Все записи
18:51  /  5.11.17

1921просмотр

О вере

+T -
Поделиться:

В современном мире, особенно в условиях российских реалий, мы порой забываем, что слово «вера» не обязательно означает именно религиозную веру. Вера, в широком смысле слова, присуща любому живому существу. Мы верим в себя, часто верим на слово другому человеку (такие люди называются доверчивыми). Многие верят в какую-либо идею, напр. социализм, коммунизм, национализм.

Вера появляется в процессе приобретения навыков, привычек, эмоций, которые используются одновременно на уровне подсознания в процессе мышления, общения, запоминания и других действий. Но в последнее время верующие присвоили право использовать этот термин исключительно в религиозном значении этого слова. Хотя изначально это слово не имеет религиозного подтекста. Возможно, это случилось из-за некоторой ограниченности русского языка в случае этого слова и такого явления. Так, в английском языке существует целых 3 слова, которыми выражается вера, – belief, trust, faith. Слово “Belief” означает обычная, не очень сильная вера во что-либо посредством логики и разума, которая воспринимается как некая истина, без доказательств и фактов. “Trust” означает более крепкую веру во что-либо посредством внутренних убеждений. “Faith” – это слепая (безрассудная) вера во что-либо без использования своей логики и разума, которая часто противоречит всем доказательствам и фактам.

Кроме узурпирования попами и однобокого религиозного трансформирования понятия веры, подобной участи не избежало и слово «верующий», которое теперь употребляется только в религиозном контексте и совершенно вытеснило из русского языка слово «верящие» в значении веры в какое либо нерелигиозное явление. Причем, слово «неверующий» стало иметь отрицательный оттенок, например, когда в быту употребляется словосочетание «Фома неверующий».

То же самое относится и к глаголу «верить», который в русском языке выражает применение веры в действии. Хотя в других языках, например, в очень близком украинском языке, сохранились  слова, как с религиозным оттенком действия, так и без него. Так, слово «вірити» означает понятие веры в что-либо, а «вірувати» - означает чисто веру в бога, в сверхъестественные силы (напр. «Мужик поки ще темний, то і в бога вірує; а вивчиться — він і церкву забуде». - Панас Мирний, 1954г.,т.1, с.340).

Религиозная вера - это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ и чудес. На практике это вера в святых, пророков, учителей, священнослужителей, в возможность общения с духами, истинность догматов и религиозных текстов. Предшественником современных религий был анимизм (от лат. anima - душа) – вера первобытного человека в различных духов, душу как двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений. Первобытные люди верили, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека, влияют на них в этом и потустороннем мире. Анимизм в его полном развитии включает верования в "руководящие" божества и подчиненных им духов, в душу и будущую жизнь, верования, переходят на практике в действительное поклонение.

В определенной степени вера проявляется даже у животных. Не в религиозном смысле, а именно в смысле навыков, привычек и эмоций. Например, слоны часто возвращаются к телу умершего сородича и подолгу стоят возле него. Это происходит как в дикой природе, так и в неволе. Когда в мюнхенском зоопарке умерла трехмесячная слониха Лола, сотрудники зоопарка принесли Лолу в вольер, где слоновье семейство простилось с Лолой - животные выстроились в ряд у тела Лолы, а мама-слониха гладила ее хоботом.

Альтруизм животных и, возможно, убежденность (вера) в правильность своих действий, часто закреплено на уровне инстинктов. Некоторые виды дроздов предупреждают собратьев о приближающемся хищном ястребе тонким свистом и, таким образом, жертвенно выдают своё местонахождение. Муравьи, будучи зараженными спорами смертельного для них грибка Metarhizium anisopliae, покидают муравейник и уходят на максимально удаленное расстояние умирать, дабы не заразить других муравьев. Показателен и помощь собрату с церебральным параличом всей группы шимпанзе в американском зоопарке, включая альфа-самцов, что обычно не может способствовать выживанию группы в условиях дикой природы.

В крысиной стае при обнаружении еды в непривычном месте принято вначале проследить за состоянием здоровья той крысы, которая первая ела в том месте. И этот навык осторожности - тоже одно из проявления их веры, как проВЕРка качества еды.  Психологи из чикагского университета провели интересный эксперимент, в котором проявилось общественное самосознание крыс, их бескорыстная (не отвлекаясь на шоколад) помощь другим крысам.

