Айрат Бик-Булатов

Театр Бориса Павловича в царстве грибов и растений

Когда в БДТ только началась репетиция спектакля «Язык птиц», с участием начинающих актёров с аутизмом, студентов центра «Антон тут рядом», то режиссёру и организаторам проекта приходилось даже согласовывать маршруты передвижений этих актёров (особенных людей) по коридорам театра, «чтобы не дай Бог не попасться на глаза уважаемым заслуженным и народным артистам БДТ». Нашлись даже те, кто писали письма в инстанции: «Превратили уважаемый театр в больницу!»

0

Как журналисты подают и используют в своих интересах новость о речи российского школьника Николая Десятниченко в Бундестаге

 

0

Свято место - пусто?.. (трансцендентально-театральная заумь автора, посетившего творческую лабораторию)

Елена Ковальская, театральный критик центра В.Э.Мейерхольда на сегодняшней лекции в Казани упомянула о пьесе современного швейцарского драматурга Доминика Буша "Обет", читки которой проходят в эти самые дни в их центре. 

1

"Обыкновенный фашизм" - агитка? Как смотрят киношедевр М.И.Ромма современные студенты

И вновь пришла пора показывать уже новой группе студентов фильм Михаила Ильича Ромма "Обыкновенный фашизм". В том году некоторые из ребят назвали уже этот фильм "агиткой", меня тогда поразило это слово, сейчас уже меньше поражает (точнее: я готов к такой реакции у студентов), в конце концов - действительно, "агитка против фашизма" и пропаганда антифашизма. Но всё-таки слово "агитка" до сих пор режет слух, кажется неподходящим к киношедевру Михаила Ильича.

12

Событие татарской национальной культуры!

Это я про спектакль «Алиф». Прошедший 20 сентября на малой сцене Академического театра им. Г. Камала. Я выкрикнул именно эти слова, вынесенные сейчас в заголовок, уже после спектакля, в самом конце недолгого общения со зрителями его создателей и исполнителей: «Событие нации. Событие татарской национальной культуры». И этот мой выкрик – для собравшихся в зале зрителей не имел уже большого значения. Ибо уже передо мной взволнованную речь произнёс на татарском языке, не скрывая слёз, молодой парень лет 35, хорошо известный казанцам музыкант, писатель и журналист, редактор казанской версии «Собаки.ru» Радиф Кашапов. После слов Радифа можно было уже больше ничего не говорить.

3

К народному вытаптыванию и краже растений парка "Зарядье" (из В. Г. Короленко)

<...> В Румынии, которая во многом напоминает Россию, мне рассказывали случай, яркий, как нарочно придуманный анекдот, но тем не менее действительный. Там сохранились еще крупные поместья со всеми признаками нашего старинного боярства. Даже зовутся владельцы боярами, несомненно от славянского слова. Порой такие бояре, особенно из молодых, склонны к крайним партиям, и многие из них проходили школу социализма Доброджану. Как-то один из таких бояр, путешествуя по Швейцарии, заинтересовался анархизмом и познакомился с ученым садовником-анархистом. Пили брудершафт и так понравились друг другу, что боярин стал звать анархиста в Румынию. У него на родине огромные имения, в том числе много земли под лесом, и он решил часть этого леса обратить в общественный парк. Это соответствовало взглядам анархиста: все имения боярина он охотно превратил бы в общую собственность, и он честно предупредил об этом приятеля. Он предвидит, что румыны, у которых есть такие "бояре", очевидно, представляют молодой народ, не зараженный еще, как швейцарцы, буржуазными предрассудками, и потому там легче провести анархические идеи. Он предупреждает, что при первых признаках революции он не только не станет защищать частной собственности боярина, но, наоборот, сейчас же предоставит ее народу. Боярин согласился,- может быть, потому, что опасность не казалась ему такой близкой...   И вот в одном углу Румынии ученый садовник-анархист на деньги и на земле боярина завел образцовый парк общественного пользования. Вскоре, однако, раскрылись неудобства, истекающие из "молодости народа": на столах, на скамьях, на стенах появились скабрезные надписи, цветы бесцеремонно срывались, ветви на невиданных деревьях обламывались, ретирады превратились в клоаки. Анархист обратился с красноречивым воззванием, в котором объяснил, что парк отдается в распоряжение и под защиту населения: не надо срывать цветов, не надо обламывать ветви, не надо неприличных надписей... Но "молодой народ" ответил на пафос анархиста-теоретика своеобразным юмором: надписи появились уже вырезанными ножами, цветы и деревья уничтожались с ожесточением, ретирады еще более загажены. Тогда садовник пришел к боярину и сказал:   - Я не могу жить в вашей стране. Народ, который не научился, как вести себя в публичных местах, еще слишком далек от анархизма в моем смысле.

