Все записи
11:59  /  12.08.17

1094просмотра

Медея - наша девочка... (Грузинские заметки. Часть 6)

+T -
Поделиться:

Предыдущее - здесь

Признаться, думал я, что уж в этот день - ничего толкового и не напишу, валялся под кондиционером в номере, в жару не хотел, перебирал по сусекам свои наблюдения, которые ещё не успел по каким-то причинам записать сюда...

Ну, например, про то, что грузины часто осеняют себя крестным знамением. Вот идёт человек, просто прохожий, проходит мимо храма - перекрестился, даже если храм на другой стороне улицы - перекрестился. Даже если это парень идёт с девушкой за руку, болтают, поровнялся с храмом - осенил себя знамением. Даже видел однажды - в машине девушка ехала, перед светофором машина замедлилась, в ста метрах напротив - храм. Перекрестилась. Вот для меня это удивительно было. Что люди, идущие мимо, не собирающиеся в храм, и храм даже далековато от них - всё-таки совершают это действие, это что-то впитанное с молоком, какое-то почти инстинктивное действо!

Это притом, что саму грузинскую церковь сейчас сотрясают те же скандалы, что и нашу, а иногда и похлеще. Вон архиепископа с цианидом недавно арестовали в аэропорту. Сначала даже слухи ходили, что хотел он патриаха отравить. Потом, что какого-то другого высокопоставленного иерарха. Ну и про коррупцию, про неправомерные обогащения священников очень много сейчас разговоров, тоже нашли какие-то дома, машины... помню гид Георгий говорил об этом возмущённо: "И он потом должен учить меня, как мне жить!" И также помню ту юмористическую передачу (я упомянал как-то её, в одной из прошлых серий моих записей), там был скетч на тему того, что у тамады кончились тосты (даже за тараканов пили!). И вот один спрашивает у тамады: "А за бедных пили?" "Пили!" "А за богатых?" "Пили!" "А за священников?" "Я же сказал, за богатых - пили!" То есть тему эту грузины обсуждают.

Религиозный народ! Я помню, с какой обидой говорил старик-винодел с Винного спуска (улица, где его лавка), как туристы - а дед ещё прирабатывает экскурсиями - не верили, что в Мцхете, древней грузинской столице, находятся взаправду святыни - часть хитона Иисуса Христа, мощи Андрея Первозванного. Дед, вспомнив об этом случае, долго уже не мог успокоиться, и говорил, говорил, я его жалел и думал, "зачем же они тебя так обидели, эти глупые туристы?" 

Русские туристы - вообще разговор отдельный, ну, я, конечно, тоже считаюсь "турист", не лучше не хуже, никогда нельзя забывать, что ты не лучше, не хуже... но иногда невозможно удержаться от раздражения. Например, когда один наш начал хвалиться перед гидом Георгием - российским президентом Путиным, что, де, того напечатали на обложке всех знаменитых журналов. Да ещё было это в самое восьмое августа. В годовщину известных событий, когда бы уж просто помолчать, и не теребить политику.

Другой, сказав, что он из Москвы, спросил меня: "А вы откуда?" "Из Казани". "Ну, здесь-то мы с вами земляки!". И опять я раздражился внутренне, хотя виду не подал. Что он имел в виду? Что там - мы не земляки? Вот приедем туда - и разойдёмся по своим углам и каждому своё? Я понимаю, что ничего он не имел в виду, просто сказал, а это лишь моё дурацкое въедливое докапывание к словам заставляет меня раздражаться. Если бы он сказал: "В Грузии - все мы русские", - было бы одно.   А тут - покоробило меня это "здесь земляки". Лучше бы мы были везде земляки. Везде - братья. Ай, да к чему я цепляюсь?

Я ещё думал о том, как хорошо, что я русскоговорящий в Грузии. В самом деле, что бы меня ждало, если бы я просто приехал в Грузию из другой страны? Ну экскурсии, древности по жаре! Египет какой-то. И море далеко. (Хотел было в Батуми съездить, но прогноз плохой, остался в Тбилиси). Ну, рестораны, конечно. Но разве я приезжаю поесть? Думаю, я не был бы очарован Грузией, будь я иностранцем. Особенно в августе - когда культурная жизнь почти замерла. А если ты русский (говоришь на русском) - то это совсем другое дело! Это же ты можешь подсесть на лавочку к кому-нибудь и тут же начнётся разговор. И нальют тебе бокал вина не просто для того, чтобы ты, испробовав, купил бутылку, но и за поговорить!

Обычный турист сталкивается с местным народом если, например, спрашивает дорогу. Вот что я потом слышал: "Одна женщина не знала, как мне подсказать, так она прошла со мной, подвела меня к своей подруге, и та уже подсказала"; "Я у него спрашиваю, как пройти туда-то, он шёл в другую сторону, а когда я спросила - пошёл меня провожать, я говорю: "да не надо, просто покажите", "нет, я тебя сейчас проведу, а потом сама пойдёшь"...";   "Мы просто остановились у памятника, подошла бабушка, начала нам про этот памятник рассказывать, что это был известный поэт такой-то... потом отошла, и вдруг вернулась, сказала, что нам обязательно надо съездить туда-то, сказала, где автобус и как добраться..."