Это примеры так называемого гуманного (человеческого) поведения животных, в которых проявляются признаки обычной, не религиозной веры. Неудивительно, что и у первобытного человека с появлением способности к абстрактному мышлению, возможностью запоминать, осмысливать и прогнозировать свои действия, обычная вера приняла формы анимизма, развившаяся впоследствии в другие виды религии.

Вера в бога у первобытного, да и у современного человека напоминает эмоционально окрашенное инфантильное отношение ребенка к своим родителям. Во-первых, ребенок принимает слова родителей на веру, без критики. Во-вторых, ребенок всегда чувствует, что не соответствует требованиям родителей, поэтому у ребенка возникает естественный страх наказания, который можно сопоставить со страхом божьим. В-третьих, все вероучения есть не что иное, как трансформированные семейные «заповеди» и связанные с ними запреты.

Сейчас человечество достаточно повзрослело, чтобы ограничить влияние религиозной веры на общество и государство. А в недалеком будущем без сомнения, как считают ученые, ожидается появления полноценного искусственного интеллекта. Если ему будут присущи определенные навыки, привычки и эмоций, которые им будут использоваться в процессе мышления, общения, запоминания, то не  исключено, что это выльется в его определенную веру. Причем экстраполяция возможных событий искусственным интеллектом будет вычисляться на основе чисто математической теории ВЕРОятности.

Религия – это организационная форма религиозной веры, ее базис и идеологическая основа. Как и в случае любой другой идеологии, при ее доминировании и приходу к политической власти начинают в полной мере проявляться ее отрицательные черты. Это выражается, в первую очередь, в ряде запретов, например, запрет критиковать ее идеалы и догмы (критику глав церкви и чувств верующих, запрет на показ фильмов, научный поиск, определенный вид лечения и др.), антагонистическое отношение к другим идеологиям и религиям, что часто приводит к религиозным конфликтам, экстремизму и войнам.

Вера в какие либо определенные незыблемые каноны - это путь в прошлое человечества с сопровождающим его отчетливым привкусом фанатизма и экстремизма. Причем в российских реалиях, при участии в дискуссиях на религиозные темы собеседники постоянно путают и подменяют понятия обычной и религиозной веры. Рассуждения о «вере вообще» обычно приводят к заключению о том, что вера – это очень распространенное и полезное явление в жизни человека. Но проблема заключается в том, что подавляющее большинство верующих людей верят не вообще в принципе, например в какую либо абстрактную божественную суть, типа Высшего Разума, а в определенные каноны религиозной веры, изложенные в конкретных книгах, а именно в Библии, Торе, Коране. А вот изложенные в этих книгах конкретные учения и догмы, в которые верующие обязаны верить, вызывает уже ограниченность поиска знаний, фанатичный экстремизм и всевозможные конфликты в быту и в мире. Вера в широком смысле слова – это незыблемое свойство человека, а конкретно религиозная христианская вера признает только Библию незыблемым каноном и главным источником веры, которую критиковать нельзя, как и нельзя почтительно относиться к представителям других религиозных верований. Ведь и зародилась религия, по мнению Зигмунда Фрейда, именно из системы тотемов и табу, которые сохранились до наших дней у ряда первобытных обществ, например, в странах Африки и Австралии, часто враждовавших между собой.

Сегодня усиление роли РПЦ в России сопровождается тем, что священники запрещают смотреть определенные фильмы, организовывают кафедры теологии в физико-математических институтах, стремятся принимать участие в управлении страной. Появляются статьи уголовного кодекса за оскорбление религиозных чувств верующих. И осуждение всего нескольких человек по этой статье вовсе не означает, что такая участь может не постигнуть каждого. Если молча наблюдать за тем, как приходят забирать людей, осмелившихся поставить лайк в социальной сети, то скоро могут прийти и за наблюдающими, как это обычно и происходит в тоталитарных обществах, типа фашисткой Германии, или Советского Союза 30-х годов прошлого столетия. В наши дни нарушение религиозных догм и табу приводят к казням провинившихся во многих мусульманских странах Ближнего Востока.

Одна идеологическая вера, как правило, исключает другую. Коммунизм - это тоже своего рода вера, вера в то, что все люди равны между собой. Разве такая вера во всеобщее равенство плохая? Она даже в некотором роде сродни христианской вере в то, что все люди равны перед богом. Но эта коммунистическая вера на практике приводит к искусственному уравниванию всех людей, преимущественно в материальном отношении, запрещая частную собственность  и экспроприируя средства производства в стремлении ликвидировать эксплуатацию человека человеком.

