Все записи
22:32  /  27.04.18

1006просмотров

Русская рокировка в Армении

+T -
Поделиться:

Иногда просто диву даешься, насколько ограниченные политики сидят в Кремле. Внешняя политика и методы ее проведения остаются неизменными на протяжении всего периода правления Путина. Все шаблоны исполняются строго, без малейшей импровизации и полета фантазии. Одна и та же проверенная схема упорно внедряется во всех странах, без учета местных особенностей и международных реалий.

Речь идет о так называемой политической русской рокировке, которая с переменным успехом применяется российским руководством как внутри страны, так и во внешней политике. Неизвестно, кому первому пришла в голову гениальная мысль, что можно лихо обойти положение закона о непревышении двух сроков полномочий президента с помощью рокировки этой должности с премьер-министром. Но эта идея серьезно предопределила будущую историю не только России, но и еще как минимум трех постсоветских государств.

В мае 2008 года, на следующий день после инаугурации Медведева, кандидатура Путина была утверждена Думой на пост председателя правительства России, и президентом Медедевым сразу же был подписан указ о его назначении. Чтобы номинально иметь более широкие полномочия, даже по сравнению с президентом России, в том же месяце Путин был назначен председателем Совета министров так называемого Союзного государства Беларуси и России. Все тогда понимали, что реальная власть в Кремле просто временно переместилась из кабинета президента в кабинет премьер-министра. В 2012 году всё благополучно вернулось на круги своя с переизбранием Путина на пост президента и очередным продлением этого срока в этом году.

И все бы ничего, кроме никому не заметной даже не шумихи, а мышиной возни российских правозащитников под ногами у власти, и никому уже не интересных внутри России пересудах в международных кругах. Но в условиях авторитаризма такой несомненно успешный шахматный политический ход послужил трафаретом и руководством к действию для внешнеполитического ведомства России.

Миллиардер и гражданин России Иванишвили с 2012 года начал активно участвовать в политической жизни Грузии, создав в апреле партию «Грузинская мечта». Накачав деньгами ее и грузинских выборщиков (1 июня 2012 года суд Тбилиси приговорил Иванишвили к штрафам в 90 миллионов долларов за подкуп избирателей), Иванишвили выиграл с ней парламентские выборы 1 октября 2012 года, и уже 25 октября 2012 года на заседании парламента Иванишвили был утверждён премьер-министром Грузии. С этого момента влияние прозападного грузинского президента Саакашвили резко ослабло, так как парламент принимал свои законы, легко преодолевая вето президента, например, закон о масштабной амнистии декабря 2012 года. В 2013 году министр образования Маргвелашвили из правительства Иванишвили уверенно победил на выборах президента Грузии, а Саакашвили бежал из страны, опасаясь судебных преследований. После того, как кандидат "Грузинской мечты" Георгий Маргвелашвили выиграл президентские выборы, Иванишвили ушел из политики, заявив, что его основная задача выполнена. Однако, все эти годы оппозиция утверждала, что он управляет страной из-за кулис. "Я считаю, что Бидзина Иванишвили никогда не уходил из политики. Он контролировал всех и все. Он управлял страной, просто он не брал ответственность за это. Он скрывался", — сказала Бурджанадзе, лидер партии "Демократическое движение". Вчера премьер-министр страны Квирикашвили заявил, что Иванишвили согласился вернуться в политику и снова возглавить партию «Грузинская мечта», чтобы проконтролировать победу своего кандидата на последних прямых президентских выборов в Грузии.

В Украине, в январе 2005 года после повторного второго тура голосования президентом Украины стал прозападный кандидат Ющенко, а не Янукович. Но уже на парламентских выборах 2006 года победила пророссийская Партия Регионов, глава которой Янукович стал премьер-министром. С тех пор  премьер-министр и Верховная Рада Украины постоянно принимали законы, которые все больше полномочий передавали премьер-министру. После внеочередных парламентских выборов 2007 года Янукович возглавил парламентскую фракцию Партии Регионов и возглавил так называемое «теневое правительство», деятельность которого широко освещалась в СМИ. В 2010 году Янукович выиграл президентские выборы, после чего Верховная Рада снова расширила полномочия президента.

В Армении президентом с 2008 года до сих пор был Серж Саргсян, который известен своей пророссийской риторикой. И это неудивительно, так как существует много объективных предпосылок для зависимости Армении от России. Прежде всего этому способствует определенная изолированность Армении, т.к. она ​​окружена недружественными странами - Турцией и Азербайджаном. А Саргсян является выходцем из так называемого пророссийского «карабахского клана», который усилился после войны в Нагорном Карабахе и остается сильным и поныне. Кроме того, у армян сохраняется ностальгия по Советскому Союзу и сожаление о его распаде, причем даже большее, чем в России, о чем свидетельствуют социологические опросы в Армении.

