Все записи
МОЙ ВЫБОР 09:54  /  20.07.17

5588просмотров

Фотография в коме. Что не так с современным фотоискусством (часть 1/2)

+T -
Поделиться:

Так называемая «фотография», точнее, «современная фотография» вызывает у меня тошноту. Не то чтобы я жалел, что пошел в фотографию, но происходящее вокруг порой сбивает меня с толку. Мир перенаполненен изображением, глаза наши востребованы как никогда. И обесценивается красота в искусстве. А сиськи всегда красивые, не надо их все подряд в искусство пихать.

Я часто сталкиваюсь с вопросами о фотографии, и от фотографов разных уровней, и от нефотографов. Уже давно хочу осветить моменты, которые проходят мимо любителей фотографии, моделей и самих фотографов.

Постараюсь как-то отфильтровать часть этой каши, надеясь, что мое видение с европейской мякотью вам преподнесет фотографию чуть иначе, чуть правильнее, на мой взгляд.

Конечно, я не фотограф с 50-летним стажем, но послушав старших и наблюдая за атмосферой, сравнивая с иностранным опытом, я сделал для себя выводы (которые  вполне могут измениться со временем, с опытом и т.д.). То, что я скажу, конечно, не абсолютная правда, но все это имеет место. Многие со мной поспорят – я готов.

Несмотря на европейскую мякоть и мягкость, здесь будет русский мат - ибо все это уже бесит, а мат прекрасно передаст мое настроение при написании статьи.

*

Какой профессионал не может определить свою профессию?

Начнем  с самого начала. Что такое фотография? Сколько фотографов могут дать определение фотографии, определить свою «профессию»? Очень мало. Единицы из тех, кого я встречал, смогли это сделать успешно.

Так вот, как вообще переводится иностранное слово «фотография» (photographie) на русский язык?

Фотография на русском языке - это Светопись. Мне это в самом начале моего пути подсказал фотограф со стажем Юрий Снегирев. И я благодарен ему за это. Он сразу мне этим дал понять куда я сую свой большой нос. 

Да, есть такое слово – точнее, наоборот, его уже нет. Мне кажется, оно умерло или находится в коме. Суть в том, что практически за каждым словом есть определение, смысл и даже дух. И когда слово не используется, оно умирает, забирая с собой смысл. Хотя даже в иностранном слове «фотография» можно увидеть смысл. Фото – фотон. То есть, свет по-гречески, и элементарная частица; графия, понятно, - писать, рисовать.

Теперь кругом одни фотографы, но нет светописателей. Есть те, кто делает фотографии, но смысла их не понимает, и, следовательно, не передает смысла своим работам. Для них важен лишь доход. И есть те, кто делает фото для себя, с душой, а вот находятся ли потом покупатели – это другой вопрос.

Таким образом, ясно-понятно, что фотография не имеет прямого отношения к камере, объективу, стоимости вспышки и угол между ног модели. Главное - написать светом картину, - светом, а не чем попало.

А теперь двигаемся дальше: какой смысл, какой процесс скрывается за фотографией? Некоторые скажут – делать красиво – или что-то еще. «Ну а чё?! Красиво же!» - и ладно.

Фотография - это попытка зафиксировать момент, которого не было и который больше не повторится, чтобы вызывать эмоции. Это больше относится к репортажной, документальной фотографии, но я бы сказал так и о студийной съемке. Конечно, студийное фото – это, как мне кажется, больше работа как у художников, но тут есть световая инженерия и свое видение. Когда в студии спокойно пишут картину.

(Между прочим, репортажнику куда проще научиться студийной съемке, чем наоборот. Ведь когда привык фотографировать Тур де Франс, где велосипедисты проезжают мимо тебя всего один раз и надо поймать момент, ракурс, свет, эмоции, и тд., куда проще потом работать в студии, где хоть год расставляешь свет и можешь пробовать и перепробовать сколько угодно.)

