Все записи
13:53  /  23.01.19

1726просмотров

Нетрадиционный агент Гоголь

+T -
Поделиться:

Сразу хочу предупредить читателей о большом объеме рассказа, но предстоит рассказать о человеке, у которого была не прочто двойная жизнь, а, если можно так выразиться, двойная жизнь в квадрате. И поднимаемая здесь тема не просто щекотливая, а тоже, как видно даже из названия, щекотливая вдвойне. К тому же добавляется анализ довольно большого количества произведений и писем Гоголя, на которые предстоит взглянуть совершенно по-новому. Но надеюсь, скучно не будет. Тем более, что ореол таинственности и мистичности, окружающий Гоголя и его произведения, в наши дни начинает вызывать неподдельный интерес, особенно у современной молодежи, что привело к появлению в последнее время большого количества интересных фильмов и ремейков, снятых по его произведениям и о нем самом.

Афиша фильма "Гоголь. Начало".

Итак, вторым по значимости писателем Золотого века русской литературы после А. Пушкина обычно называется Николай Гоголь (1809-1852 гг.). Вторым он оказался и хронологически в продолжении нашей истории об агентах Третьего отделения. Обычный провинциал из маленького украинского городка Нежин приехал покорять столицу империи, в поисках лучшей жизни и славы. Как и тысячи других подобных провинциалов его ждало страшное разочарование. Его романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» (1829 г.), которая была написана им ещё в Нежине, и на которую он возлагал большие надежды, критики разнесли в пух и прах. Расстроенный, он вместе со слугой скупил в магазинах весь тираж и сжег его. Практически оставшись без средств к существованию, Гоголь пробовал стать актером, но провалился на прослушивании. Познакомившись с Ф.Булгариным, он по его протекции попал на службу в III Отделение. И хотя позднее он официально перешел на государственную службу в другую контору, но, как мы знаем, бывших агентов ІІІ Отделения, как и бывших агентов ФСБ, не бывает. Сам Булгарин давно был платным агентом ІІІ Отделения, и уже тогда пользовался большой популярностью, как писатель и журналист.

Именно в 1829 г. Булгарин, который был родом из Белоруссии, опубликовал роман «Иван Выжигин», который стал первым российским бестселлером. Этот патриотический роман, наряду со всеми атрибутами вполне современной пропаганды, содержал элементы сатиры, обязательной хвалы российским императорам за все, разжиганием межнациональной розни между белорусами и поляками, с включением отдельных разделов пропаганды антисемитизма. В разгар польского восстания 1830 - 1831 гг. Булгарин за «Ивана Вижигина» получил от царя Николая І третий бриллиантовый перстень. При этом в письме А. Бенкендорфа, шефа ІІІ Отделения, отмечалось: «При сем случае государь император изволил отозваться, что его величеству весьма приятный труды и усердие ваше к пользе общей и что его величество, будучи уверен в преданности вашей к его особе, всегда расположен оказывать вам милостивое свое покровительство».

В условиях отсутствия телевидения и кино, единственным источником пропаганды в то время была литература, поэзия и театральные подмостки. Хорошо понимавший силу печатного слова граф Бенкендорф, таким образом, стал родоначальником российской пропаганды. Благодаря щедрому материальному стимулированию государственной пропаганды в то время родился целый пласт русских классиков. 

Во время вояжей за границу 1836 - 1639 гг. Гоголь регулярно получал существенные денежные дотации. И в одном из писем В. Жуковскому он писал: «Я получил данное мне великодушным нашим государем вспоможение. Благодарность сильна в грудь моей, но излияния ее не достигнет к его престолу. Как некий Бог, он сыплет полною рукой благодеяния и не желает слышать наших благодарностей; но, может быть, слово бедного поэта дойдет до потомства и прибавит умиленную черту к его царственным доблестям». Это «вспоможение» составило 5000 рублей - весьма значительная по тем временам сумма.

