Все записи
01:32  /  4.07.20

1934просмотра

Артефакты времён Эзры и Неемии

+T -
Поделиться:

Смутные времена охватили Иудею. Египет и Вавилон не смогли поделить азиатские провинции. В декабре 601 года до н.э. у границ Египта происходит ожесточённая битва между двумя самыми могущественными империями региона. Хоть каждая из них  и приписала себе победу, но  в этом кровопролитнейшем сражении победителей не было.

Иерусалиму предстояло сделать непростой выбор – продолжать платить дань ослабленному войной Вавилону или выйти из-под влияния жестокого Набу-кудурри-уцур, известного нам под именем Навуходоносор II.  

Пророк Йермияhу (Иеремия), навлекая на себя гнев царя, его сановников и народа, призвал не восставать против вавилонского господства: 

«А ты скажешь им: так сказал Господь: вот, Я наполняю (вином до) опьянения всех жителей этой земли – и царей, сидящих на престоле Давидовом, и священников, и пророков, и всех жителей Иерушалаима. И расшибу Я их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, – сказал Господь, – не сжалюсь Я и не пощажу и не пожалею уничтожить их. Слушайте и внимайте; не заноситесь, ибо Господь изрек (это) (Иер. 13:13-15).

Википедия. Микеланжело Буонаротти. Пророк Иеремия. Роспись свода Сикстинской капеллы

Слова истинного пророка вызывали лишь гнев и раздражение.

В 597 г. до н. э. Иерусалим был взят войсками Навуходоносора, иудейский царь Йеhояхин, тысячи знатных граждан и ремесленники были уведены в Вавилон. Пророк отправляет изгнанникам послание, в котором советует обживаться в вавилонском царстве, так как возвращение хоть и придёт, но не скоро (Иер. 29:5–6).

Через десять лет Иудея решила сбросить вавилонское ярмо. Пророк снова предупредил о грядущей ужасающей катастрофе.

Йермияhу надел деревянный хомут на свою шею, совершив акт символического действа, которое мы сейчас назвали бы «перформанс», тем самым признавая факт подчинения и верности царю Вавилона.

Другие пророки, например Ханания, сын Азура, были не согласны с ним. Ханания снял с шеи Йермияhу ярмо и разломал его со словами: «так говорит YHWH (Имя Бога Израиля): так через два года Я сломаю ярмо Навухаднецара (Навуходоносора), царя Вавилонского, (сняв его) шеи всех народов» (Иер. 28:11).

Царь Цидкияу (Седекия), как и его предшественник на троне, не вняв подлинным пророчествам, будучи под влиянием «партии войны», заручившись поддержкой «придворных» пророков и надеясь на помощь Египта, прекратил выплачивать налог могущественной Вавилонской империи.

«и Цидкияhу отложился от царя Вавилонского» (Иер. 52:3).

Война была неизбежной, так как не только Иудея, но и другие государства в Леванте понадеялись на Египет.  

Изрядно потрепав египетскую армию, вавилонский царь устроил блокаду Иерусалима. Призывы Йермияhу к сдаче города были восприняты предательскими: «Так сказал YHWH: город этот непременно предан будет в руки войска царя Вавилона, и он захватит его. И сказали сановники царю: да будет этот человек предан смерти, ибо лишает он сил руки воинов, оставшихся в этом городе, и руки всего народа, произнося пред ними подобные речи; ибо этот человек желает этому народу не благополучия, а бедствия» (Иер.38:3-5). Пророка бросили умирать в яме.

Археология донесла до нас глиняные оттиски знатных чиновников, противостоявших Йеремии при царе Цидкияhу. На буллах прекрасно сохранились имена владельцев — Гедальяhу, сына Пашхура, и Йухала, сына Шэламии, – царских сановников, желавших смерти пророку Йермияhу.

Фото Габи Лирона:  גדליהו בן פשחור Гедалияу, сын Пашхура

После продолжительной осады в 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен. Навухаднецар убил сыновей Цидкияhу  — последнего иудейского царя из рода Давида, заставив его смотреть на казнь, а ему самому выколол глаза, чтобы последнее ужасающее зрелище навсегда осталось в его памяти. Храм Соломона был сожжён, город разрушен, знатные жители уведены в плен.  

Во второй половине VI века до н.э. племенной вождь Кир, представитель рода Ахеменидов, захватывает не только Вавилон, но и Египет. Спустя пятьдесят лет после разрушения Храма Иудея перешла под власть Персии.