Приведенное выше определение фотографии - открытое и закрытое одновременно. «Вызывая эмоции» - когда я вижу, чем восхищаются люди, я понимаю, что эмоции может вызвать даже дерьмо. Шутка шуткой, но отрицательные эмоции – тоже эмоции. Под эмоции можно все подтянуть. Есть над чем подумать.

И про «момент, которого не было и не будет». В принципе, уже все сделано, плюс-минус. Осталось нам, фотографам, что-то новое найти, придумать. Даже свадебная фотография больше не повторится, она вызывает эмоции, в ней есть и репортажная составляющая, и постановочная. Но это отдельный вопрос, к свадебной фотографии я потом вернусь.

Что такой профессиональный фотограф?

Я не знаю.

Это человек, который не нашел другую работу по специальности? Юрист, экономист? Человек с фотоаппаратом, который востребован? - но когда я смотрю на вкус массы, я уже не хочу быть востребованным. Это человек, которого ценят 10 критиков, о которых никто ничего не знает? Человек, у которого есть дорогая техника? Или тот, кто знает технику фотографии, но не факт, что пробьется, потому что его фотографии не попадают в категорию произведений искусства или под требования рынка.

Я так и не определился с этим. Я бы сказал, что фотограф – это человек, владеющий разными техниками фотографии, выработавший свой собственный стиль и с очередью клиентов.

Но необходимо отличать бизнес, искусство и промежуточный момент, когда просто делаешь красиво и оно тебя кормит.

В первом случае фотография делается ради денег, ты становишься бизнесменом с квалификацией в фототехнике. Ты можешь быть худшим фотографом, но если у тебя хорошее продвижение и навыки в продажах, то станешь лучшим среди таких же.

Во втором случае фотография делается ради искусства. Ничего не мешает потом выставлять и продавать ее, но изначально нет финансовой направленности. Ты можешь быть лучшим, но если не умеешь продавать себя, то так и останешься непризнаным.

*

А к какому искусству относится фотография?

Как говорил Сергей Гинсбург, сын эмиграции 17-го года, – есть главные и малые искусства.

Главные искусства требуют обучения. К ним можно отнести классическую музыку, балет, оперу, литературу, испанскую гитару, традиционную кухню, живопись, военное искусство, архитектуру и т.д. Я бы даже отнес туда медицину и юриспруденцию.

Чтобы добиться успехов в этих отраслях, нужно пройти отбор, долгое обучение, выжить, выпуститься, и только потом, обладая определенными качествами и знаниями, отталкиваясь от них, создавать свое творческое видение. Но сперва - жесткое обучение. Ведь творческий подход - это когда при тех же вводных, что у всех, ты сочиняешь свой вариант. Все выпускники худшкол круто рисуют, но многие будут рисовать шаржи на Арбате за 200 рублей, и лишь единицы пойдут дальше и выше и оставят свой уникальный след в искусстве.

Малые же искусства не требуют подобного долгого обучения. Они затрагивают интуицию, чувства. К ним относятся поэзия, некоторые направления гитары, народная кухня, пляски и песни, и, конечно же, фотография.

Это не значит, что в малых искусствах нет правил. Они есть. Их меньше, но при этом требуется больше чувств и приложения сердца и души. Надо чувствовать. Поэтому так много фотографов и так мало художников. Потому что в одном случае за полтора года можно, в принципе, научиться все фотографировать, быть востребованным и зарабатывать деньги, а во втором - попробуйте за те же два года с нуля написать картину. Хуй вам. В лучшем случае нарисуете портрет Сократа на поверхности с драпировки. И то не факт.

Сколько шедевров было написано тремя аккордами, или сколько фотографий, сделанных без соблюдения всяких правил, возможно, даже случайно, вошли в историю?

Можете создать такую фотографию, что все ахнут, а можете закончить художку и качественно нарисовать очередного неодушевлённого Сократа. Скучно и неинтересно. Поэтому гиперреализм уже не возбуждает, он способен разве что удивить ребят в соцсетях. Ну, мужик круто рисует дождь на окне, молорик. Видимо, ему нечем заняться.

