16:35  /  16.12.17

Отрывки из новейшей истории РПЦ

В наше время многие задаются вопросом, почему Русская православная церковь пользуется такими привилегиями со стороны…

В наше время многие задаются вопросом, почему Русская православная церковь пользуется такими привилегиями со стороны государства, которые позволяют ей играть столь значимую роль в жизни России. И почему из всех государственных институтов СССР только РПЦ и некоторым силовым ведомствам удалось в неизменном виде пережить развал страны. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории РПЦ, вернуться ко времени ее создания.  Расхожим является мнение, что Сталин создал РПЦ в тяжелые годы Великой Отечественной войны исходя из своих неких внутренних убеждений (как бывшего семинариста), для необходимость сплочения граждан перед лицом врага. Но в последнее время открываются документы, свидетельствующие о совершенно других реалиях того времени. Как ни странно, но оказывается, что в создании РПЦ в 1943г. россияне должны благодарить... американцев.

Что касается личных убеждений Сталина, то они были вполне атеистическими. Когда писатель Э.Людвиг спрашивал у Сталина: возможно, родители повлияли на то, что он стал революционером, тот ответил: «Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма как действительно революционного учения».

После смерти патриарха Тихона в 1925 году и ликвидации института патриаршества Советская власть с помощью репрессий методично добивалась своего контроля над церковными кадрами Синода - митрополитами.  И уже в 1927 г., митрополит Сергий подписал знаменитую «Декларацию», в которой указывалось, что, оставаясь православными, необходимо помнить долг быть гражданами СССР, радоваться успехам Родины и огорчаться ее неудачам.

Вторжение нацистской Германии в СССР началось 22 июня 1941г. И уже на следующий день американский президент Рузвельт уведомил Сталина: «Свобода поклоняться Богу, как диктует совесть, – это великое и фундаментальное право всех народов. Для США любые принципы и доктрины коммунистической диктатуры столь же нетерпимы и чужды, как принципы и доктрины нацистской диктатуры. Никакое навязанное господство не может получить и не получит никакой поддержки, никакого влияния в образе жизни или же в системе правления со стороны американского народа». И с тех пор Рузвельт пользовался любой возможностью подчеркнуть необходимость религиозной свободы в Советском Союзе. Осенью 1941 года, когда германская армия подошла к Москве и американец А.Гарриман вместе с английским лордом Бивербруком собирались вылететь в Москву, чтобы согласовать программу возможных американо-английских поставок в Советский Союз, Рузвельт воспользовался этим случаем, чтобы вновь выступить в защиту свободы вероисповедания в СССР. «Я считаю, что это реальная возможность для России – в результате возникшего конфликта признать у себя свободу религии», – писал Рузвельт в начале сентября 1941 года. Он предложил: «Если в ближайшие несколько дней, не дожидаясь прибытия Гарримана в Москву, советское руководство санкционирует освещение в средствах массовой информации вопросов, касающихся свободы религии в стране, это могло бы иметь весьма положительный просветительный эффект до поступления на рассмотрение Конгресса законопроекта о ленд-лизе». 

Пообещав расширить религиозные свободы в СССР, первым шагом Сталина стал выпуск в 1942г. книги «Правда о религии в России», выпущенная качественным изданием в тяжелое военное время, которая удивила многих людей в самом СССР. Однако Запад должен был не только прочитать, но и услышать о положении верующих в России непосредственно от иерархов крупнейшей в стране Церкви. В то время, как продовольственное обеспечение в стране в 1943г. стало катастрофическим. Почти вся армия, а также значительная доля «гражданки» (в основном, работники ключевых военных заводов и номенклатуры), находились в основном на ленд-лизовском продовольственном обеспечении тушенкой, маслом, шоколадом и т.п. Более того, можно уверенно утверждать, что, с исчерпанием продрезервов в начале войны, в 1943—1945 годах сельское хозяйство СССР, по большей части разорённое войной в оккупированных житницах Украины, Северного Кавказа, Черноземья, было не в состоянии прокормить многомиллионную армию и «гражданку». К 1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. 