Кроме того, во время своих заграничных командировок Гоголь совершал свою агентурную деятельность в среде польских эмигрантов – участников сопротивления. Он сближается с П. Семененко и И. Кайсевичем, католическими ксендзами, которые были участниками польского восстания 1830 - 1831 гг. Осенью 1837г. они нелегально прибыли в Рим, чтобы вербовать сторонников для своего наставника Богдана Янского, друга Адама Мицкевича. Там же в это время оказался и Гоголь. И Семененко, и Кайсевич считали Гоголя своим, сторонником Польши и католицизма. Кейсевич написал в своем дневнике: «Познакомились с Гоголем, одаренным великорусским писателем, который выразил большую приверженность к католицизму и Польше, совершил даже успешное путешествие в Париж, чтобы познакомиться с Мицкевичем и Богданом Залесским».  

Но вернемся к раскрутке Гоголя, как писателя. По аналоги с белорусом Булгариным, который сочинял произведения на белорусскую тематику, Гоголю было поручено создать цикл произведений об Украине в выгодном для Российской империи ключе. Гоголь начал засыпать мать письмами с настойчивыми просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних». И уже опубликованный в 1831-32 гг. цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил многочисленные положительные отзывы. Самым первым, разумеется, раздался целый поток лестных отзывов от Булгарина в журнале «Северная пчела» - негласном печатном органе III Отделения. Самым важным и приятным для Гоголя оказался отзыв другого своего коллеги по ІІІ Отделению, А. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…».

Нисколько не преуменьшая таланта великого русского писателя и действительно хорошего произведения, показавшего украинский фольклор и колорит, позволю себе несколько критических замечаний. Во первых, название этого произведения не отвечает действительности. Дело в том, что в оригинале на украинском языке произведение должно было называться «Вечорниці» (рус. транскрипция – Вечорныци), а не «Вечера». «Вечорниці» - это широко распространенная украинская традиция того времени, когда молодежь собиралась вечерами у кого-нибудь дома. Они рассказывали друг другу сказки, танцевали, веселились и общались, выбирая себе пару. Девушки в это время могли вязать и делать другую домашнюю работу, парни рассказывали байки и с ними заигрывали. Обычно это было время поздней осени и зимы, после сбора урожая и до начала Великого поста. Описываемые Гоголем сюжеты в своих рассказах были типичны и популярны на таких «Вечорницях».

Проблема состояла в том, что в России не было такой молодежной традиции, и в русском языке того времени не было подходящего слова, описывающего это явление. Только сравнительно недавно в русcком языке появилось слово «вечеринка» для описывания подобного времяпровождения современной западной молодежи, предтечей которых были украинские «вечорниці». То есть, правильно в переводе на русский язык и правильно по содержанию это произведение надо было назвать «Вечеринки на хуторе близ Диканьки». Но Гоголь не стал выдумывать новые по тем временам русские слова, а использовал обычное слово «вечера». Кроме пересказов украинских сказок и разных приколов, Гоголь конечно же, учитывая пожелания заказчика, не преминул показать с хорошей стороны самодержавие, в частности, императрицу Екатерину ІІ, которая по сюжету подарила простой украинской селянке свои дорогие «черевички», и походу упомянул попрошаек-козаков вместе с Вакулой на коленях перед благородной императрицей.

Запорожские козаки и Вакула на приеме у императрицы. Фрагмент фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Вообще, во всех своих произведениях, написанных исключительно на великороссийском языке, Гоголь приветствовал идею монархического правления на Руси, выступал защитником устоявшихся отношений, видел церковь союзником государя в воспитании русского народа в духе верности режиму. В 1831 году происходит сближение Гоголя с членами кружка «Арзамас» А. Пушкиным,  В. Жуковским С. Уваровым. Это сближение было настолько сильным, профессиональным, дружеским, и я бы даже сказал интимным, что оно оказало решающее влияние на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