0

детская фотография старейшего оператора "Ленфильма" обнаружилась в журнале "Мурзилка" за 1934 год

Недавно Президентская библиотека перевела в электронный формат номера журнала «Мурзилка» за первую половину XX века и «Пионер» за 1930 год. Издания были предоставлены Президентской библиотеке Свердловской областной библиотекой для детей и юношества.

0

Кто найдёт женьшень?.. (слово о подзабытых публицистах)

Многим, многим именам не нашлось места в учебниках по истории журналистики, да и не впихнёшь, конечно. Ну вот если история XVIII-XIX века персонифицирована, и мы лучше помним имена выдающихся журналистов, то в ХХ веке - звучат больше всякие директивы партии по газетам, журналам и ТВ. А многие мастера пера - остаются за бортом, а сейчас уже вовсе "погребены" в толще архивов. Я вот сейчас читаю книгу Вьюковой Татьяны Борисовны, советского книжного редактора, я уже три дня влюбляюсь в неё и когда-нибудь на днях напишу обстоятельный пост. А она, между прочим, много лет работала в отделе детской публицистики издательства "Детская литература". И какой тут кладезь имён - детских публицистов, именно: публицистов, пишущих для детей. И сколько непосредственно этот отдел сделал для того, чтобы в принципе появлялась такая публицистика! И это отдельная история (кроме вдохновенной и прекрасной работы самой Татьяны Борисовны) - вот история этих прекрасных, выпускавшихся в советские годы книг и их авторов, многих из которых сейчас совсем не переиздают. Вот я писал как-то восторженный отзыв о романе Бел Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Но я и не знал, например, что в Советском Союзе была книжка "Война с аксиомой" Л. Т. Исаровой фактически на ту же тему!

0

Шахматист с танцующими руками

Я, на самом деле, на руки его смотрел. Он на вопросы отвечал. А я - на руки. Это была чистая поэзия. Плавный непрекращающийся рисунок движений пальцев, запястий, ладоней... то на груди скрестит лодочкой, то какие-то круговые вращения - как каравай лепит, или кувшин за гончарным кругом...

0

Все мы - пациенты Оливера Сакса

Смотрели в Москве замечательный спектакль театра В. Маяковского "Человек, который принял жену за шляпу" по книге выдающегося невролога и нейропсихолога Оливера Сакса, рассказывающего в ней о своих необычных пациентах. Эта книга - настоящая поэма, гимн чуду человека.

0

Михаил Ратгауз о "новых энергиях" в кино и протестах 2011-2012

На фестивале документального кино «Рудник» - беседуем с Михаилом Ратгаузом. Не только о кино, но о том, что происходит прямо сейчас (годы – слишком большая единица. Тогда что? Месяцы? Или, может быть, дни?). Беседуем о том, что происходит в стране. В нашем обществе. В настроениях людей. И что творится с нашими собственными (меня и Михаила) настроениями и ощущениями от сегодняшнего времени.