В общем, то, что значительная часть грузин говорит на русском как на родном - это наше громадное счастье, потому что мы можем узнать грузинский народ с его самой человечной, самой прекрасной стороны. А главное богатство Грузии - это, конечно, грузинский народ! Люди Грузии. Я уже подпривыкаю к Тбилиси,  я уже понял, что гулять здесь, в такой жаркий август, лучше всего вечером, самое раннее - после шести. И можно до поздна. Я уже понял, что раздолбанные дворы - это не отдельные две-три улицы, на которые я напоролся в первый день, а весьма значительная часть города, и без неё Тбилиси не Тбилиси, как бы к этому не относиться... Впрочем, самому Тбилиси - 1500 лет ("по Грузинскам меркам - младенец!" - сообщал гид Георгий, ибо в Грузии много мест и "до нашей эры"), и когда столетия собираются в века, то город превращается в старого питона, живущего в каком-нибудь гнезде, сбрасывающего периодически старую кожу, и эта кожа остаётся висеть на ветках, и в конце концов, змея сама делается настолько старой, что мы уже перестаём различать бывшую его кожу от ещё живой змеи, и всё это вместе теперь - и есть питон... можно ещё вспомнить повесть Маркеса "Осень патриарха", где по царскому дворцу бродили тощие коровы и жевали траву... При этом ночной Тбилиси удивительно свеж, музыканты играют классический рок-н-ролл на басухах и ударных... или девушки, в джинсиках, в маечке, перед кафешкой - выходят на дорогу и лабают на пандури ("балалайка три струна"), благо, пандури - старинный грузинский музыкальный инструмент, до сих пор делают, и продают в любой сувенирной лавке. Девочки - они такие девочки!

Грузинское метро - мрачноватое (света маловато) и гораздо тише привычных мне (Москва-Казань-Питер), на эскалаторах здесь часто можно встретить едущих сидя. Не шугают. Объявлений мало, как и света, стены серые, суеты - тоже нет. Загорелое и молчаливое (как сороколетние суровые грузины) иномирие метро... 

Вот собрал это всё и подумал: ну и ладушки! Вот вам очередной пост! И пошёл гулять. Просто так. Вышел на станции Руставели. Дети купаются в фонтане. Полный, но не старый ещё человек - красиво поёт, у него в руках микрофон, музыка - фонограмма, но поёт чисто! Пошёл наверх, по горе, улицы закручены серпантином! Я даже не знал, что так можно улицы закручивать. Дошёл до домика, где жила Сафо Мгеладзе (1894-1936), грузинская писательница-феминистка... На подоконнике, но за заштореной занавеской сидела девушка и пила вино... Сафо?

У старых домов часто - разные балкончики. Прямо у одного дома - разноголосица балконов: один большой, рядом - маленький, совсем другой. Иногда ещё - третий... Эдакое "Грузиснкое многоголосье"... Хорошо просто бродить по улочкам, под вечер, когда не 40 градусов, а где-нибудь 31... Я уже смирился, было, с мыслью, что в августе здесь - никаких событий. Все интернет сайты с афишами - молчат. Театр Резо Габриадзе, о котором мечтал, ушёл на каникулы, последний спектакль дал 30 июля. Что поделать? И вдруг: театр! Настоящий! Открыт! 

Театр стилизованного фольклора "Набади". Они через танцы и песни, и игрою на народных инструментах - рассказывают историю Грузии, её преданий и обычаев, жизни на протяяжении веков. То есть, вот что мне улыбнулось сегодня встретить в одном месте: танцы, песни, театр, фольклор...

О, эти народные театры! Уж я-то знаю, что вы такое! Дружу с такими театрами в Набережных Челнах, Саратове. Там ставили спектакли по моим поэмам, и всегда они держатся на энтузиазме...

Здесь - на энтузиазме Нино Турабелидзе. Бывшей балерине. Я бы снимал о них кино. Как они ютились в подвале (а труппа - 27 человек!), как она сама - ставила номера, сама - шила костюмы. А как платить за аренду (своего здания нет)? А как платить людям? Они открыли студию, они занимаются с детьми, они ещё много чего делают и существуют несмотря ни на что, с 2004 года. 

Сегодняшний спектакль - разве не отдельное кино? Вот Нино, тут же в холле, сама встречает гостей. Их немного. В интернете ни одного объявления нет вообще. Они сегодня играют впервые на новом месте. В здании "Грузинского Государственного театра пантомимы". Те - на каникулах сейчас. Спектакль же "Набади" - сегодня получился случайно. Договорились, что придёт какая-то группа туристов-индусов. И вот мы ждём индусов. Для зрителей - небольшой фуршет. Вино, чурчхелла. Здесь же открыли выставку художницы Майи Алексидзе. Майя тоже здесь. Я прочёл ей один стих...