Уже разделяя эти два искусства, можно понять, что отличает светопись от фотографии.

Небольшой совет на досуг начинающим фотографам. Если хочется научиться фотографировать, начните с академического рисования, чтобы понять, почувствовать перспективы, объемы, рельефы, тени и свет. И когда пропустишь это через себя и своими руками создашь то, что будешь потом фотографировать, - тогда поймешь как устроено то, что будешь фотографировать. Я сам 20 лет рисовал для себя, до того, как взялся за фотографию - для того, чтобы иным способом воплощать мысли, а не чтобы больше капусты и зелени было в борще.

Хочу понять: те, кто делает из фотографии бизнес, средство зарабатывания денег, кто они? Это разве фотография?

Душа картины - ее смысл. Нет смысла - нет души. Неосмысленная фотография – неодушевлённая. Если ее смысл - бабки, то такая у нее и душа, приземленная. В фотографии должна быть история, какая бы она ни была красивая сама по себе. Красота приходит и уходит, с каждой эпохой и с каждым народом меняются ее каноны. Красота не вечна. Что нравилось в одном возрасте, не нравится в другом. Да, я рисовал красивые рисунки в детском садике - и что дальше?

Можно для сравнения спросить у женщин, хватит ли мужику одной только красоты. Вряд ли! Помимо красоты, должна быть харизма, изюминка. Вот так и в фотографии. Все эти фотографии в ленте скучные, всегда то же самое. Сиськи, письки и крутая ретушь. Красивые ретушированные тела.

Мне иногда знакомые показывают фотографии, где их дочь позирует. Просят оценку, комментарии. Спрашиваю – а где тут фотография? Все реагируют отрицательно. Поясняю им – я вижу изображение красивой девушки. Не более того. – Ну, это же красивая фотография. – Да, красивая фотография...

Тело, ретушь - и что, блядь, дальше? Ладно еще, если фотограф придумал свою собственную, авторскую цветокорекцию…

Кстати, про фотошоп. Тут становится интереснее.

*

Фотография останавливается там, где фотошоп начинается.

ФОТОГРАФИЯ С ФОТОШОПОМ – НЕ ФОТОГРАФИЯ!  НЕТ, НЕТ, НЕТ, твою мать!

Фотография - это работа со светом, а не с алгоритмами фотошопа. Если к работе применяется фотошоп – это уже не фотография, это картинка, иллюстрация, графическая работа - что угодно, но не фотография. Фотошоп позволяет выжать что-то из фотографии, чтобы сделать что-то другое, дать свое видение той правды жизни, той атмосферы, которую чувствует и видит сам фотограф. Некий импрессионизм. Это другое искусство уже, а не фотография – оно чем-то интереснее, чем просто фото, но не всегда.

Автор здесь раздваивается, он выполняет двойную функцию, делает две полноценные работы. Это, наверное, как парикмахер и колорист. Не буду глубже входить в детали, думаю, ясно, что это может быть один человек, или два специалиста, и что одна работа прилагается к первой.

Я не понимаю, когда в фотошопе пытаются исправить косяки и приблизиться к реалиям. Считать, что это нормально, и что это современная фотография – это думать, будто XXI век – это некомпетентный XX-й.

Если человек фотограф – то мне интересно его видение, то, как он видит реальность. Делать в фотошопе синее небо и зеленее траву – нахуя? Я что, сам этого не вижу, не знаю? Что он нового этим фотошопом приносит? Нифига. Тем более, можно очень многое сделать при съемке - почти все, что обычно делается в фотошопе. Собственно, поэтому я фотографирую на 99% в ч/б - потому что мои глаза не видят в чб, а я хочу показать вам другое видение.