В ноябре 2013 году планировалось, что Армения вместе с Украиной на вильнюсском саммите "Восточного партнерства" подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Но по окрику из Москвы президенты обоих стран отказались от этого шага. После чего в Украине началось гражданское противостояние на Майдане, а Армения объявила о намерении вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. В 2015 году Армения благополучно присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Пророссийские настроения в Армении не поколебало даже убийство в 2015 году семи членов армянской семьи Аветисян (включая двухлетнего ребёнка и шестимесячного младенца) военнослужащим российской военной базы в Гюмри Пермяковым. Пермяков был осужден российским судом и сейчас отбывает наказание в России, которая выразила соболезнование по поводу этого инцидента.

В 2018 году в Армении произошла политичская рокировка по русскому образцу. Когда второй президентский срок Саргсяна подошёл к концу, его преемником стал Саркисян, бывший премьер-министр Армении, который был избран Национальным собранием на президентский пост за месяц до того. 17 апреля 2018 года Саргсян был назначен премьер-министром Армении, получив большинство голосов депутатов Национального собрания. Причем согласно поправкам, внесённым в Конституцию Армении на референдуме 2015 года, именно премьер-министр теперь является основным носителем власти в стране. Назначение Саргсяна на пост главы правительства привело к массовым протестам, основным лидером которых стал лидер оппозиционного блока «Елк» Пашинян. 23 апреля на фоне этих протестов Саргсян был вынужден подать в отставку с молчаливого согласия Кремля. В своём заявлении об отставке он пожелал скорейшего установления мира в Армении, а также отметил, что Пашинян был прав, а он - нет.

После отставки с поста премьера Саргсян продолжает сохранять политическое влияние, так как остаётся лидером Республиканской партии Армении, имеющей большинство в парламенте. Это большинство, среди прочего, позволяет республиканцам выдвигать кандидатуру нового премьер-министра, что и произойдет 1 мая. Поэтому в дальнейшем не следует ожидать существенных изменений пророссийского внешнеполитического курса Армении.

Протесты и мобилизация гражданского общества в Армении происходили на отрицательной основе - против бесконечного продления власти Саргсяна. Протестующие и их лидер Пашинян никогда не подвергали критике существующий, ориентированный на Россию, внешнеполитический курс Армении. И хотя в Ереване находится второе по величине заграничное посольство США (первое – в Багдаде), что может быть объяснено очень большой армянской диаспорой в Америке, сотрудники американского посольства на ереванской Площади Республики со словами поддержки замечены не были, в отличии от украинского Майдана.

Кремль посоветовал и.о. премьера Армении Карену Карапетяну «быстрее урегулировать кризис» на улицах Еревана, о чем сообщил спикер главы армянского правительства. После этого Карапетян отказался от переговоров с лидером оппозиции Николом Пашиняном в прямом эфире, сославшись на отсутствие у оппонента «повестки дня». Скорее всего в дальнейшем возможны стычки протестующих с полицией, но серьезной революции в Армении ожидать не стоит. Народ не пойдет массово на площадь под пули (под кремлевским советом урегулирования конечно же надо понимать привычный для Кремля силовой вариант) для удовлетворения личных амбиций Пашиняна стать премьером. В отличии от Армении, на украинском Майдане вообще не было четко обозначенного лидера, а украинский народ вышел протестовать не за кого то, или не против кого то, а за смену вектора развития государства.

Конечно же, в будущем произойдет активизация внешнеполитических контактов Армении с западным миром, который в свою очередь посмотрит теперь на Армению уже по-другому, с бóльшим интересом. Но существенных изменений внешнеполитического вектора не будет, потому что большинство населения и существующая национальная элита Армении ориентируется на Россию. При этом дальнейшее продолжение конфликта и тем более революционные события могут привести только к усугублению внутреннего кризиса, который ослабит Армению и увеличит возможности Кремля контролировать политическую верхушку страны. Возвращаясь к шахматной терминологии, Кремль на армянской доске может себе позволить пожертвовать не только главную фигуру Саргсяна, но и Карапетяна вместе с набором фигур всего кабнета министров, и даже Пашиняна (перевернув доску и играя за черных, извините за каламбур), и все равно выиграет эту партию, но уже с меньшим количеством фигур на доске. Только полный кремлевский идиот может напартачить в этой выигрышной для себя со всех сторон позиции.