Продолжение. Предыдущая часть -здесь

Я вчера размышлял о разнице старого и молодого поколения грузин. И вот сегодня они встретились. Наш гид Георгий - лет 30-35 и старик-ключник грузинского кладбища Пантеона.

За два дня мы-туристы уже успели полюбить Георгия, за его живые эмоции, за то, что мы видели и его гнев, и его смущение. Например, когда он в свободную минуту расказывал, как он водил по ботаническому саду двух знаменитых европейских профессоров - смущение читалось на его лице. По книжкам одного из профессоров Георгий учился в институте. А другой из них - чуть ли не номинант на Нобелевскую премию... "Ааа, кто я такой? Я не достоин их водить!" А потом эти двое бородатых маститых старичков переоделись в шортики, достали сачки и стали ловить местных насекомых! Это зрелище - профессоров с сачками, прыгающих от кочки к кочке - так умилило нашего Георгия, что он аж кулак в рот засунул ("ааа"), пересказывая нам этот случай. И нас уже, в свою очередь, умилил Георгий. И хотелось тоже кулак в рот и - "ааа". Но никто так не сделал. Но картину я себе сейчас представил!

Хором. На горе. Среди деревьев. Зажмём кулаки во рту и - "ааа" - народный русско-грузинский хор! Ну я вообще-то татарин. Но об этом молчок.

 

Георгий - по образованию эколог. Но за 10 лет, как сам говорит, сменил порядка 20 профессий. То мебель продавал, то очки. При всём том - экскурсии он водит постоянно и много, практически всё это же время и водит.

И вот никогда бы простой человек не догадался. из-за чего могут схлестнуться два грузина - гид и кладбищенский ключник. Я бы - ни за что! Сыр-бор разгорелся из-за Александра Александровича Грибоедова, младенца-сына писателя Грибоедова, жизни которому было всего лишь час. И единственное событие в его жизни от рождения до смерти - это крещение, которое смогли совершить над ним, и наречь в честь отца Александром. 

Только успел сообщить нам Георгий, что младенец (1829 г. рождения и смерти), похоронен тут же, с родителями, в Пантеоне, как старик-ключник (он как раз открыл нам железные прутовые створки, за которыми прячутся могилы Александра Сергеевича Грибоедова ("зятя всея Грузии"), растерзанного толпой фанатиков-персов, и его супруги Нины, урождённой княжны Чавчавадзе, овдовевшей в 16 лет и 30 лет хранившей верность погибшему мужу, "чёрной звезды Тифлиса")... только, значит, как старик этот, ключник, в ответ на слова Георгия, резко тявкнул!

- Ерунда полная! Не слушайте его, дорогие гости, никакого сына здесь нет, он похоронен в Кахетии, вы извините, гости дорогие, что я вмешиваюсь, а тебе, в твоём возрасте, стыдно обманывать порядочных людей!

И началось! На чистейшем грузинском языке! С воздеванием рук!

- Дорогие туристы, вы пройдите пока в церковь, там интересно, чувствуется русское влияние в оформлении церкви, а нам тут надо поговорить!.

- Да, проходите гости дорогие!

Мы пошли в церковь. Они - остались внизу. Руки, растопыренные пальцы, громкие вскрики. Драки нет. Есть объяснения. Короткие. Наконец, Георгий возвращается, он кипит ("Дурак"), но в общем, держится хорошо.

После церкви - идём к противоположному краю дворика. Здесь келья преподобного святого Давида и купель. Монашек при ней - Димитрий, лет 45 на взгляд. Бородка, скорее небритость, сутулый грузин, угодничающий всем... кажется, он всё слышал.

- Вы простите, гости дорогие, я хочу сначала сказать, хотя мне тут, в таком святом месте и вообще запрещено хвалить, но я должен всё-таки сказать, как вам повезло с Георгием, он такой грамотный, такой образованный, хороший гид, я вот не такой, конечно, образованный, как Георгий, не могу так хорошо по-русски рассказывать, как Георгий, но он просто замечательно всё рассказывает, он столько всего знает...

Георгий смущён. Видно по губам. Верхнюю - выпячивает, и как будто чуточку съеживает. Ну что тут скажешь? Мы заходим внутрь келии. Георгий снаружи. Я вышел один из первых, хочу его подбодрить.

- Георгий! Мы за тебя!

- Вот это беда Грузии - вот это поколение! Мы стариков очень уважаем, но вот это что такое? Я же экскурсии столько лет вожу, я всё это знаю. Даже если ты думаешь, что знаешь лучше - зачем меня позорить перед туристами? Почему не подойти, не сказать тихо? "Я, - говорит, - всё хорошо знаю". Если ты знаешь, почему тогда не водишь экскурсии, а сидишь тут на кладбище? Ведь если турист какой-нибудь напишет плохой отзыв - я же могу работы лишиться! "Мне всё равно"! Вот, ему всё равно! Вот поэтому и нет процветания Грузии! Потому что всё равно им. Разве так можно? Экскурсии только молодые водят. Работа по жаре, по скалам ходить... Я согласен получать, когда я виноват, согласен и тут, и там, и так (бьёт себя по лбу, затылку, виску), но когда я прав - не могу смолчать. 