Черное небо в чёрно-белой фотографии делается при помощи красной линзы. Красивую прическу делает парикмахер, гладкую  кожу и красивую фигуру – спортзал и питание модели. На съемки можно позвать кучу специалистов - декораторов, стилистов, колористов, помощников по свету, можно поставить отражатели и источники света. Намазать цветным вазелином стекло и прикрепить к объективу. Все черезмерные исправления в фотошопе – это бред. Только если использовать его как дополнительную творческую работу. Ведь есть же фотошоперы и фотографы – это разные профессии. Фотошоп может быть сложным, реально, это продвинутая программа.

Когда я слышу, что человек собирается в фотошопе убрать столб или машину, у меня волосы встают дыбом. Лучше чтобы иное вставало дыбом от искусства.

Поясняю, как надо делать, если совесть у творца имеется.

Либо ждешь, пока машина уедет, либо фотографируешь, чтобы она или этот столб не попадали в кадр, ну или делай фото с ними - простите, но это правда жизни. Напиши картину маслом, если не хочешь, чтобы на ней был столб. Нарисуй так, как хочется тебе. Та же девушка - нарисуй ее на картине сразу такой, какой она хочет выглядеть. А лучше, пусть она сама себя исправит в жизни. Я дрищ, и что? Не фотошоплю же себя.

Признаюсь, все же иногда и сам я без фотошопа не обхожусь, исправляю некоторые косяки или подчеркиваю некоторые элементы. Это не есть хорошо, это грешно, но иногда можно согрешить, при этом чувствуя грань. И если есть чуток фотошопа, ну и хрен с ним. Главное - не злоупотреблять. Не зря же в – нормальных! – фотоконкурсах принимаются фотографии без фотошопа. Но я не ортодоксальный маньяк, бывают и исключения, когда обидно, что столб портит весь кадр.

Я не беру в расчет случаи, когда фотография делается для коммерческой – рекламной – цели, тут понятно, что нужна пост-обработка. Но в этой статье я не о бизнесе, а о чистой фотографии.

Если кто-то хочет обрабатывать фоторафию так, чтобы было красиво и от нее не осталось почти ничего, то пожалуйста – мольберт, полотно, кисть, краски, и вперед. Рисуй. В искусстве тоже есть ряд художников, которые просто пишут церкви. Это красиво, да. Но они за собой ничего не оставят, потому что нет в них истории. В лучшем случае их будут продавать в Икее за 99 франков, чтобы средний класс повесил их над диваном, с которого смотрит «Дом-2», или в падик, чтоб красивее плюшки курились. В принципе, уже успех. Но это не то. Пусть на другое место их себе повесят.

И не важно, на какой технике ты работаешь, дорогая она или дешевая, - ты же запечатлеешь правду жизни. Самые известные фотографы не особенно соблюдали правила. Было много шума, размытия, они не старались делать красиво. Я не думаю, что многие из современных технически правильных фотографий останутся на века. Кажется, задача фотографа – это как раз работать так, чтобы хотя бы одна его фотография была увековечена. Тогда это будет победа. И лучше для этого сделать что-то новое, что-то свое.

А если заниматься не репортажной, уличной, военной и т.д, а именно студийной съемкой, то и здесь еще больше нужна концепция, идея. Даже фотографии, родившиеся с коммерческой целью, несут в себе некий «месседж». Так что эти «просто красивые» фотографии – ни рыба ни мясо, ни мужчина ни женщина, а транс - минусы обеих полов и непригодность к выживанию и процветанию. И это не потому, что вы засунули перо в жопу модели и работали с одним источником света, изображая творческую съемку на тему индейцев.

Фотоаппарат не делает фотографию - ее делает фотограф, а аппарат - это лишь механика, продолжение рук и глаз. Нормальный фотограф сделает душевные снимки на любой технике, он найдет композицию, идею, историю. Я на айфоне делал кадры куда лучше, чем на технике общей стоимостью 500 т.р. А у кого руки из жопы, у того и фотоапарат-продолжение жопы. А фотография уже, получается… Хм…

Профессиональный фотоаппарат - это удобство профессионального фотографа, позволяющее ему увеличить «качество», «количество», а значит, оборот, выручку. Это станок фотографа. Он нужен, чтобы не приходилось таскаться с источниками света или слишком близко приближаться к животным. Чтобы разрешение, качество картины для большой печати были лучше. Как никак, когда все аккуратно – это приятно.

