Все записи
21:07  /  28.04.21

583просмотра

Иродион - крепость, ставшая мавзолеем

+T -
Поделиться:

Евангельская легенда об избиении  младенцев в Вифлеме,  пожалуй, основное, что известно большинству людей о царе Гордосе (Ироде) Первом, прозванном греческими летописцами «Великим».

Иудейская, и её наследница христианская,  традиция рисуют Ирода черными красками, игнорируя его значительные заслуги перед народом Израиля. Возможно, так произошло из-за того, что его злодеяния перевесили добрые поступки.

Одно из самых страшных преступлений – устранение Верховного Суда. Как только Ирод I установил контроль над страной, он повелел казнить 45 членов Синедриона. По приказу новоявленного царя Иудеи были убиты самые знатные члены дома Хасмонеев: первосвященники Гиркана II и Аристобула III.

Желательно знать примеры истории, дабы видеть,  к чему приводит упразднение неподконтрольного царю органа власти.

Узурпатор оставил за Синедрионом право принятия решения лишь по религиозным вопросам.  Ирод назначал и смещал первосвященников исходя только из своих личных мотивов. Одержимый властью,  он крепко сжимал в своих физически сильных руках бразды правления, незамедлительно и жестоко подавляя любые очаги сопротивления и инакомыслия, угрожающих его правлению.

При этом Ирод I считается одним из самых величайших политиков мирового уровня за всю историю человечества. Впрочем, на мой взгляд, это очень сомнительный комплимент.

За годы долгого правления (37–4 гг. до н.э.) Ирод превратил Иудею в сильную, процветающую страну. Он полностью перестроил Храм, укрепив и расширив площадь храмовой горы. Еврейские мудрецы говорили: «Тот, кто не видел Храма (Ирода), никогда не видел великолепного здания» (Вавилонский Талмуд. Масехат Сукка 51).

Ирод участвовал в проектировании великолепного порта Кейсарии, ставшего международным центром торговли, обогатившим Иудею. Его по праву можно назвать Великим Строителем, ибо количество лично им разработанных новаторских, сложнейших и оригинальных архитектурных строений поражает воображение.

Грандиозное строительство, с одной стороны,  истощало казну, но с другой – служило источником пропитания для людей, задействованных в работах.

Благодаря историческим трудам Иосифа Флавия, посвятившего  Ироду особое внимание, мы знакомы с жизнью и деятельностью этого противоречивого человека, наделившего себя неограниченной властью, не только  безжалостно уничтожавшего своих политических и идеологических противников, но и не пощадившего любимую жену и своих сыновей, подозреваемых в заговоре против него.

Перечислять всю деятельность Ирода  Первого в рамках этой статьи не представляется возможным, но я хотел бы заострить внимание на одном эпизоде. Примерно в 25 году до н.э. по причине продолжительной засухи весь регион постиг голод, появилась чума, которая косила ослабленных нехваткой пищи людей. Недовольство народа росло. Когда не хватает хлеба,  никому нет дела до внешней роскоши и величия страны. Однако проблема была не только в отсутствии денег, потраченных на грандиозное строительство, но главным образом  – в дефиците муки.

Благодаря связям, интригам и высокой оплате из собственных средств, Ирод получил зерно из Египта, несмотря на  то, что многие страны  нуждались в хлебе.

Царь сначала роздал зерно тем, кто самостоятельно мог приготовить хлеб; потом передал муку пекарям, чтобы те испекли ковриги для раздачи старикам и больным, затем оказал помощь соседним городам и окрестным племенам, отправил в Сирию семена для посева. Для сбора урожая разослал по стране пятьдесят тысяч человек, которых обеспечил всем необходимым.

На какое-то время народ забыл о своей неприязни к Ироду, ибо он действительно избавил людей от  бедственного положения, спас от мучительной смерти сотни тысяч человек.

