Все записи
12:14  /  14.05.18

677просмотров

Эссе француза: Как образовать российское образование

+T -
Поделиться:

Образование – безусловно, самая ответственная отрасль для страны, общества, государства. Ведь образовательная система воспитывает новое поколение, которое в дальнейшем будет строить страну, управлять ею, и, в свою очередь, воспитывать своих потомков. Что мы даем сейчас детям, такую страну и получим завтра.

 

Я вырос во Франции, учился и в элитных школе и вузе, и в ЗЭПе (Зона с Приоритетным образованием, ZEP). Но жизнь была бы слишком скучной, если я бы не поучился еще и в русской школе при посольстве РФ в Париже (с 1 по 3 класс), в МГУ - на юридическом факультете, и в выпускном классе обычной средней провинциальной школы в США. Так что, думаю, мне есть что с чем сравнивать. (кстати, я уже писал о разнице школ в разных странах – самое время вспомнить: раз и два)

 

В современном российском обществе люди не лучшим образом относятся к образовательной системе в целом и к тем, кто ее представляет – министерству, администрации школ – начиная от бюрократов наверху и заканчивая педагогами.

Могу согласиться, что это справедливо, но не во всем. Поясняю.

 

Я заметил, что во Франции преподавательский состав – это именно чиновники, а не педагоги. Они становятся ими, потому что за всю свою жизнь научились только одному предмету, и потому что часто каникулы, короткий рабочий день и очень хорошие зарплаты относительно объема труда. Хотя встречал я и реальных педагогов, которые всем сердцем и душой болели за своих учеников и относились к ним как к своим собственным детям - даже не как к приемным. Ведь, вспомните - мы в те годы больше времени проводим с учителями, чем с родителями, которые поздно возвращаются с работы. Также стоит заметить, что во Франции в некоторых сложных классах на одного преподавателя приходится по 35 учеников, тогда когда в элитных - не больше 20, а то и всего 14-15. Понятное дело, что с таким количеством одноклассников легче учиться и подниматься по социальной лестнице (хотя и эти элитные дети уже и так на крыше).

 

Так в чем проблема? Почему в России нехорошо с образованием? Слишком низкие зарплаты у учителей? Слишком большие классы? Что не так?

Ответ прост. Все дело в бюрократии. Часто чиновники гонятся за показателями, за абстрактными цифрами – а не за качеством. От этого нужно избавляться. От этого страдает сама образовательная система. Нужно дать больше свободы школам, рядовым педагогам, не загонять их в бюрократические рамки, не заставлять, помимо проверок тетрадок, заниматься всякой бумажной работой – это отнимает время и силы, которые можно было бы направить совсем на другое. Тогда учителя будут заниматься детьми и своими прямыми обязанностями, а мы перестанем их ругать. Тогда изменится само качество процесса.

 

Москва – это не совсем Россия, но это то, к чему вся Россия так или иначе стремится, пример для всех городов и регионов. В Москве классные школы, даже, наверное, в каком-нибудь Северном Бутово или какой еще есть отдаленный район. И вот читаю то, что думает по поводу развития образования московский мэр Сергей Собянин, и не могу не согласиться (хотя я далеко не всегда с ним согласен).

 

Кто на передовой? Кто на жизненном фронте стоит рядом с нашими детьми? Педагоги! Нужно их слушаться и слушать. И подстраивать систему под их потребности - а не образование под какой-то финансовый алгоритм.

 

Существует такое понятие (по крайней мере во Франции), как «экономическийпатриотизм», или «патриотическая экономика» (сложности перевода). В общем, суть его в том, что иногда не стоит смотреть на прибыль или показатели – нужно обращать внимание в первую очередь на некие нравственные принципы. В чем наша идея? Нам нужна биржа или здоровое образованное новое поколение, которое само построит эту систему? Необразованные никогда подобного не добьются. Они построят только хаос.

 

Есть одно народное достояние дороже золота или нефти, и его нет на бирже – серое вещество. То, что эмигрировало на Запад, на западные предприятия и работает на благо NASA, а не Роскосмоса (образно говоря). Это те педагоги, профессора и прочие образованные люди, которые в свое время уехали вместо того, чтобы здесь остаться и учить наших детей. Чтобы этого избежать в будущем или запустить обратный поток, нужно просто создать условия для педагогов:

-       Дать им хорошую зарплату, чтобы они не занимались другими делами ради выживания, или хотя бы чтобы сама профессия стала привлекательной финансово и почётной,

-       Облегчить мясорубку образования – избавить учителей от бумажной работы. Ведь бумагой можно больно порезаться, а в бюрократии ее слишком много. Получается нефункциональная система, огромная, словно небоскреб. Бумажный.

-       Облегчить работу педагогов в физическом смысле, ведь, как я говорил раньше, класс - не стадо, если так будем к детям относиться, такое поколение и получим - баранов, и жаловаться на глупость новых поколений – абсурдно и лицемерно, ведь мы сами их такими воспитали, или недовоспитали. Каждый хам – чей-то сын.

 

На посошок: когда будут классы с нагрузкой 15-20 учеников, ориентированные не на доход системы, а на доход педагога, и в целом облегченная система, Россия добьётся самой похвальной победы. И это будет чем-то круче, чем человек на Марсе. Ведь Марс еще когда будет, а мы живем здесь и сейчас.

 

И, кстати, можете не отправлять своих детей учиться за границу - там хуже. Не просто так французская диаспора в Москве записывает своих детей в русские школы и не жалеет об этом ни секунды. Если дело пойдет так, как сейчас предполагает сделать Собянин, вскоре ситуация в столице станет еще лучше. А там и остальные города подтянутся.

Credit: Школьная фотография. 6-й класс E., Масселборо, г. Шампини-сюр-Марн, Франция.