Все записи
16:58  /  20.01.19

1209просмотров

Русская классическая литература XIX века, как продукт царской охранки

+T -
Поделиться:

Русскую классическую литературу XIX века называют «Золотым веком русской литературы». Ввел этот термин М.А. Антонович и подразумевал под ним литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков.

Благодаря отрывочным сведениям, полученным из секретных архивов, оказалось возможным включить многих из этих классиков в список тайных агентов царской охранки. Получивший ограниченный доступ к Центральному архиву ФСБ Э.Макаревич, так и назвал их «Секретной агентурой». И хотя прямые документальные подтверждения сотрудничества этих широко известных писателей  и поэтов XIX века с тайной канцелярией до сих пор остаются под грифом «совершенно секретно», совокупность фактов их биографии позволяет по новому взглянуть на содержание и смысл их произведений.

После восстания декабристов и восшествия на престол императора Николая I высшим органом политической полиции стало Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с А. Бенкендорфом. Любимец Николая І граф Бенкендорф смог не только успокоить революционную ситуацию, но и укрепить самодержавие на довольно продолжительный период, даже после его смерти. Связанное с непосредственной работой Бенкендорфа появление целого поколения Золотого века русской литературы является в немалой степени его заслугой.

Прошедшие цензуру того времени и, как сказали бы сегодня, поддержанные госзаказом, появлявшиеся почти каждый день литературные шедевры печатались большими тиражами. При этом многочисленные романы, повести, пьесы, поэмы и стихотворения не только не шли вразрез с основными устоями царского режима, но и поддерживали их – самодержавие, патриотизм, православие и другие российские скрепы.

Часто в этих шедеврах русской и мировой литературы можно заметить и пропаганду межнациональной розни между отдельными этносами Российской империи, в том числе антисемитизм, что выгодно использовалось Третьим отделением в определенные исторические моменты. В некоторых произведениях допускалась конструктивная критика и сатира («Ревизор», «Мертвые души» Н.Гоголя) по отношению к нерадивым чиновникам, в рамках кампании по борьбе с коррупцией того времени, но с условием непротивления злу насилием (произведения Л.Толстого), однозначно без революционных призывов, или с неприглядным образом революционеров («Бесы» Ф. Достоевского, «Отцы и дети» И. Тургенева). В то время, как действительно революционные произведения не тиражировались, запрещались к публикации и уничтожались, а их авторы высылались за границу и на каторгу. Сейчас эти авторы оказались почти забыты. Никто сегодня не вспомнит, например, М. Михайлова, который в 1861 году по возвращении из-за границы был арестован по делу о распространении революционных прокламаций в Петербурге («К молодому поколению»), осуждён и приговорён к каторжным работам.

Высланный за границу В. Белинский написал такое гневное письмо Н. Гоголю, которое до сих пор запрещено массово тиражировать в России из-за своего вольнодумного и опасного для власти содержания. Оно не потеряло своей актуальности и сейчас.

  • « [России] нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а создравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение;
  • [Христос] первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину Своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии.
  • Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности.
  • Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль.
  • [Публика] видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности…». 

В XIX веке в Российской империи актуальной была, как всегда, патриотическая тематика, а также борьба с национально-освободительными движениями. Борьба за независимость находила отклик в сердцах многочисленных представителей национальной элиты Украины и Польши – среди писателей, офицеров и чиновников. Время от времени вспыхивали серьезные польские и украинские восстания, против которых использовались регулярные российские войска. Но в борьбе за умы и сердца людей принимали непосредственное участие классики русской литературы, перо которых умело направляло Третье отделение канцелярии Е.И.В.

Чтобы не нагромождать материал, истории успешного сотрудничества Третьего отделения с А.Пушкиным, Н.Гоголем, Ф.Достоевским, И.Тургеневым и др. лучше привести в отдельных статьях.

В наше время ведомство российской тайной полиции явно деградировало, впрочем как и все остальные структуры государственной власти. В условиях, когда от России отпали целые регионы, в том числе Украина с Прибалтикой, уже физически неоткуда взяться Гоголю и Бенкендорфу. В ФСБ России нет таких неординарных личностей, как граф Бенкендорф и его помощник Л.Дубельт, которые могли бы посодействовать появлению плеяды талантливых писателей, сценаристов и режиссеров. Максимум, что образуется на выходе из современных поборников режима, – это Александр Проханов, Захар Прилепин и Никита Михалков, которых никак нельзя назвать чем то похожим ни на золотой, ни даже на серебрянный век русской литературы и культуры. Произведения Проханова и Прилепина на патриотическую тематику, востребованную для правителей всех времен и народов, совершенно невозможно сравнивать, например, с романом Л. Толстого «Война и мир», в котором тема патриотизма является центральной. Немалые суммы российского госзаказа сейчас тратятся не на шедевры мировой литературы, а на пропагандистские шоу и телепередачи Соловьева, Киселева и Брилева, на фабрики троллей и бесталанных блогеров. Поэтому XXI век русской литературы совсем не золотой, а смахивает больше на деревянный, или скорее даже дубовый.

Комментировать Всего 2 комментария

В романе "Евгений Онегин" Пушкин зашифровал донесения Бенкендорфу. Тот потребовал 10 главу удалить, т.к. шифровка там ему показалась не очень надежной.  

Да, в этой главе Пушкин вместе с Онегиным признавался в своей гомосексуальности и совершал каминг-аут. Строгая цензура не пропустила.