Все записи
20:27  /  18.08.17

443просмотра

Как увидеть экспозицию “Венеция Ренессанса: Тициан, Веронезе, Тинторетто”, и на что обратить внимание

+T -
Поделиться:

20 августа заканчивает работу выставка ГМИИ “Венеция Ренессанса: Тициан, Веронезе, Тинторетто”.

Как увидеть экспозицию за 2 дня до закрытия и, на что обратить внимание.

***

Экскурсия начинается.

Взгляд устремлен к полотну Тициана «Саломея».

Художника в начале творческого пути отличают яркие акценты. Алый рукав Саломеи в сочетании с насыщенно - зелёным одеянием выделяет картину и передает влияние учителя художника - знаменитого Джорджоне: героиня библейского сюжета олицетворяет меланхолию, задумчивость, эмоции сложно понять по выражению лица.

Поворачивая направо, видим картину “Венера и Адонис”, успевшую создать резонанс в искусствоведческом мире. И вот, почему.

Российский коллекционер приобрёл ее и обратился с просьбой о проведении экспертизы к главному научному сотруднику ГМИИ, доктору искусствоведения Виктории Эммануиловне Марковой, которая смогла установила авторство самого Тициана. Так, полотно  обрело новую жизнь, ведь оригиналом считалась картина, хранящаяся в Музее Прадо в Мадриде.

Резонансная «Венера и Адонис» экспонируется в России впервые.

Интересным для меня открытием стало то, что художник создал картину для короля Филиппа Второго дополнением к написанной им «Данае». Так, король мог наслаждаться красотой обнаженного женского тела на одной из них – сзади, на другой («Данае») - спереди.

Особенность выставки состоит в возможности сопоставить произведения знаменитых венецианцев. На противоположной от «Венеры и Адониса» стене расположена «Венера и Марс» Веронезе. Сюжеты похожи и на каждой представлена любовь божеств.

Однако, Веронезе нравится вводить в композицию развлекательные элементы, даже «обманки», юмор и фантасмагорию. Это голова лошади, привлекающая гораздо больше внимания, чем украшения Венеры.

Интересна символика. На голове купидона венок из плюща, трактуемый двояко: как знак супружеской верности или же плотских утех.

Художник играет со зрителем, предлагает определить, что же будет происходить с героями дальше. Лошадь и Амур могут испугать влюбленных, тогда Венера сохранит верность мужу Вулкану. Однако, возможно, что Амур являет собой аллегорию любви и их страсть разгорится с большим пылом.

Ученик Тициана - Тинторетто другой. Этой персоне светскость не свойственна. Раскрываются религиозные сюжеты с позиции человека: святые предстают людьми, которые чувствуют, переживают, любят. Связь между зрителем и образом ощутима в каждом произведении.

Экскурсовод снова возвращает к «Метаморфозам Овидия». Перед нами полотно «Похищение Европы».

Здесь Юпитер совершил превращение в белого быка и привлек внимание красавицы - Европы, после чего стремительно унес девушку в море.

Украшения и наряд коррелируют с тем, что могла бы носить молодая венецианская невеста. Появляется аллегория на свадьбу: бык - Юпитер в роли жениха, Европа - невесты.

Веронезе присущи красочные детали и яркие цвета. Наблюдаем противопоставление с Тинторетто по колориту. Тинторетто сдержан и в темные тона уходит неслучайно: за заказы тогда платили немного, пигменты же были натуральные и дорогие.

Тициану по праву принадлежат лавры лучшего портретиста эпохи Возрождения и именно здесь можно в этом убедиться. Первая работа, на которую обращаешь внимание - портрет кардинала Алессандро Фарнезе.

Кардинал, получив звание, не оставил светской жизни и перчатка - элемент, не характерный для данной должности, это олицетворяет. Интересна фактура тканей, складок занавеси. Подобные переливы и динамика часто используется в парадных портретах эпохи Ренессанса.

Проходишь к центральной стене колоннады и застываешь рядом с ней. Перед глазами составляющая более 4,5 метров в длину работа Тинторетто «Тайная вечеря».

Примечательно и нехарактерно для сюжета присутствие двух женских фигур - Веры и Милосердия. Они аллегоричны отражают девиз религиозного братства (по заказу которого и написана картина) «Любовь к Богу - любовь к ближнему».

Художник применяет узнаваемый прием: игру светотени. Живопись передает объем и создает впечатление реальности изображенного.

Соперничали ли творцы между собой? Безусловно, конкуренция была, но не ожесточённая. Такой точки зрения придерживаются двое итальянских и русский куратор выставки.

Тициан первым появляется на художественной арене и заявляет о своем желании стать лидером. Тинторетто хоть и недолго, но являлся его учеником. Однако Тициан быстро заметил его талант и самостоятельность, решив с ним более не работать.

На известной картине Веронезе «Пир в Кане Галлилейской» изображены некоторые известные персонажи Венеции, в числе которых Тициан, Тинторетто и он сам. Таким образом, художник показал, что они соревнующиеся друзья. А, как известно, дух соревнования лишь помогал им создавать потрясающие произведения.

Итог.

Какая подготовка должна быть у посетителя для понимания живописи данных художников?

Прежде всего, важна «насмотренность». Понимание можно развить только практикой. Умение формировать вкус, чувствовать полотно и взгляд живописца - это навык.

Конечно, нельзя без знания библейских сюжетов, мифологии. И, если человеку это известно, он может описывать картину самостоятельно.

Еще стоит помнить, что в 16 веке было совершенно иное общество и культурная жизнь: люди не задавались вопросом о том, что изображено, они созерцали и чувствовали полотна.

Одна из задумок куратора состоит в том, чтобы зритель сам мог найти и отличить каждого художника. Тициану - создателю парадного портрета, присуща звучность колорита, монументализм.

Веронезе вводит в религиозные и мифологические сюжеты светский характер, его отличает сложная разработка живописной фактуры.

Грандиозное завершение эпохи Возрождения - монохромность и головокружительные ракурсы Тинторетто.