«Тарас Бульба» - это эпическое произведение, заказанное Гоголю ІІІ Отделением, для пропаганды межнациональной и межрелигиозной розни между украинским и польским народами, с выраженными элементами антисемитизма, что было выгодно для утверждения имперского принципа «разделяй и властвуй». Поляки обычно возмущаются тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. По мнению А. Горнфельда, «евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишённые всяких человеческих черт». Уже в наше время, за неимением современного, пропагандистского, качественного, литературного продукта и талантливых писателей, гимн имперской идеологии «Тарас Бульба» получил вторую жизнь, был экранизирован и широко используется российской пропагандой. Часто можно услышать основанный на этом фильме довод, что никакой Украины тогда не было, а Гоголь по отношению к украинцам и Украине всегда употреблял слова русский народ и Русь. В то время, как в первой редакции 1835 года, написанной Гоголем собственноручно, широко употребляется слово «Украина» и совершенно нет слов «Россия» и «русский». Позднее текст был существенно исправлен и переработан Н. Прокоповичем и другими корректорами из ІІІ Отделения. После чего в тексте появилась и Россия, и Русская земля, и глубокое православие казаков, и другие скрепы. Сравните сами.

Редакция 1835, часть І: 

"Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украина… Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом и глазом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ — обыкновенно говорил он и вмешивался в дело".

Редакция 1842, часть І:

"Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма". 

В 1835 г. Н. Гоголь через своего друга - министра народного просвещения C. Уварова преподнес Николаю І подарок - сборник «Миргород» с «Мертвыми душами», за что получил от императора благодарность с занесением в послужной список. В 1836 г. последовало поднесение «Ревизора», за что Гоголь еще раз был награжден бриллиантовым перстнем. «Мертвые души» и «Ревизор» описывают ту коррупцию, борьба с которой было одной из задач ІІІ Отделения. Эти произведения были сатирой на злоупотребления чиновников того времени. Они выполняли в то время такую же изобличающую роль, как, например, сатирический журнал «Крокодил», пользующийся популярностью в советское время, и многочисленные сатирические публикации «Сноба», «Эха дождя» и ФБК Навального в наше время. В наше время можно назвать неплохим ремейком сюжета «Ревизора» и «Мертвых душ» фильм «Дурак», который изобличает злоупотребления чиновников. В условиях строгой дозировки такая сатира изобличает слабые места системы и помогает существующей власти бороться с коррупцией.

Пушкин не только сделал Гоголю заказ на написание этих произведений, но и строго следил за его исполнением. «Во время работы над пьесой «Ревизор» Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу. Кроме изобличения коррупции, Гоголь смог и тут выполнить установки ІІІ-го отделения, показав образ России в виде стремительной тройки лошадей, которой «дают дорогу другие народы и государства». Высказывалось мнение, что образ «Птицы-тройки» долгое время служил для оправдания исключительности и морального превосходства России над другими народами: «Гоголь описывает Россию как страну, глубоко поражённую пороками и коррупцией, но именно эта нищета и греховность определяет её мистическое возрождение. В тройке едет мошенник Чичиков, а управляет ею пьяница-кучер, но этот образ трансформируется в символ избранной Богом страны, блестяще опережающей другие страны».

Следует исследовать еще один аспект, который объясняет его внезапно возникшие удивительные связи в высшем обществе столицы России, включая членов кружка «Арзамас». Появление этих связей невозможно объяснить исключительно только помощью ІІІ-го отделения в его головокружительной карьере литератора. Как невозможно объяснить и некоторые специфические черты, объединяющие его произведения. Только нетрадиционная сексуальная ориентация Н. Гоголя расставляет все точки над "и" (как в украинской букве «ї»). И этому есть целый ряд доказательств. Николай Гоголь никогда не был женат и предпочитал вести замкнутый образ жизни. Он любил шить вязать из соломы женские платья. В своей гимназии он играл женскую роль госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". После возвращения из-за границы Гоголь однажды остановился в апартаментах В. Жуковского, а неожиданно пришедшие гости застают его одетым в женскую одежду.

Внимательнее присмотритесь к знакомому всем еще со школьной скамьи портрету Гоголя, от которого так и веет метросексуальностью. Он изображен с тонкими чертами лица, имеющего миловидный овал, аккуратным пробором волос и прической-каре, более характерной для женщин, аккуратным и сравнительно небольшим носом. Дело в том, что художников, писавших его портреты, он всегда просил уменьшить размер своего носа, который считал слишком большим.

