Все записи
10:16  /  18.01.20

1576просмотров

Седалище Моисея

+T -
Поделиться:

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:1–3).

О каком «седалище» говорил Иисус? Попробуем разобраться.

Начиная с середины XIX в. при раскопках нескольких древних синагог были обнаружены каменные сидения.

Фото Википедия: «Катедра де-Моше из Коразина»

В 1897 году, Биньямин-Зеев Бахер, (еврейский учёный, лингвист и раввин из Венгрии), изучая Псикту де-рав Кахане פְּסִיקְתָּא דְרַב כָּהֲנָא, в которой упоминалось катедра де-Моше קתדרא דמשה, заметил связь между «возвышением Моше» и «седалищем Моисея» из Нового Завета. Через некоторое время, догадка учёного блестяще подтвердилась. В 1912-13 гг. в Греции, на острове Делос была обнаружена синагога I в. до н.э., в которой было найдено особое возвышение в виде кресла. А вскоре, в 1921 году, в синагоге Хамат-Тверии и в 1926 году в Коразиме (нижняя Галилея), были обнаружены аналогичные сидения.

На «седалище Моисея» из Коразима (Хоразим) высечена в честь жертвователя благодарственная надпись на арамейском:

זכור לטוב יודן בן ישמעאל, שעשה

את העמודים ואת המדרגות מכספו, יהיה חלקו עם צדיקים

«Вспоминай добром Йодана бен Ишмаэля, построившего колоннаду и ступени за свои деньги. Да удостоится он за это участи праведников!»

«Седалища Моисея» были высечены из цельного камня, как правило, украшены резьбой, имели подлокотники. Кресло располагалось рядом с входом в синагогу. Вероятно, главы общины, раввины, книжники и фарисеи восседали на «катедре де-Моше», чтобы учить народ.

Вполне вероятно, вид «седалища Моисея» напоминал о горе Синай, на которой, по преданию, Законодатель получил Тору. Мидраш «Шир а-Ширим» сообщает: «Этот камень похож на гору Синай, а восседающий на нём подобен ковчегу Завета» (מדרש שיר השירים פא, ג)

Согласно евангелию от Матфея, Иисус выступил против «книжников и фарисеев» воссевших на престоле Моисея, тем самым присваивая себе авторитет великого пророка.

Впрочем, можно предположить, что на нём было запрещено сидеть, и оно служило в качестве символа, поэтому Иисус, согласно евангелию от Матфея, узнавши, что кто-то смеет садиться на святое кресло, так возмутился.

Комментировать Всего 8 комментариев

Спасибо, дорогой Рам, очень интересный материал. Я бы еще обратил внимание на то, что Иисус в цитируемой фразе из Евангелия от Матфея велит своим ученикам соблюдать все, что говорят фарисеи, только не поступать, как они, сами нарушающие (по утверждению Иисуса) свои же предписания. То есть, здесь еще одно доказательство того, что Иисус был ортодоксальным евреем, и даже "святее папы": обвинял ортодоксов в несоблюдении их же собственных предписаний. Все это напомнинает реформистское движение в Европе против католицизма: оно не было против христианского учения, а против лицемерных попов (и пап), не соблюдающих его основы.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Борис Цейтлин, Рам Юдовин

Евангелие от Матфея рисует именно такую картину. 

Спасибо) 

То есть, здесь еще одно доказательство того, что Иисус был ортодоксальным евреем,

Поясните, что вы имеете в виду? Принадлежность Иисуса к одной из ортодоксальных сект (вариант мне не известный) или в общепринятом смысле "строго следующий"? 

Судя по Его фразе он был именно "строго следующим", поскольку упрекает фарисеев в том, что не строго следуют, упрекает в лицемерии. Вообще вопрос сложный, насколько я понимаю, он конечно же был ортодоксальным иудеем ("не нарушить я пришел, а исполнить"), со своими вариантами комментария, типа "суббота для человека, а не человек для субботы", но я не специалист в этом вопросе. Если хотите углубиться, рекомендую книгу Э.П. Сандерса "Иисус и иудаизм", издана по-русски в 2012 г в из. Мысль.

...думаю об ортодоксальности Иисуса, с точки зрения следования традиции, вряд ли можно уверенно говорить.

Вы абсолютно справедливо вспомнили его выражение по поводу субботы, и этот перечень обрядовых нарушений можно продолжить его  выражениями про "чистое сердце, а не чистые руки", и, "...не то оскверняет, что входит в рот, а то, что из него выходит" (цитирую не точно) и ещё много другое... 

..готов поспорить и о его ортодоксальности применительно не только к традиции но и к духу существующего на тот момент религиозного уклада, но это будет видимо не совсем уместно...

Бог даст, найдется и время и повод....

Успехов... 

...спасибо, интересно.....и актуально на сегоднешний день в отношении Христианского священства: делайте то, что они говорят, но не делайте того, что они делают....

Эту реплику поддерживают: Рам Юдовин

Спасибо. Призыв не лицемерить актуален во все времена.