Чтобы понять современную ситуацию в Украине необходимо сделать короткий исторический экскурс в период ее становления. После развала СССР, произошедшего в 1991г., к власти в Украине и в России пришли ставленники номенклатурно-чиновничьего аппарата, как самой организованной на тот момент силы, представленной соответственно президентами Кучмой и Ельциным. Под их чутким руководством были проведены программы «прихватизации» (производное от слова «прихватить») со своими идеологами «реформ» и премьер-министрами (в России, например, одним из идеологов реформ и прихватизации был популярный на Снобе Чубайс, в Украине среди премьер-министров были сам Кучма, Звягильский и др.). Эта программа прихватизации, в отличии от программ приватизации, проведенных, например, в Чехии и Польше под руководством диссидентов и неноменклатурщиков В.Гавела и Л.Валенсы, предусматривала растягивание непрозрачного процесса присвоения государственного имущества. При этом люди, сумевшие присвоить бóльшую часть государственного имущества, становились олигархами.  Возможно, у Украины был другой путь, когда вместо Кучмы к власти мог прийти В.Черновол, который был диссидентом, наподобие чешского В.Гавела, но с его гибелью, случайной или скорее неслучайной, этот шанс был упущен. 

Не только в Украине и России, но и в большинстве постсоветских стран образовалась система коррумпированной власти, основанная на симбиозе чиновнического бюрократического постсоветского аппарата продажной власти и высшей финансовой власти олигархов. Такая система власти не заинтересована в существовании сильных и независимых 3-х ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Так как олигархам и коррупционному аппарату необходимы удобные для них законодательные акты, недорогая исполнительная власть в центре и на местах, и карманные судьи, выносящие необходимые для них судебные решения, часто за определенную мзду, когда, например, необходимо отжать определенное предприятие или бизнес. Такая система власти предусматривает также развитую теневую экономику, которая в Украине сегодня составляет более 50%.

Такая система является довольно устойчивой, но социально несправедливой  и малопроизводительной.  Несправедлива такая система потому, что материальные блага среди граждан распределяются крайне несправедливо, в первую очередь из-за продажности депутатов, судей и чиновников. Малопроизводительна эта система по тем же причинам, а также потому, что олигархи, прихватившие свои миллиарды в 90-е, не могут быть хорошими современными бизнесменами и менеджерами, напр. такими, как Д.Трамп и И.Маск. Они хорошо умеют отжать чужое имущество, обеспечить свое законодательное или судебное преимущество в ходе отстаивания своего давно и недавно отжатого имущества, но обеспечить хорошую производительность труда, или открыть новое прогрессивное производство они не умеют, у них нет опыта такой деятельности. Поэтому в Украине новые производства не открываются, а в России открываются редко и, в основном, с иностранными или государственными инвестициями.

 Такая олигархо-чиновно-коррупционная система (ОЧК-система) не может сама изменится без воздействия извне. Никакая выборная система, мажоритарная или партийная, тем более в условиях принадлежащих олигархам СМИ, не сможет поломать такую систему. Даже плодами революций против такой системы, которая совершается романтиками, обычно пользуются очередные негодяи. После Оранжевой революции 2004 г. никаких реальных шагов по изменению существующей модели описанной ОЧК-системы власти сделано не было, но наметился некоторый вектор и процесс сближения Украины с Западом. Поэтому после довольно неожиданного для украинского народа и по всей вероятности настоятельно рекомендованного Путиным решения Януковича о не подписании соглашения об ассоциации с Европой, на Майдан вышло более миллиона украинцев. Украинцы пошли на Майдан, многие не страшась смерти, отстаивать свой европейский выбор, поскольку сознательно или подсознательно осознавали, что только Запад может им помочь в изменении существующей ОЧК власти.   

С тех пор теперешний президент Украины П.Порошенко понимает, что только тенденция поддержания европейского вектора развития Украины помогает сохранять ему свое кресло. И будущие президенты Украины тоже должны будут считаться с этим мнением украинского народа. Медленно и со скрипом проводятся необходимые Украине реформы судебной и исполнительной власти, еле-еле внедрен безвизовый режим с ЕС и др. Даже понимание того, что сближение с Западом поможет легализовать их «нажитые непосильным трудом» миллиарды, не останавливает олигархов и всей ОЧК-власти в противодействии реформам. Все реформы и борьба с коррупцией в Украине происходят только под давлением гражданского общества и Запада, т.е. США и Европы. Например, созданные недавно НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и САП  (Специализированна антикоррупционна прокуратура), подверглись серьезной атаке со стороны СБУ (Служба безопасности Украины) и ГПУ (Главная прокуратура Украины). Дело в том, что НАБУ и САП являются новыми и независимыми антикоррупционными органами, которые уже показали себя в конкретных антикоррупционных расследованиях в высших эшелонах власти, с реальными уголовными делами, которые передаються в существующие суды (созданию специального антикоррупционнного суда ОЧК-система мешает). В то же время, возглавляемые ставленниками олигарха-президента Порошенка главы СБУ и ГПУ, которые сами не осудили и не посадили ни одного крупного чиновника или олигарха, организовали спецоперацию против НАБУ. Дело в том, что по существующему украинскому закону, следователи, прокуроры и агенты НАБУ не могут сами прослушивать подозреваемого, а должны просить об этом СБУ или ГПУ. И неделю назад СБУ и ГПУ сфабриковали дело против агентов под прикрытием НАБУ под надуманными, скорее даже идиотскими предлогами о контрабандной прослушивающей аппаратуре этих агентов. Дела такого рода часто используются СБУ и ФСБ для того, чтобы поднять себе цифры в отчетности о проделанной работе, когда они арестовывают людей, выписавших по интернету китайские игрушки – брелки или ручки с функцией звуко- и видеозаписи.