Портрет Н. Гоголя работы Ф. Моллера.

Хорошо почувствовать и понять его смог только историк русской литературы С. Карлинский. Он сам был геем и выдвинул вполне обоснованное предположение об «угнетённой гомосексуальности» Гоголя, предполагающей «подавление эмоционального влечения к представителям своего пола» и «отвращение к физическому или эмоциональному контакту с женщинами». Гоголь играет с эротическими подтекстами произведений (один «Нос» чего стоит!), но никогда не называет вещи своими именами. В. Набоков в своём эссе «Николай Гоголь» писал: «Обострённое ощущение носа в конце концов вылилось в рассказ „Нос“ — поистине гимн этому органу. Фрейдист мог бы утверждать, что в вывернутом наизнанку мире Гоголя человеческие существа поставлены вверх ногами и поэтому роль носа, очевидно, выполняет другой орган, и наоборот». Вспомним специфическое упоминание носа в письмах Гоголя своему любовнику Данилевскому. В произведении «Нос» Гоголь передал ужасные ощущения мужчины, потерявшего в общении с женщинами свой мужской половой орган. Во время последней болезни Гоголя, отвечая на прямые вопросы доктора Тарасенкова, писатель сказал, что не имел связей с женщинами и никогда не мастурбировал.

Фрагмент повести "Нос". Ковалев смотрит в зеркало.

Письма Гоголя к мужчинам носят эмоциональный и аффектированный характер. В письмах к друзьям Гоголь признается, что никогда не знал женской любви и даже гордится этим, считая такого рода чувственность низменной и унизительной. В гоголевской «Ночи на вилле» (1839 г.), присутствуют признания в любви, к другу Гоголя И. Вильегорскому. «Они были сладки и томительны, эти бессонные ночи. Он сидел больной в креслах. Я при нем. Сон не смел касаться очей моих. Он безмолвно и невольно, казалось, уважал святыню ночного бдения. Мне было так сладко сидеть возле него, глядеть на него. Уже две ночи как мы говорили друг другу: ты. Как ближе после этого он стал ко мне! Он сидел всё тот же кроткий, тихий, покорный… „Ангел ты мой! ты скучал?“ — „О, как скучал!“ отвечал он мне. Я поцеловал его в плечо. Он мне подставил свою щеку. Мы поцеловались».

С другом детства А.Данилевским Гоголь вместе поехал покорять Петербург, длительно снимать одно жилье на двоих. Позднее они вместе долго путешествовали за границей. Интересна сохранившаяся переписка Гоголя с Данилевским, когда они на время разлучались. "Боже мой, если бы ты был богат, - писал Гоголь из Рима в Париж очаровательному и лихому "душеньке-бесстыднику" Саше Данилевскому, - я бы желал… чего бы я желал? Чтоб остальные дни мои я проводил с тобой вместе, чтобы приносить в одном храме жертвы, чтобы сразиться иногда в биллиард, после чего - как - помнишь?". Тогда друзьям уже было под тридцать, но они не были женаты, и Данилевский, отвечая другу, рассказывал о каком-то гарсоне в ресторации, Филиппе, который "явился с большим серебряным кофейником, без сомнения pui demandato da noiche le belle putto" ("более желанным для нас, чем красотки"). Впору задаться законным вопросом: если кофейник "более желанен, чем красотки", то зачем переходить на итальянский язык?  

Но сердечное согласие друзей разладилось-таки: Данилевский вдруг женился, ревнивец-Гоголь взялся было грубовато поучать его премудростям семейной жизни, но тот вспылил - и отношения прервались… Правда, ненадолго: вскоре парочка помирилась, но размолвка обоих тревожила. «…Освежительный холод проник в мои члены, утомленные утреннею, немного душною прогулкою. Белая шляпа уже давно носится на голове моей…, но блуза еще не надевалась. Прошлое воскресение ей хотелось очень немного порисоваться на моих широких и вместе тщедушных плечах… Да, я слышу носом, как всё это заманчиво для тебя, и, признаюсь, я бы много дал за то, чтобы иметь тебя, выезжающего об руку мою на осле… Но целую и обнимаю тебя и ожидаю с нетерпением твоего письма».