Двум фундаментальным идеологическим верам в одном государстве ужиться практически невозможно. Главенствующая вера обычно не терпит присутствия другой веры и естественным образом вытесняет ее. Поэтому при социализме вера в бога была совершенно излишней, у социалистических государств были свои вожди и идолы. Понятие «вера» в Советском Союзе употреблялась в нормальном нерелигиозном значении этого слова, чаще вместе с другими эмоциональными понятиями, например - "вера, надежда, любовь". Пропагандировалась "вера в светлое коммунистическое будущее".

Но практическое воплощение светлых идеологических утопий всегда выявляют их темную антигуманную сущность. При этом мы наблюдаем плачевные последствия в виде «перегибов на местах», гибели тысяч и миллионов не угодных данной идеологии  людей. В Средние века чистки совершались руками Святой инквизиции, в Советском Союзе – тройками НКВД и ГУЛАГами. Сегодня мы видим, что распространение религиозной веры в мире ведет к появлению таких «перегибов на местах», как проведение террористических актов фанатичными экстремистами-смертниками, массовые религиозные самоубийства, лишение детей надлежащего лечения в религиозных семьях и др.

Усиление роли религии в жизни государства неизбежно приводят к  внутригосударственным и межгосударственным конфликтам и войнам. Причем никаких надежд на религиозное объединение нет. Даже мелкие разночтения в Библии, или их разная трактовка обычно порождает конфессиональную раздробленность в рамках одного государства, существование многочисленных религиозных сект и их взаимную вражду. Но и основные мировые религии являются излишне расово или национально ориентированными. Вышедшие из определенных этнических групп они даже теоретически не могут объединиться. Лежащее в основе европейского христианства представление о человеке, созданного по подобию бога, приводит на практике к широкому употреблению его изображений в виде человека европеоидной расы. А так как в религиозной практике принято поклоняться определенному тотему, то данный европеизированный образ бога вступает в противоречие с неевропейским фенотипом местного населения Азии и Африки, вызывая у них внутренний дискомфорт. Иудаизм имеет явно выраженную национальную окраску с преимущественным распространением этой веры среди евреев. Мусульманство, рожденное в арабских странах, в настоящее время преобладает в ареоле стран Ближнего и Среднего Востока с тенденцией распространения дальше на Восток, где уже встречает ожесточенное сопротивление местных религий, в частности, буддистов, что провоцирует вооруженные конфликты.

Учитывая монотеизм основных мировых религий, где во главе веры находится единый бог, в большинстве стран мира преобладает пирамидальная система власти с сильной центральной президентской властью, как например и в России, где  эта система власти характеризуется значительным авторитаризмом. Но по мере развития (взросления) человечества, религии постепенно начинают сдавать свои позиции во всем мире. Совершенно нерелигиозной и даже атеистической страной является Китай со своей самой быстрорастущей экономикой в мире. В Европе с каждым годом увеличивается количество людей, которые считают себя нерелигиозными и не посещают церковь. Поэтому в развитом европейском цивилизованном обществе, в котором постепенно снижается роль религий и количество приверженцев определенной церкви, уменьшается также и вероятность внутренних конфликтов на религиозной почве.

Таким образом, одна из важных функций развитого цивилизованного европейского государства состоит в том, чтобы не позволять представителям какой либо религии занимать господствующее положение в обществе, вмешиваться в процессы принятия решений в политике, науке, образовании, искусстве, решать другие важные вопросы жизни граждан, т.е. надежно отделить церковь от государства.

Комментировать Всего 16 комментариев
“Faith” – это слепая (безрассудная) вера

Судя по 66-му сонету Шекспира (purest faith), значение у этого слова другое.

(И все три значения могут быть использованы переводом для термина "религиозная вера").

А что не так с Шекспиром? А. Финкель переводит так строчку из этого сонета

And purest faith unhappily forsworn,

- И Веру, оскорбленную обманом,

С чаем purest хорошо стыкуется.

Например, слоны часто возвращаются к телу умершего сородича и подолгу стоят возле него. Это происходит как в дикой природе, так и в неволе.

Сергей, боюсь, это частный случай, ничего не значащий в широком смысле.

Мы как-то провели некоторое время на Шри-Ланке, там слоны буквально на каждом шагу: на каждом поле имеется специальная вышка для сторожей, отпугивающих слонов... Видел я там и мёртвого слона. Его сородичи совершенно спокойно прогуливались мимо него, не проявляя ни интереса к нему, ни какого-либо беспокойства:

Я это явление недавно описывал на Снобе 22.09.17, в День защиты слонов.