Наивно было бы думать, что ОЧК-система легко отдаст власть, поэтому сопротивление идет как по  вертикали, так и по горизонтали. Так, в раскрытии личных данных агента под прикрытием НАБУ Екатерины Сивоконь, был заинтересован лично также депутат Верховной Рады Б.Рознеблат, которого она раньше поймала на коррупционных деяниях, в том числе подкупе судей. А без свидетельских показаний этого агента дело депутата-коррупционера Рознеблата, без сомнения, развалится. Сразу же после «наезда» на НАБУ, на следующий же день посыпались осуждающие этот акт выступления официальных лиц США и Европы, что еще раз подчеркнуло правильность европейского цивилизационного выбора украинского народа, который с пристальным интересом наблюдает за этими процессами. Через день после описываемых событий президенту Порошенко позвонила директор МВФ К.Лагард и отметила  «конструктивную и открытую дискуссию с П.Порошенко об усилиях Украины в борьбе с коррупцией», поддержав НАБУ и в очередной раз напомнив президенту Украины о необходимости создания антикоррупционного суда.

Таким образом, МВФ подталкивает украинское руководство, несмотря на сопротивление ОЧК-системы, в борьбе с коррупцией. Некоторые обозреватели считают, что таким образом МВФ не хочет впустую разбазаривать деньги американских и европейских налогоплательщиков, которые выделяются Украине через кредиты и которые присваиваются многочисленными центральными и местными коррупционерами (например, за 10млн.евро, выделенные ЕС на таможню, был вырыт целый котлован), но читатели Сноба конечно же в курсе, что на самом деле это деньги не налогоплательщиков, а той главной ветви американской власти, которая описана в моей первой статье на Снобе, и которая не хочет отдавать свои деньги чиновникам и ворам во власти Украины в центре и на местах. Поэтому полноценной финансовой поддержки и, тем более, аналога плана Маршалла для Украины до победы над ее ОЧК-системой ожидать в ближайшее время не приходится.  Также необходимо учитывать значительное влияние России на политические процессы в Украине. Ведь, как мы помним, родственная украинской российская ОЧК-власть при выделении 15 млрд.долларов кредита Януковичу не выдвигала никаких условий, тем более условий борьбы с коррупцией, в отличие от МВФ, США и ЕС.

Одной из основных ошибок Запада при вовлечении постсоветских государств в орбиту своего влияния (конечно же, отвечая на чаяния трудящегося местного народа, как раньше писалось в советских газетах), была в короткой лавке запасных революционеров-реформаторов-антикоррупционеров и сильном противодействии России, которая опирается в своем влиянии на местную ОЧК-систему вместе со своими бывшими агентами КГБ, картотека которых перешла в ФСБ. Так, после победы М.Саакашвили в Грузии и его успешных реформ, на смену ему в результате очередных демократических выборов пришел российский олигарх Б.Иванишвили, которого В.Путин направил в Грузию сразу же после победы революции роз. В Украине после оранжевой революции, во времена президентства Ющенко, ОЧК-власть не изменялась Кроме того, ему активно оппонировала Ю.Тимошенко, которая сама нажила капитал на газовых поставках из России, а премьер-министром был ставленник Кремля (по некоторым сведениям агент ФСБ) Янукович, который впоследствии стал президентом.

Сейчас, для необратимости искоренения украинской ОЧК-системы и внедрения прогрессивного для украинского общества усиления и разделения независимых 3-х ветвей власти, что позволит Украине влиться в европейскую семью народов, необходимо создание сильной оппозиции и, что также важно, сильной оппозиционной фигуры, которая могла бы перехватить власть в результате стечения обстоятельств разного рода. Эти обстоятельства могут быть как мирного, так и революционного характера.

Хотя президент Украины П.Порошенко и проводит необходимые реформы, но делает это он очень медленно и с большим скрипом, находясь по давлением собственной ОЧК-системы с одной стороны, и украинского народа вместе с Западом с другой стороны. Причем, если влияние украинского народа он может нейтрализовать с помощью полицейских сил и ОЧК-системы, то влияние МВФ, ЕС и США нивелировать сложнее. Этот Запад часто не только аппелирует напрямую к украинскому народу, подавая сигналы, что может отменить безвизовый режим, если вы будете терпеть такую власть, но и у которого, что более важно, находятся все активы Порошенко, т.к. ими в данный момент управляет т.н. «слепой» трастовый фонд Ротшильда. Причем «слепой» – это его официальное название, но я бы его слепым назвать постеснялся. Этот траст все хорошо видит, слышит, соображает и даже имеет компанию друзей в виде подобных ему трастов. 