Я и Майя Алексидзе

Нино рассказывает о детях, которые приходят в студию - "у детей сейчас много проблем, по детям всё видно, у кого - родители после развода, у кого что". О, так знакомо это всё! Буквально за месяц до Грузии я побывал в театральном лагере в Челнах, где мы много говорили об этом.

Спектакль должен начаться в 20.00. Но уже 20.30. Индусов нет. Ждём. Без индусов не начнём. Без индусов - в зале человек 10. Наконец, с 35-минутным опозданием они появляются и заполняют зал. 

Начинается история... прекрасные танцы. Прекрасные костюмы.  На фоне мутноватого самодельного видео, на беложёлтой холстине, прикрывающей задник сцены. Сначала на этом "самопальном" экране мы видим космос. Вселенную. На сцене появляется бурка. Затем почему-то змей-искуситель... потом бурок становится несколько. Грузинский Адам в костюме с характерными рядками нашитых узких кармашков для маленьких кинжалов (позже - для пуль)... Адам получает яблоко!

Потом - Прометей-прикованный. Приковали его, как известно, в Колхиде, то есть в Грузии, на горе Казбек. Прикованный "Прометей" - в кольчужке и горной грузинской шапочке, и с кинжалом... Я себе не так его представлял (улыбаюсь)...

Медея. Ясон и Золотое руно.

Я вспоминаю, как в музее музыкальных инструментов, проводившая мне экскурсию Лали грустно сказала:

- И забрал Ясон нашу девочку, нашу Медею, лет 17 ей было...

Так сказала, будто это случилось совсем недавно, и все тут помнят "нашу девочку"...

Когда ещё гид Георгий сообщил, что слово "медицина" происходит от Медеи - я задумался. Медея - ведь отравила двух своих детей. Стало жутковато... Однажды я брал интервью у замечательной якутской актрисы Степаниды Борисовой, у неё есть моноспектакль "Медея", который получился совсем не греческий, а очень якутский. И это было восхитительно! И тогда, в интервью, она сказала - что мечтала бы сыграть Медею на открытой сцене, в Греции. На Родине Медеи! Оказывается, ей нужно было мечтать сыграть её в Грузии! Впрочем, кто я такой, чтобы говорить Степаниде Борисовой о чём ей стоит мечтать?

После Медеи - было ещё много чего. И история Грибоедова. И целая песнь винограду! И посвящение грузинским застольям. Спектакль оказывался длинный, я был после долгого хождения, да ещё после двух бокалов вина, которыми угощали меня в фойе... смотреть уже становилось тяжеловато, но я был благодарен артистам.

И - о, эти танцы парней в сапогах на вытянутых носочках, и прыжки, шпагаты и зигзаги, о, эти ладошки девушек. эти тонкие и гибкие станы, эти длинные рукава, эти папахи...

Индусы вдруг встали дружною гурьбой и повалили к выходу. Им, оказывается, пора уезжать!

Бедные мои артисты! Мало того, что спектакль задержали на полчаса. Мало того, что все их фотографировали, даже со вспышками (Нино сказала - можно), и вообще - играть на чужой сцене. А до этого - работать, вкалывать, и делать мастер-классы... играть не своему зрителю, а этим, зевакам, понимая ещё, что без них - вообще бы не сыграли сейчас, то, что этих туристов смогли "нанять" в зрители - дало возможность осуществиться этому спектаклю. Сейчас. В августе. Когда все другие театры на отдыхе. И они теперь арендуют сцену у одного такого вот отдыхающего театра (это их дебютный показ на этой площадке). И всё равно - театр "Набади" хотел сделать праздник. Встречали зрителей бесплатным вином и чурчхеллой. Театр есть театр. Театр есть праздник. Завоюем их! Сделаем своими зрителями! Покажем им нашу Грузию! Пусть не зря будут наши репетиции. наши первые спектакли в зале в подвале дома. Не зря мы выживаем с 2004 года! 

Индусы выходят. Прямо посреди спетакля. Группой. Все 45 человек. Им пора отдыхать... потом, не дождавшись конца, выходит ещё пара пожилых грузин. За две минуты до конца - пара русских туристов. Остаётся человек пять. В добавок вырубается звук. На последней минуте. Не важно. Выходят артисты. Сами себе аплодируют. И мы. Пять человек. Нино из режиссёрской будки высовывается по пояс. Что-то кричит на сцену по-грузински. Всё получилось не так, как должно было. А я - внутри - так благодарен им. Ведь у меня бы этого не было, ни этих танцев, ни этой Грузии. Если бы всё не совпало так случайно...

Нино что-то кричит. Артисты невнятно уходят... В фойе встретил одного танцора. Весь в поту. Голый по пояс. Вышла Нино. С сигаретой. "Извините нас"...  

Чем закончить это кино? Каким-нибудь одиноким музыкантом. играющим на пандури.

Новости наших партнеров