Все записи
21:01  /  24.03.18

1618просмотров

Школьное образование

+T -
Поделиться:

Сейчас много разговоров ведется и много пишется о недостатках современной системы школьного образования. Эту систему среднего образования называют советской, заявляют о ее кризисе, обвиняют ее в отсталости и неэффективности. Все предлагаемые изменения предлагаются на простом копировании и внедрении отдельных составляющих западного опыта. Предлагается предоставить ученику как можно больше свободы и самостоятельности, ликвидировать систему оценок, провести другие либерально-революционные изменения

Советская система массового среднего образования, сохранившаяся в общих чертах и сегодня, обвиняется сейчас во всех смертных грехах, включая отставание от Запада, приведшее к распаду СССР. В то же время причины такого распада были совсем другими, а советская система образования была совсем неплохая. Она не только ликвидировала безграмотность и бесплатно обеспечила всех граждан средним образованием, но и обусловила лидерство страны в сфере высшего технического образования, дала миру большое количество выдающихся ученых и инженеров, создававших мощный промышленный потенциал страны, который привел к завоеванию космоса. В 1960-е годы, по признанию американского президента Кеннеди, советский прорыв в космос усадил всю Америку за парту. После полета Юрия Гагарина американцы прислали в СССР комиссию, подготовившую многостраничный доклад, содержащий раздел «Что знает Иван и чего не знает Джонни». На обложке журнала "Лайф" были помещены две фотографии "первых учеников" двух школ - советской и американской. Американский парнишка, обретший популярность в своей школе в спортивных баталиях, привычно улыбался широкой улыбкой фотографу и выглядел как кинозвезда. Русский мальчик был отличником учебы. Он был в неказистой ушанке и с непривычки щурился от вспышки фотоаппарата. Из содержания большой статьи следовало, что, хотя юный американец был популярен среди девочек школы, он знал лишь минимум из того, что было известно каждому советскому школьнику, и существенно отставал от советского отличника учебы, изображенного на обложке.

Тогда в западных странах были увеличены длительность обучения и расходы на образование: в 1980-х годах, по сравнению с 1960-ми расходы выросли в 3-5 раз (в США и Великобритании в 3,5 раза, во Франции в 5 раз). В больше степени повышение расходов коснулось системы высшего образования. Это привело к тому, что сейчас она в США действительно является самой лучшей в мире. И этот приоритет основывается на свободной конкуренции богатых и независимых от государства университетов. Но в системе начальной и средней школы нельзя сказать, что ученики западных стран намного лучше. Это подтверждают как дети наших эмигрантов, которые легко становятся одними из лучших учеников в зарубежных школах, так и призеры многочисленных международных школьных олимпиад, где лучшими чаще всего становятся ученики из Китая, Южной Кореи и России.

В последних озвученных нововведениях предлагается делать упор на упрощение программы, упразднение домашнего задания и системы оценивания, бóльшую самостоятельность и свободу выбора детей, делая упор на творческое развитие личности и коммуникативность. Обосновывается это обычно тем, что бóльшая часть полученных в школе знаний якобы никогда человеку в будущей жизни не пригодится, и все эти знания теперь можно найти в интернете.

Но ведь надо еще знать, что искать в интернете. Поиск обычно ведется для уточнения сведений, которыми человек уже обладает, и которые он решил уточнить и расширить. То есть, чем шире изначальная база данных, содержащаяся в человеческой памяти, тем шире становятся возможности такого поиска. Также имеет значение тренировка памяти и мыслительных процессов, которые происходят во время чтения, обучения и запоминания. Нейроны в этом смысле похожи на мышцы, которые тоже нуждаются в постоянных тренировках и нагрузках. Причем это справедливо в любом возрасте, т.к. даже в старости болезнь Альцгеймера реже встречается у людей, которые занимаются интеллектуальным трудом. Тем  более это относится к детям, для которых интеллектуальные нагрузки просто необходимы для хорошего развития интеллектуальных способностей. Процесс мышления и запоминания стимулирует образование новых межнейронных связей, улучшает кровоснабжение и развитие головного мозга. Даже зубрежка, или простое запоминание позитивно сказывается на образовании межнейронных связей. В русском языке есть поговорка о сложном обучении, сравнивая ее с «китайской грамотой». Это сравнение актуально сейчас, как никогда, т.к. в китайском алфавите насчитывается десятки тысяч иероглифов, и именно китайский опыт можно привести в качестве примера.  

Конечно же, хотелось бы, чтобы процесс обучения и запоминания (тренировки памяти) происходил не в результате принуждения и из-под палки, а при задействовании более гуманных стимулов и собственного желания. В этом случае на помощь часто приходят воспитание и послушание, а не максимальная самостоятельность. Самостоятельно все дети обычно выбирают игру и «праздник ничегонеделания», а не учебу. Система оценивание также является одним из стимулов хорошей учебы и развивает здоровое чувство соревновательности, которое во взрослой жизни часто помогает достичь успеха. В воспитании важно придерживаться распорядка дня, сравнительно небольшое время посвящать играм (а не максимально большое, как того хочет ребенок), достаточное время отводить урокам, физическим упражнениям, отдыху и сну.

О кризисе системы среднего образования время от времени говорят в разных странах, сейчас об этом ведутся разговоры в Японии, США, Сингапуре. Все страны время от времени искали оригинальные ответы на ряд ключевых вопросов: зачем учить, чему учить, как учить, где учить, кем учить и сколько это стоит. При этом успех и позитивные отдаленные результаты приходят обычно в результате постепенного эволюционного улучшения существующего учебного процесса, а не быстрого революционного разрушения всего, а затем...

