Все записи
23:12  /  7.09.17

395просмотров

Шахматист с танцующими руками

+T -
Поделиться:

Я, на самом деле, на руки его смотрел. Он на вопросы отвечал. А я - на руки. Это была чистая поэзия. Плавный непрекращающийся рисунок движений пальцев, запястий, ладоней... то на груди скрестит лодочкой, то какие-то круговые вращения - как каравай лепит, или кувшин за гончарным кругом... Мне бы достаточно было титулы его перечислить, или описать то главное действо, ради которого в шоу-руме Высшей школы журналистики  Казанского Университета собрались нынче гости и журналисты... достаточно было бы это описать и уже было бы круто! А я - на руки смотрел! Другие-то пришли точно не ради рук! Ну представьте: молодой парень - сидит на велотренажёре, на глазах у него повязка, он крутит педали и при этом даёт сеанс одновременной игры в шахматы на трёх досках! Круто же! И руки совсем тут не причём! Во время игры - руки у него уже на велоруле, их и не видно! Руки были раньше. Когда он на вопросы отвечал! Первые 20 минут встречи. И я был заворожён. Руки двигались в непрерывающемся танце. И я подумал: это всё не случайно! Это какой-то новый, его личный способ постижения шахмат! Его, то есть Тимура Фаридовича Гареева, парень родился в Узбекистане, но сейчас его именуют "американский гроссмейстер, чемпион мира по Blindfold Chess", он ещё рекордсмен мира! Как-то в Лас-Вегасе давал сеанс одновременной игры вслепую аж на 48 досках! Сидя на своём любимом велотренажёре. С повязкой на глазах. И вот я говорю - это какой-то его, новый, личный способ постижения шахмат. Неслучайна здесь эта игра в "слепого", это важное значение, которое он придаёт тактильности, кинестетическому ощущению, эти его постоянно двигающиеся (пока он не сел за тренажёр) руки, пальцы... и когда его спросили о детстве, о первом знакомстве с шахматами - он неслучайно вспомнил про "деревянные фигурки" - то есть опять: пробовал на ощупь! Для кого-то шахматы - спорт, для кого-то высшая математика и расчёт, для него - видимо, медиатор для постижения мира, сообщения с миром! Он признаётся, что ему не нравятся обычные турниры! Ба! Оказывается, не нравятся тем, что там надо просто тупо сидеть, делать ход, другой, третий, при этом не происходит чего-то важного! "Познания фигур! Своего стиля игры! Соперника!" То есть - вау! То есть эта повязка на глаза во время игры - не просто эксперимент, не ради фана! Это он "ослепляет" себя, чтобы в темноте через шахматы познавать мир? Вселенную! Во время ответов на вопросы - Тимур неожиданно взрывается, когда речь заходит о школе. Он учился в Узбекистане, школа сохраняла ещё все черты типичного заведения времён развитого социализма. Для талантливых и нестандартных детей и всяческих "белых ворон" атмосфера там была и затхлая, и унизительная. Он помнит химика, разговаривавшего так грубо ("выплёскивая на нас все слова, что он накопил за 50 лет"), и тыкавшего юному Тимуру: "Чо? Шахматист? Всю жизнь думаешь на одних шахматах прожить?" Ну да! В 15 лет он уже стал гроссмейстером! И помнит уроки математики, он возвращался после турниров, пропустив две недели, и его спрашивали какую-то тему, и он, конечно, не мог ответить, и с него требовали каких-то объяснений! Нынешний Тимур Фаридович рассказывает об этом как-то надрывно, как ему не то, что не помогали, но только спрашивали и требовали что-то, что он никак не мог ответить, и при этом - выставляли его перед всем классом! О, школа, прекрасная советская школа! Почувствуй вину перед коллективом! Какая-то армейщина! Сколь многие наши школы просто не умеют работать с одарёнными детьми, каждый раз на это натыкаешься! Но парню повезло, доучивался он уже в Америке, "где тоже совсем не всё в порядке, например, там никто не знает математику, и она там совсем не нужна", но зато он получил там свободу и возможность развивать свои шахматы, каким-то своим, особым образом он полюбил эту игру, и особенно ему нравится, что шахматы трудные, что надо делать какие-то усилия (нажимать на воображаемые педали), пожалуй, это похоже чем-то на танец, я не знаю. Не математика, но ощущение тела, и вместе - мозга, какой-то свой путь в шахматы у человека с танцующими руками, который однако, может положить их на руль своего велика, и ногами накручивает ритмы, нажимая на педали (уже реальные!), и начинает работать мозг... Тимур говорил просто, ничего особенного, никакой зауми не было в его речи, и всё-таки я чувствовал в нём какую-то прекрасную загадку, какое-то волшебное детство, которое у него у самого ещё, пожалуй, не нашло полного словесного описания, но это соприкосновение с чудом - почувствовали, кажется, все зрители, кто-то - от зрелища молодого велосипедиста с повязкой на глазах, играющего в шахматы сразу на трёх досках... а я... я, на самом деле, на руки смотрел. Настоящая поэзия!