Все записи
09:59  /  25.07.20

517просмотров

Раннее христианство и протесты

+T -
Поделиться:

Вопрос об отношении ранних последователей Иисуса к Риму, т. е. Государству, для многих важен, особенно в свете протестных настроений, расшатывающих устои держав.

Евангелист Лука, рассказывая об искушении Иисуса Сатаной, утверждает, что Дьявол лично назначает правителей и готов покорить все царства Иисусу, если тот подчиниться князю Тьмы.

Галилеянин категорично и с негодованием отвергает столь заманчивое для многих предложение, ссылаясь на главную заповедь Торы.

"И, возведя Его на высокую гору, Диавол показал ему все царства вселенной во мгновение времени,и сказал ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то всё будет твое.Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Лк. 4:5-8).

Как мы видим, Иисус не хочет ничего иметь общего с Сатаной. Вопрос, принял ли он власть хотя бы над Израилем без всяких условий, остаётся открытым. На мой взгляд, таки нет, ибо как для бедного галилеянина - это слишком много, а для сына Божьего - слишком мало.

"Откровение" с Римом вообще не церемонится. Для авторов этой книги римская империя - преступная держава, она погрязла в грехах и полностью находится в подчинении силам Тьмы. Благочестивые христиане с нетерпением должны ожидать момента, когда чаша преступлений переполнится и выльется на головы злодеев.

В книге "Откровение" Рим назван "великой проституткой, матерью проституток и всем мерзостям земным,  упоенной кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых".

Очевидно, столь гневные эпитеты были даны из-за жестоких казней столпов веры и гонений на первые христианские общины во времена императора Нерона, который, судя по сообщениям историков того периода, живьём сжигал христиан, а также бросал их на съедение зверям под радостные возгласы толпы, ничем не отличающейся от хищников.

"Откровение" обещает сокрушить, стереть с лица земли "великий город, царствующий над земными царями".

Опасаясь преследований за столь крамольный текст, авторы Апокалипсиса открыто не говорят, о каком городе идёт речь, однако дают столь яркое описание, что даже самые несмышленые должны были понять, что речь идёт о Риме, правителям которого Сатана передал власть над миром, потому что те поклоняются ему.

А вот проповедник Павел, послания которого, кстати, являются самыми ранними из свода книг Нового Завета, считал совсем иначе. По иронии судьбы или по воле ироничного Провидения, он написал письмо к римской общине (о ее печальной судьбе нам известно), в котором утверждал, что любая власть от Бога и противящийся власти – противится Создателю.

"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Римл 13:1-3).

Апостол язычников, как мы видим, не совсем верно понимал природу власти, так как верил, что изначально она от Бога и поэтому должна быть справедливой.

Павел не выступал против Рима, но если власть назначает тебя "козлом отпущения", тебе уже ничего не поможет. Савлу усекли голову мечом, который, по его словам, "носит Божий слуга не напрасно".

Ситуация за последнее время, к счастью, изменилась, человеческое общество, смертельно устав от тоталитарных режимов, создало более-менее разумную систему ограничений. Теперь современные правители больше похожи на менеджеров, которые ограничены сроками правления, связаны конституционными и юридическими законами, ограничивающими их полномочия, а также дополнительными органами власти, независимыми судами, стоящими на страже законов.

Однако система не работает идеально. Правители, обладая карательным аппаратом, пытаются вернуть себе потерянные обширные полномочия, чтобы принимать авторитарные решения без всякой оглядки.

Протесты против этих попыток - благое дело, аппетиты несменяемой власти растут, если ей всё позволить, нас ждёт возврат в скотское время, в которое можно будет лишь лаять по приказу и блеять от страха, а любые попытки свободомыслия будут пресекаться на корню.

Однако не все так просто: кровавая революция и жертвы среди мирного населения превращают легитимный протест в нелегитимный. А разрушение всей системы грозит похоронить под своими обломками самое благое начало и создать ещё один филиал ада на земле, в котором не будет ничего кроме инстинктов выживания, и тогда люди сами будут просить царя, который наведёт порядок. И опять все по кругу. Ибо нет ничего нового под солнцем?