В книге Эзры рассказывается об указе Кира, изданном в первый год его царствования (538 г. до н.э.), разрешающем  репатриацию иудейскому народу: «Кто есть из вас, из всего народа Его,- да будет Бог его с ним,- и пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом YHWH Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (1-Езд. 1:3).

Нам известно о «Манифесте Кира», в котором хоть и не идёт речь о народе иудейском, однако содержится позволение вернуться народам на свою землю,  из которой были изгнаны. 

«От […] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Ме-Турну, Дера до пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения. И богов Шумера и Аккада, которых Набонид во гневе владыки богов перенёс в Вавилон, по приказанию бога Мардука, великого господина, я благополучно поместил в их чертоги, жилище радости сердца» (Отрывок из Манифеста Кира II).

Фото Википедия: «Манифест Кира II». Photograph by Mike Peel (www.mikepeel.net).

Образ Кира долгое время у многих вызывал восхищение, что нашло отражение не только в древневосточной и античной литературе, но и библейских текстах, автор книги пророка Исайи называет его даже Мессией: «Так сказал помазаннику Своему, Корешу (Киру), которого Я держу за правую руку, чтобы покорились перед ним народы…» (Ис. 45:1).

Царь Кир на фоне жесточайших вавилонских царей и более поздних персидских деспотов  выгодно смотрелся. Единственный, кто смог составить ему конкуренцию за место в благодарной народной памяти, был Александр Македонский.

Нам мало что известно о времени персидского владычества в Иудее. Последние книги ТАНАХа (Ветхого Завета) хоть и говорят о  возвращении сынов Израиля из Вавилона, но всё же недостаточно информативны. Археологические находки немногочисленны. Каждая из них может пролить свет на «белые пятна» истории.

Согласно Писанию, по инициативе Нехемии — доверенного лица Кира, персидского эмиссара в Иудею, были построены городские стены, восстанавливали разрушенные дома, в Иерусалим постепенно возвращалась жизнь, стал вопрос о воссоздании Храма.

«И жили начальники народа в Йерушалаиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна десятая их шла на жительство в святой город Йерушалаим, а девять оставались в прочих городах. И благословил народ всех, кто добровольно согласился жить в Йерушалаиме» (Нех. 11:1-2).

Управление городом находилось в руках персидской администрации.

Недавно археологический участок в районе парковки Гивати подарил интереснейший артефакт.

Фотография Шая Галеви. Управления Древностей Израиля. Глиняная печать и булла персидского периода.

На этот раз специалистами Управления древностей и кафедры археологии Тель-Авивского университета были найдены печать персидского периода, сделанная из куска разбитого керамического кувшина и булла с двумя оттисками.

Фотография Шая Галеви. Управления Древностей Израиля. Глиняная печать персидского периода.

Скорее всего, столь крупная булла (4.5 см) служила для опечатывания и маркировки сосуда с сельскохозяйственной продукцией.

Очевидно, речь идёт о налоговом сборе с жителей Иерусалима и окрестностей в 6 веке до н.э. персидской администрацией.Несмотря на многочисленные раскопки в Иерусалиме, предметов времён персидского владычества немного (около десяти), поэтому у нас и отсутствует пласт информации о том периоде.

На булле, присмотревшись, можно увидеть сидящую на троне человеческую фигуру, вероятно, персидского царя или божества. Возле него изображены один или два столба, которые могут символизировать персидских богов — Нево и Бела.

Фотография Элиягу Яная. Булла персидского периода.

Печать и булла свидетельствуют о хозяйственной деятельности в Иерусалиме после падения Первого Храма. А это значит, что иудейский город хоть и на развалинах, но продолжал жить своей жизнью, более того, многочисленные кости разнообразных рыб ,обнаруженные   в административном здании времён персидского правления, в котором найдены печать и булла,  свидетельствуют о достатке города.

Интересно, что в книги Нехемии (Неемии) говорится о продаже рыбы в Иерусалиме выходцами из Тира — древнего финикийского морского города:

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме» (Неем. 13:15-16).

Печать с изображением персидских, а значит,  языческих божеств  показывает, что иудеи,  несмотря на запрет Торы, не противились языческим божественным символам, им не мешали изображения в святом Городе.

Более того, велась торговля в субботу, которая, впрочем, вызвала крайнее неудовольствие Нехемии и была запрещена властью, данной им персидским царём: «И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» (Неем. 13:17).   

Я уверен, что археологический объект (Стоянка Гивати), находящийся недалеко от Храмовой горы и  представляющий важнейший исторический источник о жизни многих поколений жителей Иерусалима,  ещё полон  других не менее удивительных сюрпризов.    

Фотография Управления Древностей Израиля. Стоянка Гивати.