Вследствие болезни, вызывавшей сильные боли, тяжелейших личных трагедий и преклонного возраста, хватка Ирода стала ослабевать. По крайней мере,  так показалось духовным лидерам и авторитетным толкователям Торы. Законоучители подвигли молодых людей на активные действия против запрещённых иудейской религией римских символов. Было принято решение сбросить ненавистное изображение золотого римского орла, высящегося над главными воротами Храма. Раввины убедили своих учеников принять мученическую смерть ради заветов Закона Моисея, тем самым обрести вечное блаженство для своих бессмертных душ.

Среди бела дня, когда множество людей толпилось возле Храма, юноши спустились на верёвках с храмовой крыши и изрубили римского золотого орла топорами.

Сорок молодых людей, принявших участие в акции, были арестованы, допрошены лично царём и вместе с законоучителями сожжены живьем.

Вскоре здоровье Ирода значительно ухудшилось, лечение не приносило успеха, боли усиливались, он перестал верить в исцеление, одарил деньгами преданных солдат, офицеров, верных друзей и стал готовиться к смерти, как к ещё одному проекту, на этот раз – последнему.

Перед своей кончиной, согласно сообщению Иосифа Флавия, Ирод отдал приказ арестовать иудеев, представителей знатных семейств, держать их под охраной на ипподроме, а после его смерти изрубить несчастных на куски, дабы день смерти ненавидимого народом царя не превратился в праздник.

История, рассказанная Иосифом Флавием, возможно,  имеет реальную основу, ведь Ирод заранее позаботился о месте своего погребения, выбрав для этого великолепный укреплённый дворец Иродион,  расположенный на границе Иудейской пустыни, в  12-ти километрах к юго-востоку от Иерусалима.

Крепость-дворец был построен в середине правления Ирода. Естественный холм, высотой около 100 м,  по  его приказу был увеличен на 200 ступеней из белого мрамора примерно на треть. 

Фото Рами Юдовина: Гора Иродион

Земля и гравий образовали первый слой, затем использовали меловые камни. Всего было уложено 400 тысяч кубометров земли и камней.

На вершине  холма Ирод построил  крепость-дворец с двумя параллельными стенами и четырьмя башнями. Согласно предположению исследователей, три полукруглые башни  были около 20 м высотой и 13 м  шириной, а четвёртая – (восточная) круглая – достигала в высоту до 40 м и 16 м в ширину.

Фото Рами Юдовина: Макет крепости Иродион

В коридоре между стенами,  шириной 3.5 м, располагались два подвальных этажа для утвари и припасов, и пять  верхних этажей для стражи и слуг.

Фото Рами Юдовина: Развалины Иродиона

 Самая серьёзная проблема – подача воды. Водоснабжение крепости в пустыне, на вершине горы, обеспечивалось из источника Артас по шестикилометровому акведуку  и сложнейшей системой туннелей и водоёмов.

Фото Рами Юдовина: Акведук царя Ирода (I век до н. э.) в Кесарии. Воду доставляли в Кесарию из источников Шуни, находившихся в 7 км. от города. 

Иродион  поражал роскошью и грандиозностью. В лобби дворца сохранились прекрасно выполненные стильные фрески в виде геометрических фигур. Любопытно, что они не содержат запрещённых иудаизмом изображений.

Фото Рами Юдовина: Фрески в виде геометрических фигур

Царь повелел превратить Иродион в свою усыпальницу, засыпав   удивительные по красоте и сложности сооружения,   в том числе  театр,  который обнаружил в 2008 году главный исследователь Иродиона гениальный профессор Эхуд Нецер.

Фото Рами Юдовина: Лестница под сводами 15-ти метровых арок

К  «домашнему» театру в греческом стиле  вела лестница  под сводами замечательно сохранившихся 15-ти метровых арок. К великому несчастью, в октябре 2010 года 76-летний археолог,  облокотившись на плохо закреплённые поручни ещё не отремонтированной царской ложи, упал на каменные скамьи и скончался в больнице от множественных травм. Ещё одна жертва кровавого царя, дух которого витает в крепости-дворце, названной по его имени…

Театр состоял из двух ярусов и 12-ти рядов, на которых могли разместиться 300 человек.

