Все записи
16:50  /  2.10.20

176просмотров

Пророчество Захарии и праздник Суккот

+T -
Поделиться:

Судя по предсказанию пророка Захарии, праздник Суккот будут справлять все племена земные:‎

‎«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из ‎года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника Суккот ‎‎(кущей)». (Зах. 14:16).‎

Надеюсь, пророк ничего не перепутал и увидел в своём видении паломничество туристов в ‎Иерусалим, а не осенний хадж мусульман всего мира в Мекку.‎

Даже Иисус, который считал ритуалы второстепенным делом, регулярно посещал Иерусалим на ‎праздник Суккот (Ин. 7) и никто его за это, кстати, не штрафовал.

Что же такого в этом празднике?‎

Слово «сукка» для нашего русского уха звучит довольно сомнительно, но в переводе с иврита ‎оно означает - «куща», «шалаш».‎ Шуток по поводу этого забавного совпадения немало, например из последнего, карантинного: «Вход в чужую сукку запрещён», ну или «Не входи в сукку ближнего своего».

В доме, сплетённом из ветвей и трав, полагается находиться семь дней праздника, а через ‎обязательные прорехи в потолке - взирать на ночное небо, звёзды и размышлять о бренности ‎жизни.‎

Правда, сейчас мы способны лишь заказать готовую конструкцию для нашего шалаша, украсить её ‎детскими рисунками, принести пластмассовые стол и стулья из «Икеи», патриотично выпить и ‎закусить продукцией «Made in Israel».‎

Первое упоминание о празднике Суккот содержится в книге Исход: «И праздник собирания ‎плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх. 23:16).‎

Книга Левит даёт несколько иное, пространное объяснение и заодно инструкции для правильного ‎соблюдения праздника: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете ‎произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в ‎восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ‎ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь ‎дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ‎ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин ‎должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда ‎вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 23:39-43).‎

Обычный праздник сбора урожая получил другое, монотеистическое значение – память о ‎скитаниях в пустыне.‎

Короче, помни и не забывай, кем ты был, а кем стал. Радуйся, что живёшь в квартире, а не в ‎шалаше. Ты теперь полноценный городской житель каменного мешка со всеми вытекающими ‎удобствами.‎ Комфорта, конечно, прибавилось, а вот счастья нет, потому что счастье, как оказалось, в равенстве, когда все сидят по своим хижинам без денег тогда завистливой душе хорошо.

Впрочем, мы отвлеклись. История праздника Суккот уходит в глубь веков и отправляет нас к временам праотца ‎Иакова.‎

‎וְיַעֲקֹב נָסַע סֻכֹּתָה וַיִּבֶן לוֹ בָּיִת וּלְמִקְנֵהוּ עָשָׂה סֻכֹּת עַל כֵּן קָרָא

שֵׁם הַמָּקוֹם סֻכּוֹת (ברשית ל"ג:יז)

‎«А Иаков двинулся в Суккот (Сокхоф), и построил себе дом, и для стада своего сделал шалаши ‎‎(суккот). От сего он нарек имя месту: Суккот» (Быт. 33:17).‎

Вполне возможно, изначальный смысл обычая праздника был совсем иным: он не был связан с ‎выходом из Египта; и даже не имел отношения к сбору урожая. Древние евреи строили шалаши в ‎память о кочевой жизни пастуха Иакова – праотца народа Израиля.‎

Но может быть происхождение обычая строить кущи связано совсем с иными мотивами. Для этого нам придется поискать параллели в обычаях соседних народов, с которыми, по всей вероятности, существовала взаимосвязь.

Из архивов царства Мари (государство в III-II тысячелетии до н. э.) нам известно о шалаше, как ‎символе покровительства богини во время странствий. В одном из писем апилум (разновидность ‎пророка) просит у царя четыре вещи: передать храму большой престол; отдать одну из своих ‎дочерей на служение в храм Шамаша; передать подарок Дагану; исполнить обещание – ‎построить кущу. ‎

Можно предположить, что культовые шалаши для некоторой части пророков Мари служили ‎неким противовесом храмам из камня и напоминали о кочевой жизни.‎

И у сынов Израиля мог быть подобный мотив, традиция шалашей возникла с появлением ‎городов, защищённых прочными казематными стенами. Вполне вероятно была группа ‎священников, которая призывала помнить кочевые времена, требуя упования на Бога, который, ‎согласно преданиям, вызволил евреев из египетского рабства, и повёл странствовать по пустыне, а не надеяться на мудрость еврейских инженеров.

Существует ещё одна интересная версия. Согласно угаритским текстам, найденным в 1928 году на севере ‎Сирии, хананейский бог Бааль (Ваал)‎‏ ‏вознамерился построить на святой горе дворец, пригласив ‎знаменитого умельца, равного богам, Котар-ва-Хасиса. Однако тот к неудовольствию Баала потребовал ‎прорубить в стенах окна и дымоходы в потолке. Закончив строительство дворца, мастер ‎пригласил Баала оценить работу. Сын верховного бога Эля остался доволен и разрешил Котар-ва-Хасису сделать окна ‎и дымоходы.

Предполагается, что в память об этом, хананеи ежегодно строили себе шалаши с отверстиями в ‎стенах и потолке, принося в жертву 70-ти богам 70 быков.‎

В Суккот принято произносить благословение над «арбаа миним» (четырьмя видами растений).‎

Этрог — прекрасный плод, обладающий вкусом и запахом, отождествлённый с деревом Citrus ‎medica, изображение этрога даже отчеканено на монетах времен Хасмонеев.‎

Лулав – молодая ветвь финикового дерева.‎

Адас – мирт (Myrtus), приятно пахнущее растение.‎

Арава – ветвь речной ивы (Salix acmophylla или Salix alba).‎

Еврейские мудрецы, включая знаменитых хелмских, видят символическое значение «арбаа ‎миним».‎

Этрог – евреи, знатоки Торы и исполняющие все заповеди.‎

Лулав – малопрактикующие, слабоватые теоретики Торы.‎

Адас – блестящие теоретики, но никудышные практики.‎

Арава — евреи «не пришей кобыле хвост», ничего не знают и заповедей не исполняют.‎

Однако все четверо хотя бы на время праздника Суккот, становятся «один за всех и все за ‎одного».‎

Мне нравится чуть иное толкование «арбаа миним», географическое (что не отменяет возвышенного объяснения ‎мудрецов).‎

Этрог – прекрасный на вид, самый большой фрукт из цитрусовых, сочный плод земли Израиля, ‎вырастить который требуются усилия и искусственное орошение.‎

Ветви финиковых деревьев говорят о теплом климате страны, крайне необходимом для роста ‎финика, важнейшим продуктом в древнем мире.‎

Адас — символизирует горную растительность, орошаемую дождями, благословение Небес.‎

Арава — растет возле ручья, реки, водоёма. Облиственные ветви ивы идут на корм животным, ‎особенно козам и овцам. Ива — ценный медонос. Символ отсутствия засухи.‎

Мне кажется, что Суккот, хаверим, - это чисто сионистский праздник, единственный напрямую связанный с Эрец-Исраэль, ‎требующий присутствия именно на этой земле, символом которой является иерусалимская гора Сион.

Итак, все народы, будьте любезны посетить Иерусалим, согласно пророчеству Захарии, когда закончится опостылевшей карантин, естественно.

С праздником!