В настоящее время в Украине реформы идут слишком медленно, уровень жизни народа низок, что повышает вероятность если не очередной революции, то досрочных президентских и парламентских выборов. Причем, даже если эти выборы состоятся срок, то скорее всего выиграют оппозиционные силы. Поэтому, как любят говорить на Западе, нельзя все яйца класть в одну корзину. В связи с тем, что критические настроения всегда были сильны в Украине, то оппозиционные партии и кандидаты всегда набирали больший рейтинг. Не случайно сейчас большинство фракций в Верховной Раде называют себя оппозиционными, начиная от прокремлевской фракции, которая так и называется «Оппозиционный блок», и кончая фракциями Ю.Тимошенко и О.Ляшко. При этом ни «газовая принцесса» Тимошенко, ни регулярно побеждающий в миллионных лотереях для легализации своих доходов Ляшко не могут быть полностью независимыми от украинской ОЧК-системы, и не являются теми политическими фигурами, на которые может положиться Запад.

В этих условиях наиболее подходящим кандидатом на роль главного оппозиционера Украины оказался М.Саакашвили. Именно он может и должен стать вторым запасным номером в украинской политике, в случае неудачи «медленного реформатора» П.Порошенко. М.Саакашвили - амбициозный решительный реформатор и, кроме того, битый (в Грузии). А как известно на Руси - за одного битого двух небитых дают. Кроме того, он харизматичен, является великолепным оратором и актером. Порошенко сделал и продолжает делать для медийной раскрутки  своего друга и однокурсника все, что только возможно – назначает его губернатором Одесской области для апробации сил и вхождения в украинские реалии, критикует его в СМИ при любой возможности, дает и забирает гражданство, сначала не впускает, а потом впускает в Украину, и, наконец, арестовывает со второй попытки. Хотя, чтобы закончить карьеру Саакашвили, как оппозиционера в Украине, достаточно было дать команду небольшому отряду СБУ на депортацию его в Грузию, которая произошла бы на протяжении 24 часов в любое время нахождения Саакашвили в Украине, вплоть до сегодняшнего момента. В Грузии Саакашвили скорее всего осудили бы и посадили на 5-10 лет, что исключило бы его возможность реального влияния на ситуацию в Украине.

Сейчас Саакашвили отведена в Украине совершенно определенная роль. В случае мирного развития ситуации в Украине он будет играть роль главного оппозиционера, хорошо раскрученного в СМИ, будет оппонировать власти в лице П.Порошенко. А в случае очередной революции он возглавит главную оппозиционную силу и победит вместе с ней. При этом не стоит забывать и о предстоящих парламентских выборах, где партия Саакашвили должна будет тоже набрать значительное количество голосов, забрав их у существующего прокремлевского «Оппозиционного блока». Как будет называться эта партия, или блок партий с лидером Саакашвили мы узнаем уже ближе к выборам. Ведь в последних парламентских выборах в Украине победили именно новые партии.

Для повышения рейтинга Саакашвили и его будущей партии (блока партий) хорошую службу может сыграть заключение под стражу на непродолжительное время. Ведь, как известно, пострадавших от власти наш народ любит (например, Ю.Тимошенко отбывала большую часть своего срока заключения в отдельных апартаментах в больнице, мучаясь радикулитом). Поэтому в дальнейшем прогнозе по Саакашвили ошибиться довольно трудно. Это будут и голодовки, и борьба за освобождение из тюрьмы узника совести, и другие пиар-акции, в том числе стараниями своего друга Порошенко. Кроме того, Саакашвили будет не просто очередным политическим яйцом в украинской корзине Запада, но его будущая победоносная политическая карьера в Украине будет реваншем за проигрыш России и лично Иванишвили для амбициозного политического деятеля.

Этот спектакль с организацией оппозиционного движения и раскруткой оппозиционного лидера, разыгранный Порошенко и Саакашвили, похож на российский спектакль в исполнении дуэта Путина и Собчак, но сыгранный более качественно, по взрослому, с дорогими декорациями и более высокооплачиваемыми профессиональными актерами. По крайней мере без таких диких проколов, как выдвижение своей кандидатуры от оппозиции на будущих президентских выборах сразу после аудиенции у дяди Вовы, и сменой своего мнения по Крыму на прямо противоположное с интервалом в 2 недели, необходимым для получения высочайшего разрешения в Кремле. Поэтому за такую плохую игру никто денег Собчак и не дает.

И вообще, в следующий раз, когда вы захотите поверить современному российскому или украинскому политику, просто пересмотрите эту шедевральную миниатюру в исполнении действующего народного депутата Украины. И пересматривайте этот ролик каждый раз, когда у вас снова возникнет такое желание, пока оно не исчезнет навсегда.