Наверное они не постоянно оплакивают умерших слонов, как и люди, впрочем, а приходят на место их гибели время от времени по команде своего вожака.

На видео есть сцены, как они по нескольку дней оплакивают своих умерших сородичей

Структура общества слонов основана на невероятно сплоченных, матриархальных принципах. Слоны способны выражать множество эмоций и устанавливать тесные родственные связи. Они играют, дерутся, плачут, приветствуют друг друга и нежно заботятся о своих малышах.Также, слоны оплакивают своих умерших братьев, собираясь возле мертвого тела и горюя на протяжении нескольких дней. Когда они находят останки давно умерших слонов, их это глубоко волнует, и они проявляют огромный интерес к этим останкам.В этом трогательном видео от BBC можно наблюдать один из таких моментов.

video.nationalgeographic.com/video/news/160831-kenya-samburu-elephants-mourning-vin

Сергей, слишком часто всякие шоу - всего лишь шоу. По поводу трупа слона, что на моём фото, я говорил с нашим гидом, и он, ланкиец, каждый день сопровождающий посетителей в заповеднике, опроверг мои предположения относительно слоновьих чувств, а ему, гм, я доверяю в этом больше, чем ВВС и Ко., просто потому, что будь в этом какая-то красивая история - мне бы её, наверное, рассказали... Ну и я видел это своими глазами: слонам этот раздутый труп сородича, лежащий совсем рядом, был совершенно пофиг. Абсолютно. (А так-то - некоторые утверждают например, будто акулам незнаком каннибализм... Увы, врут).

Видели ли Вы мой материал о происхождении веры?

О боге и Творце.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кравчук

Отличная статья. Особенно ценишь, когда понимаешь, сколько пришлось потратить время на ее написание.

Спасибо. Написалась она как раз быстро, но придумывал я её довольно долго.

Согласен с основными положениями данной статьи. Вот только полностью отделить церковь от государства даже в самых развитых странах будет сложно, если вообще возможно. Ведь сама национальная идеология, ментальность того или иного народа воспитана в течении многих веков именно религией. Результат: православие воспитало русских в основном в безотчетном преклонении перед начальником: князем, царем, председателем колхоза, генеральным секретарем... Украинцев кстати тоже, просто у них терпения поменьше. Ислам - буквально оболванил мусульман заставив  фанатично верить в догмы типа шариата весьма далекие от здравого смысла. В чем в этом смысле более прогрессивны католичесво и особенно протестантсво - это то что в этих религиях на первом месте не смирение и фанатизм а трудолюбие и дисциплина. На этом и основаны экономические успехи Запада. Что касается китайского бума, то я не верю в его долговечность, ибо он не жиждется на прочной социално-культурной основе, в том числе и религиозной. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кравчук

Я тоже отчетливо понимаю, что без религии никак. Но хотелось бы, чтобы ее влияние на государственные и общественные институты, в том числе образование, театр, кино, не увеличивалось, как происходит сейчас в России. Как говорили в Древнем Риме, Богу - богово, Кесарю - кесарево. 

Протестантизм я тоже воспринимаю, в первую очередь, как более либеральную и демократическу ветвь христианства, которая в определенной степени высвободила Европу от католического гнета. Что обусловило сегодняшнее прогрессивное развитие Европы, о чем я писал в статье  про триумф Европейской цивилизации.

Конфуцианство Китая, по моему, - это неплохая основа для экономического роста. Одно его учение про правителей чего стоит. И по моему китайцы его придерживаются, регулярно меняя всю свою верхушку власти. Киатйские и индийские (индуизм и буддизм) религиозные основы - более либеральные, чем христианство и мусульманство, - тоже являются неплохим базисом для развития общества и экономики.

И по моему китайцы его придерживаются, регулярно меняя всю свою верхушку власти.

Это, Сергей, сравнительно недавнее нововведение: на юанях до сих пор печатают товарища Мао, в разных качествах возглавлявшего страну на протяжении 33 лет...

Да, из Мао неплохой экземпляр правителя получился, родившийся от отца-конфуцианца и матери-буддистки.

Конфуций умным был человеком. Не зря из его учения сделали религию. Вот несколько его фраз про власть и народ:

"Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.

Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть а них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж не стремиться есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения жензинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Добродетель не останется в одиночестве. У неё обязательно найдуться соседи.

Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестранно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен."

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Да, остаётся только пожалеть, что у нас эти наставления во власти вряд ли когда-то использовались... Как, наверное, и везде.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кравчук