0

Свияжское мокьюментари (об остров-граде, фестивале "Рудник", и всяком прочем)

То, что происходит в остров-граде Свияжск в последние годы – можно назвать грандиозным культурным экспериментом, число лабораторий, мастерских, арт-симпозиумов, проводившихся здесь за эти 5-10 лет просто огромно. Мы уже имеем спектакли про Свияжск (в том числе спектакли-вербатимы), документальные фильмы, мультфильмы, свияжские сказки для детей Артёма Силкина, поставленные ижевским детским театром «Птица», псевдодокументальный фильм о свияжской рыбе от объединения художников-графиков «Графком», художественный фильм «Голубка» про местного художника Архиреева и его жену Светлану Колину, мы имеем серию про свияжского летающего мужика от художника, памятного многим по работам с Анд. Тарковским, Рашида Сафиуллина. Последнее по времени (на момент написания статьи) приобретение этого ряда – опера А. Маноцкова «Сны Иакова или страшное место», посвящённая пациентам свияжской психушки.

0

В Грузии - музей советской оккупации

Этот пост я пишу уже вернувшись из Грузии в Россию. По счёту - он седьмой в серии моих грузинских заметок. Но пожалуй, единственный, где я воспоминаю о том, как столкнулся не с простыми людьми, гостеприимными тбилисцами, а с системой государственной пропаганды, которая работает не только в России, но и в любой стране, и вот в Грузии - тоже работает. И противно, что инструментами такой пропаганды становятся музеи. Я столько знаю прекрасных музейщиков в разных странах мира, оттого мне вдвойне это обидно. 

0

Медея - наша девочка... (Грузинские заметки. Часть 6)

Предыдущее - здесь

0

Палка для перекладины и лестница Тициана. / Тбилиси. Часть 5.

#вместогения

0

О грузинском многоголосье замолвим слово. И ещё об ослике! (Тбилисские заметки. Часть 4)

Предыдущая часть - здесь

0

"Ваши войны разрушают наши симфонионы!" (Тбилисские заметки. Часть 3)

Продолжение. Предыдущая часть -здесь

0

В Тбилиси за "понаехавших" - арабы

В Грузию приехал в воскресенье. Официальные обменники банков - не работают, но много частных меняльщиков... Пока я озирался, один поймал меня! "Пойдём! Пойдём ко мне! У меня прохладно!"

0

Свияжская театральная АРТель. Спектакли - от Фуко до Чехова.

И всё же - было бы несправедливо, если б театральная лаборатория в Свияжске запомнилась только своими косяками, хотя для части моих друзей они и перекрыли всё впечатление от лаборатории. Но самое главное - это, конечно же, спектакли, которые были на ней показаны. И вот - их краткий обзор.

0

Скандинавские дневники. Часть 3. паром

Прошло несколько дней, и я возвращаюсь к писанине своей уже на возвратном пути моего путешествия. А вы ещё только в начале его, вам ничего я ещё не рассказал из той книги, которую уже пережил я, и осталось только записать. Трудненько заставить себя записать ту книгу, которую я-то уже прочёл до конца в моей голове, проносился с нею в сердце, прочувствовал и прострадал её до последней страницы. И поскольку всегда задаёшься вопросом - а не единственный ли ты читатель самого себя? А если единственный - так что и выпендриваться? Писать? Да кому ещё нужно моё нытьё-то? Уже ведь понятно, что на этот раз получается не путевой очерк, а какое-то нытье...

0

Фильм о Владимире Яковлевиче Мотыле. Казанский показ.

Наталья Галаджева познакомилась с Владимиром Мотылём когда писала книгу об Олеге Дале. Она (вчерашняя выпускница ВГИКА) просто позвонила Владимиру Яковлевичу и попросила его написать воспоминания об Олеге Ивановиче для своей книги, и тот не раздумывая согласился...

0

Скандинавские дневники. продолжение

 

0

Йеста - похититель невест! В поезде "Казань - Санкт-Петербург"

СКАНДИНАВСКИЕ ДНЕВНИКИ

1

Поэт, цыганка и сантехник с портретом Достоевского

Он – поэт, серб. Она – цыганка. Она копается в мусорных контейнерах, ищет вещи, которые ещё можно продать. Они живут вместе. Он посвящает ей стихи. На деньги, которые ей удаётся добыть – они и живут, и даже иногда выпускают небольшим тиражом тоненькие книжки его стихов…

3