В своих произведениях Гоголь никогда глубоко и подробно не описывал любви мужчины к женщине. Это можно объяснить тем, что ему самому было неведомо такое чувство. Если проанализировать с этой точки зрения  повесть «Тарас Бульба», то можно заметить, как в ней показаны красивые мужские образы, целые линии сильной мужской дружбы, праздная веселая жизнь большого мужского коллектива запорожской Сечи. По сюжету отец казнит красавца Андрия за то, что он полюбил польскую панночку – католичку и стал изменником. Один из самых запоминающихся – сюжет казни поляками героя Остапа, который без сомненья положительный герой, не запятнавший себя отношениями с женщинами и изменой. Во время казни он не издал ни единого стона и только перед смертью взывает «Батько! где ты! Слышишь ли ты?».

Тарас Бульба с сыновьями на Запорожской Сечи. Фрагмент фильма "Тарас Бульба".

Эта же тщательность и глубина описывания мужских образов очень помогла головокружительному успеху сатирических комедий Гоголя, так как чиновники того времени все поголовно были мужчинами.

Чиновники города NN. "Мертвые души".

Особенно следует остановиться на анализе мистической повести «Вий», из которого в 1967 году получился отличный советский фильм ужасов, а сейчас делаются успешные российские ремейки. В российской среде литературоведов принято считать, что Гоголь просто художественно пересказал очередной мотив украинского фольклора, как это он делал в «Вечеринках на хуторе близ Диканьки». Но это не так. Такого, или даже хотя бы отдаленно похожего сюжета в украинском фольклоре нет, как нет его в сказках и мифах других народов мира. На мой взгляд, этот сюжет Гоголь выдумал сам. Более того – он является главной историей собственной жизни и смерти писателя. Это показательный и собирательный образ жизни Гоголя: красивая молодая женщина, которая хочет приблизиться к нему, а он не хочет этого, т.к. эта женщина для него мертва, впрочем, как и все остальные женщины мира.

Можете себе представить, каким успехом у женщин пользовался в тогдашней светской жизни Петербурга молодой, образованный, умный, привлекательный и обеспеченный мужчина. Как они его добивались и на какие пускались ухищрения. Но каждый раз, выходя в свет, он старался избегать их, как мог. А это порой бывает очень нелегко, скажу я вам, ой как нелегко, что могут подтвердить также многие мужчины-натуралы. Чаще всего удается успешно отвязаться от назойливой подруги, только сообщив ей, что ты серьезно влюбился в другую, и скоро женишься. И что же делать потом, когда все опять видят, что ты продолжаешь оставаться холостяком. При этом обстоятельства вынуждат Гоголя снова и снова выходить в общество (как заставлял Хому идти в церковь богатый сотник в повести «Вий») и проходить заново эти муки, когда все окружающие женщины (часто довольно красивые) добиваются его всеми силами. Он даже очертил вокруг себя защитный магический круг, который должен защитить его от женщин. Но в конце приходит страшный Вий, и он (Хома-Гоголь), совершив  ошибку и нечаянно посмотрев на него, в конце погибает, причем не от вурдалаков, а от собственного страха.

Хома и панночка. Фрагмент фильма "Вий".

Нечто подобное позднее произошло и в реальной жизни Гоголя, причем он сам целенаправленно шел к этому. Окружающие нередко замечали странности в его поведении (например, склонность быстро покинуть какой-нибудь город и срочно уехать, даже ночью) и в психическом состоянии, которое особо обострилось перед смертью. Он был не в силах побороть противоречия своей нетрадиционной внутренней сущности и необходимости быть таким, как все. Более того, эта его сущность была греховна с его же собственной, религиозной точки зрения. И он, по сути, захотел умереть в соответствии с сюжетом своей выдуманной истории, так и не познавшим женской любви (молодым и не женатым, как и Хома), с остро охватившем его ощущением страха и ужаса перед смертью.