Фото Рами Юдовина: Царская ложа и скамейки

Над скамьями находилась царская ложа, центральный зал её был особенным и уникальным, нижняя часть украшена цветными панелями, а на стенах в виде разрисованных окон и ставень мастерски изображены египетские сюжеты.

Фото Рами Юдовина: Фреска на стене центральной комнаты

Фото Рами Юдовина: Фреска на стене центральной комнаты

Предполагается, что это помещение было специально оборудовано в честь приезда в 15 году до н.э. Марка Агриппы – римского полководца, друга и зятя императора Октавиана Августа.

Гость был удивлён роскошью дворца, обрадован лучшим вином, к которому привык, итальянскими сухофруктами и испанским рыбным соусом. Однако более всего он был поражён картинами на стенах.

Высоченные пятиметровые стены были покрыты специальной штукатуркой, верхняя часть украшена рельефом в технике стукко. Между  фальшколоннами   (пилястрами), своеобразными   элементами  декора,  художник – настоящий мастер – точно воспроизвёл батальные сцены, запечатлевшие морское сражение 31 года до н.э. у мыса Акциум между Агриппой и Антонием (римским полководцем и консулом, не признавшим власть императора Октавиана Августа).

Эта царская  ложа,  по всей видимости, единственное место во всём дворце, где Ирод распорядился нарисовать людей и животных в «помпейском» стиле. Кроме морской баталии, на картинах были изображены сцены природы и священные животные Египта. Вероятно, таким образом  иудейский царь хотел уважить победителя великой египетской державы и ради его благорасположения отступил от еврейской традиции  того времени.

Фото Рами Юдовина: Фреска на стене центральной комнаты

Без всякого сомнения, дорогого гостя попарили в личной баньке Ирода, украшенной замечательными фресками и напольной мозаикой в виде геометрических фигур.

Терма,  построенная по римскому образцу, состояла из пяти отсеков:

В аподитерии  раздевались и оставляли одежду.

Под воздействием жара (минимум 60 градусов) в  кальдарии избавлялись от накопившихся шлаков.

После горячей парной можно было отдохнуть и расслабиться в небольшом фригидарии с прохладным бассейном.

Фото Рами Юдовина: Фригидарий

В тепидарии (тёплая комната) мы видим потолок в форме купола, который не без основания можно назвать идеей самого Ирода.   На данный момент – это самый древний купол, дошедший до нас. Вполне возможно, что конструкцию купола  Агриппа  позаимствовал для Римского Пантеона, построенного им в конце первого века до н.э.

Фото Рами Юдовина: Купол в тепидарии

Как было упомянуто выше, иудейский царь, выбрав крепость местом для своего погребения,  построил семейный мавзолей, в котором завещал себя похоронить.

Согласно сообщению Иосифа Флавия, Ирода с превеликими почестями похоронили в Иродионе. Именно это сообщение, а также иорданский снимок с воздуха 1967 года, помогли найти могилу царя:

«Затем состоялись похороны царя, причем Архелай озаботился устроить их как можно пышнее и не щадил средств, чтобы придать им в честь усопшего больше блеска. Тело умершего покоилось на золотом ложе, усеянном разнообразными драгоценными камнями; покров был пурпуровый, и тело покойного было облачено в багряницу; на голове его покоилась диадема, поверх которой был надет золотой венец; в правой руке находился скипетр. Около ложа шли сыновья умершего и многочисленные его родственники; за ними следовало войско по отрядам сообразно своему происхождению: сперва шли телохранители, затем отряды фракийцев, германцев и галлов, все в полной походной форме. За ними следовало уже все остальное войско, предводительствуемое своими лохагами и таксиархами и снаряженное как бы на войну. Затем шли пятьсот домашних рабов и вольноотпущенников, несших курения. Вся процессия прошла 70 стадий (от Иерихона:  прим. автора) до Иродиона, где, согласно повелению покойного, и состоялось его погребение» (Иуд. Др. гл. 8:3).  

