его я запер, как птицу в клетке, в Иерусалеме, его царском городе; поставил против него укрепления и сделал выход из городских ворот мерзостью для него. Города его, что я захватил, я отделил от его страны и отдал Митинту, царю Асдода (Ашдода), Пади, царю Амкаруна (Экрона), Силли-Белу, царю Азы (Газы), уменьшив его страну. К прежней дани я прибавил ежегодное приношение, и дары моего правления наложил на них. А этот Хазакияу — его ниспроверг ужас блеска моего владычества, а «Урби» (вер. название подразделения) и лучшие его воины, которых он привёл в качестве подкрепления в Иерусалем, свой царский город, отказались сражаться.  Он послал вслед за мной в Ниневию, город моего владычества, для принесения дани…» (перевод Рами Юдовина).

Санхерив  (Сеннахирим) разбил египетскую армию, пришедшую на помощь антиассирийской коалиции, вторгся в южную Иудею, неся смерть и разрушения. Согласно ассирийским хроникам, Ассирия захватила «46 укрепленных» (стенами) иудейских городов и «бессчетное число малых городов».

Иудейский Бейт Шемеш через короткое время не только возродился, но и превратился в один из крупнейших мест по изготовлению оливкового масла в промышленных масштабах и производству изделий из железа. Были найдены маслодавильни и металлургические шлаки.

Горожане проживали в тесноте, дома плотно прилегали друг к другу. Археологи обнаружили склады для сельскохозяйственной продукции, 14 маслодавилен,  в которых производили оливковое масло (примерно 60 литров в день), а также  большое количество типичных для Иудеи VII-VI вв. до н.э. сосудов с сужающимся горлышком. Именно такие сосуды составляют около 80% от всей керамики иудейского Бейт Шемеша.

Фото Рами Юдовина: Керамика, каменный пресс для растирания маслин

Фото Рами Юдовина: Иудейская керамика из Бейт Шемеша

Фото Рами Юдовина: Косточки маслин из иудейского Бейт Шемеша

Фото Рами Юдовина: Ёмкость для оливкового масла из иудейского Бейт Шемеша

Город существовал более ста лет и был оставлен непонятно по какой причине (возможно из-за опасности вражеского вторжения) во времена царя Йошияhу (Иосии).  Расцвет Бейт Шемеша пришёлся на время правления царя Менаше (Манассии). Хотя до последнего времени считалось, что город так и не оправился после вторжения ассирийцев.

Авторы книги Царей (Царств) описывают Менаше с крайне отрицательной стороны:

«Снова построил он (жертвенные) возвышения, которые уничтожил Хизкияhу, отец его, и поставил жертвенники Баалу, и сделал Ашеру, как делал. Ахав, царь Израильский; и. поклонялся он всему воинству небесному, и служил ему» (4-Цар. 21:3-4).  

Также и сын его Амон «делал злое в очах YHWH» (4-Цар. 21:3-4).

Однако правление Менаше для процветания Иудеи было очень позитивным. После Хизкияhу ему досталась ослабленная страна, разоренная Санхеривом, который не только разграбил иудейские города, но и отдал части территории иудейского царства филистимлянам.  

Время царствования Менаше было очень длительным – 55 лет. Страна без войн быстро восстанавливалась. Плата за спокойствие — дань ассирийцам, в том числе, вероятно, и оливковым маслом из Бейт Шемеша.

Книга Хроник (Паралипоменон), в отличие от книги Царств,  рассказывает, что Менаше был арестован ассирийцами по подозрению в бунте, приведен в Вавилон, где он раскаялся в своих грехах, обратился к Богу отцов, за что был помилован и возвращён на царство.  Вполне вероятно, авторы поздних книг Писания ошибаются, вернее, действуют согласно своим идеологическим установкам.

У Менаше не было причин совершать самоубийственный шаг — восставать против великой империи. Во времена Менаше, насколько известно, не было войн, тем более с таким грозным противником. Более того, судя по ассирийским хроникам, он был на хорошем счету, вовремя вносил дань и даже участвовал вместе с другими царями региона в войне против Египта на стороне Ассирии. Да и логичнее предположить, что Менаше отвели бы в Ниневию, а не в Вавилон (2-я Хроник 33:11).  Однако, вполне возможно, что под влиянием иудейских пророков YHWH, он приобщился к вере в Бога Израиля.