Я могу с умниками, которые упирают на нужность дорогой техники, обменяться фотоаппаратами - и не факт что они сумеют понять, как крутой фотоаппарат работает. И, скорее всего, я на их простой фотик сделаю кадры лучше. Как-то раз я сдал свой фотоаппарат на ремонт, и занял у подруги (спасибо ей) за день до заказа ее фотик новичка. Я поймал эмоции, было много шума, но ничего - композиции соблюдались, люди довольны, у них есть фотографии на память. Главное - понять, что нравится в фотографии: то, что на ней изображено, или она сама и то, какие эмоции и истории она передает.

Я далеко не совершенен, я достигну пика своего мастерства только в гробу, потому что я провел большую часть своей жизни, работая над этим, а дальше будет некуда, только если глубже под землю. Я делал множество промахов, много неудачных кадров, я пробую новое не всегда успешно - но что-то остается, от чего дальше я и отталкиваюсь.

*

А на хлеб?

И тут я добавлю один очень важный нюанс, чтобы коллеги правильно меня поняли. Если человек занимается свадебной или какой-то еще фотографией, это не значит, что он не художник или не настоящий фотограф. Как бы грубо и резко я ни описывал это все, конечно, когда нужно семью накормить, ты ложишься под клиента. Что он захочет, то и сделаешь – в зависимости от степени голода и очереди клиентов. Надо делать так, чтобы обоим участника процесса все нравилось.

Это направление - свадебная съемка, например, - очень близко к тому определению, что я озвучил выше. Ты фиксируешь момент, который был и больше не повторится, безумные эмоции и воспоминания вызываются у клиентов, идет работа со светом, в одно и то же время это и репортажная съемка, и постановочная. Но не хватает главного – Идеи! Ее нет, это просто заработок. Да, это фотография - но нет, не искуство. И я надеюсь, что коллеги, которые наверняка в свободное время занимаются искусством, не будут с этим спорить. Единственная проблема, которая портит профессию свадебного фотографа, - это вкус женихов и количество бездарных самозванцев, которые позорят профессию, работая в режиме автомата. Не потому что им как профессионалам так удобно, а потому, что по-другому не умеют. А потом давай-ка отправим клиенту фотографии, штук этак пару тысяч, с одним скачанным фильтром. Мда. Все это потому, что на свадьбах больше всего денег можно грести – вот они и гребут.

Но, в любом случае, крутым фотографам суждено пробиться наверх, а касаясь эстетики свадебной фотографии – на вкус и цвет товарища нет. Не буду судить это направление, потому что оно все не в моем вкусе.

А специализаций очень много! Фотографы картин, предметов, ювелирки, беременных женщин, лав стори, фотожурналисты, портретники, фэшн, фотографы архитектуры, интерьера, гастрономии, животных, космоса, волн, природы и т.д и т.п.

Но касательно именно этих направлений - для каждого своя доля искусства и бизнеса в разных соотношениях, все от фотографа зависит. Зайдет ли тот стиль, который он довел до ума, или он станет очередным станком, заменившим принтер глаз для бизнеса, который поменяют в любой момент, как болт. Потому что - девушка красивая благодаря девушке, качественная картинка - благодаря технике, а фотограф – это просто промежуточный момент. 

 

Я надеюсь, что изложенное видение поможет понять, как относиться к фотографии, как уважать ее и отличать жуликов и самозванцев от реальных творческих фотографов.

И это просто взгляд на ситуацию. Чтобы не быть голословным, я позже расскажу о том, как я работаю. Возможно, это тоже будет интересным. Ну и поспорить будет о чем.