Образцом для подражания в этом соединении своего литературного произведения и истории своей жизни и смерти стал его кумир, друг и возможно даже больше – поэт А. Пушкин. Тот тоже приложил максимум усилий, чтобы окончить жизнь так, как он описал ранее в своем романе «Евгений Онегин», вызывая барона Геккерна на дуэль. Хотя, про дуэль Пушкина с Дантесом, т.н.  «приемным сыном» Геккерна, и про чрезвычайно интересный для анализа с этой точки зрения роман «Евгений Онегин» - тема отдельной статьи.

Таких невинных увлечений, как любовь к переодеванию в женскую одежду, к женским ролям, отсутствие влечения к женщинам и пр., сейчас было бы достаточно для любого западного психолога сделать соответствующее заключение и выписать для молодого человека направление на операцию по смене пола, если он на ней настаивает. Потому что, если такая операция не будет произведена, то такой несчастный человек, ощущающий себя не в своей тарелке, т.е. буквально не в своем теле, может покончить жизнь самоубийством. Нечто подобное, в конечном счете, произошло и в случае с Гоголем. Ведь это было совсем другое, архаичное время. Глубоко патриархальная Россия с огосударствленной ортодоксальной религией однозначно и резко осуждала нетрадиционную сексуальную ориентацию. Впрочем, эта нетерпимость к сексменшинствам присутствует в России до сих пор и в наши дни. А тогда Гоголь тем более вынужден был скрывать свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Причем, будучи глубоко религиозным человеком, он внутренне осуждал самого себя, и окружающие его попы всячески поддерживали эту точку зрения о его глубокой внутренней греховности.

Глубокая религиозность Гоголя не позволяла ему принять свою сексуальность, породив длительную депрессию и желание смерти.  И однажды, послушавшись фанатика-попа Матвея Константиновского, который предписал Гоголю для избавления от «внутренней скверны» воздержание от сна и пищи, писатель во время поста буквально уморил себя голодом в возрасте 43 лет.

Тогда легко можно предположить, что именно Гоголь сжег перед смертью. И это, конечно же, была не рукопись второго тома «Мертвых душ», которую позднее нашли среди его книг. Дело в том, что Гоголь никогда не имел собственного дома, всегда переезжая с места на место. Он всегда возил с собой в портфеле все свои личные дневники и неопубликованные рассказы, в которых наверняка можно было найти доказательства его нетрадиционности. Скорее всего, именно эти дневники и рукописи неопубликованных рассказов (и которые опубликовать не было никакой возможности) приказал сжечь Гоголь перед своей запланированной смертью, которую в таком случае можно смело назвать самоубийством. Клубок неразрешимых внутренних противоречий и проблем, связанных со своей постоянно подавляемой нетрадиционной сексуальной ориентацией и, одновременно, с глубокой внутренней религиозностью с ее строгими ортодоксальными догматами, привели Гоголя к осознанному выбору – добровольному (хотя и по совету попа Константиновского) отказу от пищи и сна, что усугубило депрессивное нервное расстройство и привело его к впадению в коматозное состояние, которое тогдашние врачи приняли за смерть. Поэтому имеет под собой основания легенда, что Гоголь был похоронен живым, так как внутренняя стенка гроба при перезахоронении была исцарапана.

Таким образом, Гоголь пал жертвой обстоятельств и ортодоксально-архаичного уклада России того времени, той России, которой он всегда служил верой и правдой. Кто знает, как сложилась бы его судьба в наше время. Время, когда братья, которые легко стали сестрами Вачовски продолжают нас радовать удивительными мистическими и фантастическими киношедеврами.

Единственная прижизненная фотография Н. Гоголя в Риме 1845 г., в окружении русских художников.

Комментировать Всего 2 комментария

Сергей, спасибо за интересную статью! Скажите, какой литературой (о Гоголе) и источниками Вы пользовались при ее написании?

Аркадий, спасибо за интерес к статье. Все источники о Гоголе, которые я использовал, указаны в ссылках по тексту. А размышления и выводы о Гоголе и его произведениях - мои собственные, к которым я пришел сам. Это, кстати, относится ко всем моим статьям.

Эту реплику поддерживают: Аркадий Недель