Существует клинописный текст 677 года до н.э., в котором ассирийский владыка Асархадон упоминает Менаше:

«Я собрал царей земли Хет и Заречья (территория за рекой Ефрат)». Среди списка двенадцати царей — «Менаше (Menasii), царь Иудеи» (Ia-u-di), а также филистимлянин Акиш, царь Экрона.

Асахардон потребовал опытных камнетёсов и дровосеков для строительства царского дворца в Ниневии.

В надписи Ашурбанипала (667 г. до н.э.)  также говорится о Менаше. Царь Иудеи находится среди списка двадцати двух царей коалиции, подчиненных Ассирии и участвующих в военной экспедиции против Египта и Куша (Эфиопия):

«Собрал я огромное войско. И устроил я путь свой на Египет и Куш. Присоединились ко мне: Бааль, царь Тира; Менаше, царь Иудеи; Косгавер, царь Эдома; Муцур, царь Моава; Цульбаль, царь Азы; Мутунату, царь Ашкелона; Ухусу, царь Экрона; Малхисаф, царь Геваля; Йухналу, царь Аруда; Авибааль, царь Шемешмарана; Аминадав, царь Бейт-Амона; Ахимелех, царь Ашдода…. Всего 22 царя берегов моря, морских островов и суши – рабы мои, несущие моё ярмо, принесли мне обильные дары и поцеловали мои ноги. Этих царей, со своими армиями и кораблями, повёл я по суше и по морю на Египет вместе со своим войском. Я поспешил, чтобы помочь царям и своим вассалам в Египте, рабам, подчиняющимся мне» (перевод Рами Юдовина).

Вполне возможно, Менаше не был сыном Хизкияhу и даже не происходил из племени Йеhуды (Иуды), а имел моавитянские корни, о чем свидетельствует моавитянская печать VIII-VII вв. с именем Менаше. Изображение этой печати в своё время опубликовал профессор Нахман Авигад, израильский археолог, специалист по еврейской эпиграфике, надпись на ней гласит: «Принадлежит Менаше, сыну Царя».

למנשהבנהמלכ 

Принадлежит Менаше, сыну Царя . Частная коллекция. Перерисовка Рами Юдовина

Утверждать со стопроцентной уверенностью, что печать принадлежала Менаше, сыну Хизкияhу, мы не можем, но в любом случае речь идёт о царском сыне. С высокой долей вероятности можно предположить, судя по символике, что это моавитская печать: звезда – символ богини Иштар, полумесяц —  божество Син. Иудейские царские печати носили иные символы, например: печать Хизкияhу, в центре которой находится осененный крыльями солнечный диск с шестью лучами.

לחזקיהו [בן] אחז מלך יהדה 

Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю ИудеиФото: אוריה תדמור | Еврейский университет. Эйлат Мазар

Ассирийцы могли назначить соправителем Хизкияhу своего ставленника или даже сменить династию.

Имя Менаше не иудаистское, в нем нет теофорного окончания имени Бога YHWH, характерного для того времени. Для такого человека, как Хизкияhу, было бы странно назвать сына в честь Менаше — родоначальника одного из израильских колен, покорённых ассирийцами. Имя Менаше было распространено не только среди сынов Израиля, но и у окрестных народов, населявших Ханаан.

Впрочем, Менаше всё же мог быть сыном иудейского царя. Авторы Писания упоминают имя его матери, что бывает не часто, видимо они хотели подчеркнуть факт, понятный для его современников. Можно предположить, что жена Хизкияhу, мать Менаше, по имени Хафциба (Желанная), была нееврейского происхождения, и таким образом объясняется отступление сынов Израиля от YHWH, мол, от матери научился плохому, как в своё время Соломон от своих жён.

История о Рут Моавитянке, прабабушки царя Давида, могла быть составлена именно во время Менаше, чтобы показать моавитянское происхождение основателя династии «Бейт Давид» (Дом Давида) и чтобы возвысить моавитян в глазах иудеев.

Но зачем авторы книги Царей приписывают происхождение Менаше от дома Давида? Ничего подобного нет в повествованиях о правителях северного израильского царства. В результате заговоров династии быстро сменялись, за двести лет существования северного царства сменилось девять династий. Да что в Израиле, даже в Египте сменилось огромное количество династий. А в Иудее после царя Давида более чем за четыреста лет — ни одной!