"Георгий, мы за тебя!" (в отеле, по журналистской привычке, решил проверить, что там известно про этого младенца, информации мало, но кое-где написано, что похоронен именно в Пантеоне (заодно узнал, что здесь же - Галактион Табидзе, ай-яй-яй, почему только в гостинице узнал?), да и учитывая обстоятельства, по всем раскладам получается - прав Георгий). А уж этика - тут и слов нет. Интересно просто, что в своём осмыслении произошедшего - Георгий связал это с судьбой Грузии. Есть тут какой-то внутренний конфликт, драма, какой-то поколенческий спор. 

И вчера, когда он упоминал про своего отца, могущего продержаться пару сотен тостов, когда как сам Георгий лишь 50, и отец после этого пенял сыну и его друзьям: "Да какие же вы грузины!" Георгий - настоящий грузин. При этом современный человек. Видимо так: он хочет быть грузином, только грузином, при этом - не хочет быть варваром, хочет быть цивилизованным, культурным человеком, и в этом - видит и свой патриотизм. Залог будущего Грузии как нации. И интересно это, что Георгия оскорбили не только слова старика, позорящего его перед туристами, но то, что тому всё равно. Что опасность для молодого человека остаться без работы по вине старика - никак этого старика не трогает.

- Георгий! Я любуюсь тобой! - сказал я и воздел руки!

- Да-да! Грузины так и раговаривают. Руками! Итальянцы ещё! Но итальянцы делают вот что, - Георгий поворачивает свою руку запястьем вверх и сжимает пальцы в щепотку, - вот так они разговаривают, а грузины показывают полностью открытой ладонью! 

Сегодня с утра приехала за нами машина, в ней - Георгий. И повезли нас сначала к монументу "Мать - Грузия". По пути неугомонный Феденька снова спросил, как грузины относятся к Саакашвили? Георгий сказал так: "В первый срок - он был идеальным президентом, он буквально из ничего воссоздал страну, преступность при нём упала на 90%. А во второй срок - у него поехала крыша...  А сейчас мы проезжаем... над нами находится крыша нашего миллиардера Иванишвили. "А в Грузии много миллиардеров?" Туристы - они такие туристы. Спрашивают про "самое главное".

Когда мы вышли из автобуса и подходили к монументу, было где-то полдесятого, для тбилисцев - раннее утро. И какая-то пожилая грузинка-торговка заплетала венки из ромашек. И когда мы поравнялись с ней, вдруг улыбнулась:

- Как сияют лица русских, когда они видят венки!

Поразила меня эта фраза, напомнив Пришвина. Ведь мы шли быстрым шагом, ясно было - венки никто у неё не купит. Но кто-то видимо и впрямь просветлел лицом взглянув, а торговка-женщина - и этому обрадовалась так искренне и неожиданно: "Как сияют лица русских", так и сказала - "сияют", и это придало ей самой значительности в своих же глазах, что вот не зря она здесь стоит и заплетает эти венки, раз в ответ - лица русских сияют!

Пришвин рассказывал про птичку теньковку, которая поёт на самой верхней ветке, но она такая маленькая, что её не слышно даже другим птицам: "И значит не для себя поёт, не для славы поёт, а просто - радуюсь солнышку и миру, благодаря Господа" - это я примерно цитирую, точно - лень искать в интернете, да и полезнее подчас припомнить, вытащить из себя, а не из справочника!  

тбилисский диоген

тбилисский Диоген

Кстати о справочниках. Кто-нибудь знает, что такое "симфонионы"? Те, что я в название очерка вытащил? Вот и пора заглянуть в справочник. Симфонион - это музыкальная шкатулка, воспроизводящая звуки со специальных металлических дисков. Такой прадедушка пластинок. Диск, а на нём - дырки в спецальных местах. И это всё крутится. И играется. Такие вот и увидел нынче в Тбилиси. В музее грузинских народных песен и музыкальных инструментов. 

В музее несколько симфонионов. Рабочий - один. Музею 40 с лишним лет. Но за это время он несколько раз переезжал. В последний раз их бывшее здание понадобилось каким-то военным. А инструменты очень хрупкие, старинные. При переезде - сломался один из симфонионов. Вот тогда я и подумал эту фразу:

"Господа политики! Ваши войны разрушают наши симфонионы!"

А какой это замечательный музей. Чего здесь только нет. И сопелки (первая - реплика найденной в могилке ребёнка, которой более 4000 лет), и пастушьи флейты с прекрасными грузинскими названиями ("если вы пастух, и я пастух, и наши стада вдруг смешались, достаточно лишь сыграть мне мою мелодию, чтобы мои овцы побежали на мою сторону"), и волынки. Самое замечательное: пока гид рассказывает о каждом инструменте - звучит фонограмма, показывающая нам его звук... 

Но слушайте, я подустал, хотя мог бы ещё рассказать об одноруком мастере шарманок Вано Китесове, о специалистке по народному грузинскому плачу Кетеван Байашвили, пригласившей меня на репетицию ансамбля народной грузинской песни "Мчели". И о том, причём здесь медвежата. 

Всё это я расскажу завтра, в другом посте. Сегодня вон - годовщина последнего вооружённого конфликта - Россия-Грузия. Я об этом и не вспомнил бы, если бы не интернет. Наверное, в ту войну где-нибудь сломался ещё один старинный симфонион. Я не знаю. Я подарил одну из своих книжек Георгию сегодня. А другую - в музей грузинских народных песен и инструментов.