Если в современном мире лидерство США в системе высшего образования и в  сфере новейших научных разработок не вызывает сомнения, то опережающий рост экономики Китая с её мощнейшей производственной и инженерной базой можно объяснить в том числе и лучшей системой среднего и профессионального образования. И тут мы находим много черт так хорошо знакомой нам советской системы образования, не исключающей в большей своей массе высокую требовательность к учебному процессу и к ученикам. И почему то никто сегодня не заявляет, что нужно перенять опыт китайской средней школы, на основании того, что Китай сейчас выбился в экономические лидеры современного мира. Нельзя все списывать на другие факторы, средняя школа – это часть успеха всего государства.

Среди образовательных особенностей китайской школы можно выделить и большую загруженность материалом, и много домашних заданий, что вызывает необходимость ежедневной учебы до 10 часов в день, и наличие рейтинга успеваемости с вычетом баллов за недисциплинированность, и механическое запоминание (зубрежка), и много занятий физкультурой. Причем непослушных и недисциплинированных детей отправляют в школы кунг-фу, где практикуется физическое наказание и выпускники которых обычно поступают на военную службу.

Конечно же сейчас в Китае есть и элитарные частные школы и частные университеты, но они охватывают сравнительно небольшой процент населения и поэтому не играют такой важной роли, как всеобщая государственная система школьного образования. После окончания школы китайские родители, как впрочем и наши, стараются (те, кто может себе это позволить) отправить своих чад учиться за границу в американские и европейские ВУЗы. Причем российские университеты китайцы не признают, так как знают, что в России из-за коррупции высшее образование можно просто напросто купить, даже не посещая занятий. По статистике, в британских частных школах среди учащихся иностранцев преобладают китайцы: 21% - китайцы, 17,6% — гонконгцы и 10,3% — россияне.

Что объединяет американскую и китайскую системы образований, так это независимая система тестирования и экзаменов по типу ЕГЭ. Это исключает даже постановку вопроса о целесообразности ее отмены. И даже наоборот, позволяет говорить о необходимости расширения независимого тестирования в системе начального, среднего и высшего образования. В Китае дети сдают экзамены даже при переходе из начальной в среднюю школу.

Детей с детства необходимо нагружать знаниями и умениями. Надо оставить в покое систему оценивания и оставить ее публичной. Оценки развивают соревновательность с самого детства, и это умение еще очень пригодится во взрослой жизни. Это нормальное явление – стараться получить оценку выше других учеников в классе и стараться быть лучше других, что ведет к росту и совершенствованию личности. Особенно эта соревновательность важна для мальчиков, но и девочкам она не повредит. Последние веяния из образцовых европейских и частных школ, которые состоят в преподавании того, что нравится самим детям, - тоже не выход из сложившейся ситуации. Необходимо проходить все пункты определенной стандартной общеобразовательной программы. Конечно же, в небольших частных школах, где есть время уделить внимание каждому школьнику из-за сравнительно небольшого количества учеников в классе, можно и нужно применять индивидуальные методики заинтересованности. Но проблемы большинства обычных школ с большим количеством учеником в классе это не снимает. Поэтому и необходима программа государственных образовательных стандартов для всех общеобразовательных предметов и соответствующих экзаменов после каждого класса средней школы, кроме начальных классов. И если ученик не сдает экзамен (тесты), оставлять его на второй год.

Уменьшение требовательности неизбежно приведет к падению уровня знаний детей, а со временем - и у взрослых. При этом, как ни странно, но власть вообще то не заинтересована в поголовно образованном и умном населении. Ведь думающее население будет менее подвержено пропагандистским манипуляциям, его тяжелее оболванить и превратить в злобных дебилов (по Макаревичу). Тогда тяжелее будет объяснить необходимость расширения своей территории за счет других государств, ведения войн вдалеке от своих границ и вообще воинственного поведения во внешней политике. Также будет тяжелее пропагандировать необходимость разнообразных внутренних скреп, в том числе духовных. При этом другому государственному институту, который активно сейчас поддерживается властью – Русской православной церкви – образованное и умное население и подавно не нужно. К тому же в Библии нигде не сказано, что хороший христианин должен быть начитанным, образованным и умным. Наоборот, широко известно, что с увеличением образованности и интеллектуального индекса религиозность падает. Ведь с каждой новой прочтенной книжкой человек все больше отдаляется от единственной почитаемой в христианстве книги - Библии. А необразованность населения будет вести к росту числа прихожан, у которых знания легко можно заменить верой в разнообразные чудеса. РПЦ вполне будет удовлетворена наличием только церковно-приходских школ, где изучение физики, астрономии и биологии с учением Дарвина будет совершенно излишним.

 В наши дни качество образования в России катастрофически снижается на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального до высшего и послевузовского профессионального образования. Так, российские школьники старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний по математике (38-39-е место из 65 стран), тем же навыкам работы с текстом (41-43-е из 65 стран), знаниям в области точных наук (38-40-е из 65 стран). 

Со временем отчетливо становятся заметны изменения в предпочтениях взрослой телевизионной аудитории. Сегодня можно наблюдать, что более интересными программами для обывателя являются не познавательные, а всевозможные шоу, типа «Дом-2», «Голос», «Танцы со звездами» и прочие. Современному телезрителю уже неинтересны такие передачи, как «Что, где, когда» и даже «Поле Чудес», где надо хоть немного напрягать мозги. Отчетливо видно также, что и современной российской власти совершенно не нужно образованное население, может быть за исключением небольшой прослойки ученых и интеллигенции. Поэтому защищать требовательное и качественное школьное образование от непродуманных и упрощающих нововведений необходимо самим учителям и всему гражданскому обществу, т.е. нам с вами.

 

Whitehotpix/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

 На фото – сотни китайских школьников упражняются в каллиграфии.