 «Дом Давида», согласно пророческим обещаниям, считался священным и вечным: «И будет верен дом твой и царство твое навеки, пред лицом твоим; престол твой прочен будет вовеки» (2-Цар. 7:16). Чтобы не нарушать устоявшуюся традицию, цари Иудеи должны были быть потомками Давида, основателя династии. Это предание имело важнейшее значение и во времена Иешуа (Иисуса), так как считалось, что только потомок Давида мог претендовать на звание Машиаха (Мессии). Впрочем, даже сейчас религиозные иудеи верят, что грядущий Мессия будет из рода знаменитого царя, хотя ни у одного человека нет никаких доказательств происхождения от «дома Давида».

После Менаше совсем недолгое время правил сын его Амон, опять же в имени его нет теофорного составляющего от YHWH. Правил он совсем недолго, так как был убит в результате заговора.  Трон занял Йошияhу (Иосия), окончание имени которого связано с YHWH, Богом Израиля.

Самое удивительное, что в Бейт Шемеше была найдена ручка глиняного кувшина VII века до н.э. со штампом «(Йо)шияhу Царь».  Первые две буквы оттиска стерты, но в то время не было иного иудейского царя с именем,  оканчивающимся на «…шияhу» кроме Йошияhу. Существует версия прочтения ליא)שיהו (בן) המלך) «(Принадлежит Йо)шияhу, (сыну) Царя», так как в нижнем ряду достаточно места для двух букв בן  «сын». Однако довольно странно, чтобы маленький принц (согласно Писанию, Йошияhу взошёл на трон восьми лет от роду) имел в столь юном возрасте собственную печать и занимался сбором налогов.

ליא)שיהו המלכ)

Фото Рами Юдовина: Оттиск на ручке кувшина «(принадлежит Йо)шияhу Царю»

Итак, согласно Писанию,  Йошияhу — самый праведный и богобоязненный царь: «И делал праведное в глазах YHWH…» (4-Цар. 22:2); «Не было до него царя подобного ему… и после него не восстал подобный ему» (4-Цар. 23:25).

Йошияhу ознакомился со свитком Торы (вероятно, речь идёт о Второзаконии), содержавшим не только суровый запрет поклоняться иным богам, но и перечень кар Господних в случае нарушения заповедей, что и подтвердила авторитетная пророчица Хулда, к которой обратились священники (4-Цар. 22:14-17). В присутствии народа был прочитан свиток, о содержании которого очевидно никто не знал, и заключён союз с Богом Израиля. Отныне народ обязуется отринуть всех богов и поклоняться только YHWH, Богу сынов Израиля.

Йошияhу ревностно стал искоренять иные культы, осквернять священные места, «резать жрецов высот», приносящих жертвы на холмах вне централизованного культа иерусалимского храма, истреблять ворожей, вызывающих мертвых и колдунов.

Результаты раскопок иудейского Бейт Шемеша времён царя Йошияhу являются яркой иллюстрацией библейских сообщений о борьбе праведного царя с культами иных богов. Археологи нашли груду разбитых статуэток, большую часть которых составляли глиняные фигурки богини Ашеры с отбитыми руками и головами.

Фото Рами Юдовина: Глиняные статуэтки ашер с отбитыми руками и головами

Израильский археолог Михаил Чернин обнаружил каменный барельеф Беса с отбитой головой. Несмотря на тщательные поиски, голову египетского божества найти так  и не удалось.

Фото Анастасии Прокофьевой: Михаил Чернин и его находка

Фото Рами Юдовина: Бес с отбитой головой

Очевидно, фигурки иных богов находились почти в каждом доме, вполне возможно, они служили в качестве талисманов, примерно, как нынешняя мезуза в иудейском доме. Существовало поверье, что Ашера, богиня плодородия, хранила рожениц, часто умирающих во время родов, а веселый Бес оберегал очаг дома.

Вчерашних богов, предварительно осквернив, вкопали в землю на главной улице иудейского города, и каждый проходящий мимо топтал своих недавних кумиров.

Вполне возможно, история, с которой мы начали рассказ о ковчеге Завета, была написана во времена Йошияhу для того, чтобы убедить народ отказаться от своих божков, которым отрубили руки и головы во славу YHWH Бога Израиля.