В апреле 2007 года после долгих лет поиска, группа археологов, под руководством профессора Эхуда Нецера,  обнаружила сильно повреждённый погребальный комплекс.

Еврейские повстанцы, контролировавшие Иродион во время «Великого восстания» (войны 66–73 гг. с римской империей), вылили свой гнев на мавзолей лояльного к Риму иудейского царя. Они изрядно «наследили», оставив после себя  монеты того периода.

Фото Рами Юдовина: Погребальный комплекс и макет толоса (погребальное сооружение округлой формы)

У подножия одной из трибун археологи обнаружили вдребезги разбитый саркофаг из очень редкого красноватого известняка, высотой 87 см, шириной 62,4 см, длиной 203 см, украшенный рельефной царской розеттой. Были собраны многочисленные осколки царского саркофага и переданы на реставрацию. Благодаря кропотливой работе специалистов, мы можем увидеть в Музее Израиля гроб самого царя Ирода.  

Photo © Israel Museum, Jerusalem / Meidad Suchowolski: предположительно саркофаг царя Ирода I

Также в мавзолее были найдены два других саркофага (поскромнее) из иерусалимского камня, один из которых был украшен рельефными листочками плюща, а второй не содержал никаких изображений.

Как выяснилось, осквернители гробницы извлекли кости из гробов и яростно разрубили их на мелкие кусочки, которые археологи с особой тщательностью и осторожностью собрали. Экспертиза установила, что останки принадлежат пяти разным людям: одному пожилому человеку (очевидно, Ироду), взрослому мужчине, молодой женщине, мальчику и младенцу.

Скорее всего, мавзолей строили иудейские тектоны (специалисты по работе с камнем), так как сохранились фирменные знаки (автографы) в виде букв ивритского алфавита.

Было найдено достаточно фрагментов толоса,  чтобы попытаться относительно точно восстановить его. Он был примерно 25 метров в высоту, стоял на мощной платформе, белизна его камней отражалась в воде небольшого бассейна.

Фото Рами Юдовина: Разбитая гробница

Украшен толос ионическими колонами с прекрасными капителями и  массивными декоративными урнами на округлой крыше. Стилистическая параллель  – так называемая «Гробница Авшалома» (предположительно первая половина I в. н.э.) в Кедронской долине у подножия Масличной горы.

Фото Сергея Баландина: Гробница Авшалома (строение первого века н.э.)

Фото Сергея Баландина: Гробница Авшалома (строение первого века н.э.)

Ирод, продумывая свое захоронение,  специально выбрал площадку  с видом на Масличную гору, тем самым подчёркивая связь с местом, с которого, согласно древним преданиям, начнётся Страшный Суд (Зах. 14:4).

Вокруг мавзолея был устроен сад, посажены кустарники, цветы. Во время раскопок археологи обнаружили слой плодородной земли, её специально привезли для украшения безжизненного погребального комплекса, в котором покоился самый противоречивый иудейский царь, ставший притчей во языцех.

Фото Рами Юдовина: Красные глауцимы (мачки) на могиле Ирода

Сейчас весна и на могиле Ирода расцвели недолговечные красные мачки, силе которых, согласно греческим преданиям, не могли противиться даже боги. 

  

Использованная литература:

Netzer, E. 2001.

The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Yad Ben-Zvi Pressand Israel Exploration Society, Jerusalem. Netzer, E. 2006.

The Architecture of Herod, the Great Builder . Mohr-Siebeck, Tubingen.

Netzer, E. 2001. The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Yad Ben-Zvi Pressand Israel Exploration Society, Jerusalem.

Barnea Levi Selavan. Herodion-Herod’s Architectural Expression 2014.