В начале осени 1943 г. руководители стран антигитлеровской коалиции (США, Англии и СССР) готовились к первой встрече в Тегеране. На эту встречу Сталин возлагал большие надежды, связанные с открытием Второго фронта и увеличения продовольственных поставок по ленд-лизу. Руководство Англиканской Церкви еще летом 1943 г. выразило желание посетить Москву. Накануне Тегеранской конференции подобный визит оказывался как раз кстати. Но для того, чтобы он прошел на высшем уровне, предпочтительнее было бы организовать встречу англиканской делегации не с местоблюстителем, а с Патриархом. Зная, что конференция намечена на конец ноября, надо было торопиться, дабы успеть не только «продемонстрировать» Патриарха, но и получить политические дивиденды от этого «просмотра». Так сентябрь 1943 г. стал новой вехой церковно-государственных отношений в СССР. Но нужно было спешить. С августа 1943 г. переговоры между представителями НКГБ (Наркомат государственной безопасности) и Московской Патриархии велись достаточно интенсивно. Тогда же Сергию (Страгородскому) разрешили вернуться в Москву из Ульяновска, где митрополит находился в эвакуации с конца 1941 г. 4 сентября в столице находились также и митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич), еще в 1942 г. введенный в Чрезвычайную государственную комиссию по выявлению и расследованию немецких преступлений. В тот день Сталин находился на своей даче в Кунцево, где обсуждал церковные вопросы с Г.Маленковым и Л.Берией, а также с полковником госбезопасности Георгием Карповым, с 1940 г. возглавлявшим 3-й отдел 5-го управления НКВД. Этот отдел занимался церковными делами в центральном аппарате наркомата. Сразу же после встречи со Сталиным Карпов созвонился с митрополитом Сергием и сообщил ему, что правительство готово принять иерархов, когда они захотят: сегодня, завтра или в любой другой день. Разумеется, митрополит ответил, что они согласны приехать немедленно. Поздно вечером в Кремле митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились со Сталиным. Митрополит Сергий поднял вопрос об избрании Патриарха, для чего, по его мнению, необходимо было созвать Поместный Собор через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то не Поместный, а Архиерейский Собор можно созвать через 3-4 дня. Архиерейский Собор 8 сентября 1943г. единогласно избрал митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси.

 Поместный собор Русской православной церкви 1945 года, на котором был избран Московский патриарх Алексий I (Симанский), проходил под полным контролем Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ). Об этом стало известно из документов, которые недавно рассекретила СБУ (Служба безопасности Украины). Документы обнаружил львовский историк Р.Скакун в 9-м фонде архива СБУ в Киеве. Фотокопии материалов Скакун выслал российским коллегам, которые исследуют эту тему.  В них, в частности утверждается, что все (!!!) делегаты т.н. Поместного Собора РПЦ МП 1945 года были завербованы чекистами. Из рассекреченных документов следует, что НКГБ СССР и его подразделения в союзных и автономных республиках, краях и областях занимались подбором кандидатов для участия в соборе из представителей духовенства и мирян. С этой целью нужно было наметить "лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе".

"Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на Соборе нужную нам линию", - говорится в письме, направленном в сентябре 1944 года на места с подписью начальника 2-го управления НКГБ СССР Федотова и руководителя пятого отдела 2-го управления Карпова. 

С открытием части архивов КГБ после августа 1991-го впервые появились ясные доказательства того, что православная иерархия целиком и полностью контролировалась советской спецслужбой. Из отчета священника Глеба Якунина, члена Комиссии Президиума Верховного Совета Российской Федерации по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП: «О масштабах слияния церковных и чекистских должностей и задач РПЦ и КГБ СССР можно судить хотя бы по таким материалам из отчетов, хранящимся в Центральном архиве КГБ СССР. В июле 1983 года «в Ванкувер (Канада) на VI Генеральную ассамблею в составе религиозной делегации СССР (120 человек) направлено 47 (!) агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала» (Центральный архив КГБ СССР). В то время из всех иерархов советской РПЦ лишь Литовский архиепископ Хризостом нашел мужество открыто подтвердить свое агентурное прошлое под прозвищем «Реставратор». А еще агент КГБ с прозвищем Арамис, работавший переводчиком в отделе внешних церковных сношений Московской патриархии (с 1989-го до 2009 года этот отдел возглавлял нынешний Патриарх РПЦ Кирилл), решил покаяться на страницах газеты «Аргументы и факты» (№ 8, 1992 год). Он рассказал, что почти все сотрудники отдела внешних церковных сношений работали или на Московское УКГБ, либо на союзный КГБ. Существует мнение, что после развала СССР некоторые агенты КГБ в РПЦ решили, что они могут ослушаться своих кураторов и проводить собственную независимую церковную политику. Неожиданной стала смерть патриарха РПЦ Алексия ІІ в 2008г., которую многие считают насильственной.

В 2014г особую роль в реализации сценария т.н. «русской весны» сыграло украинское подразделение РПЦ - Украинская православная церковь (Московского патриархата). Так, за три недели до начала операции по захвату Крыма, 30 января, в Симферополь под патронатом Русской православной церкви и патриарха Кирилла с Афона привезли православную святыню - Дары Волхвов. Безопасность ценной реликвии христианского мира доверили охранять Игорю Гиркину, более известному под псевдонимом Стрелков. Фактически Гиркин, прикрываясь этой святыней, использовал поездку для проведения разведдеятельности на территории Украины, в Крыму, и проводил встречи с нынешним главой Крыма Аксеновым. Впоследствии оказалось, что Гиркин был почти постоянным членом православных делегаций в Украине. Есть подтверждение, что он планомерно посещал Южные и Восточные епархии УПЦ (МП). Фактически это можно расценивать теперь как разведывательную и подготовительную миссию. И, судя по всему, он был не один такой паломник. В январе вместе с Гиркиним в Крыму высадился целый десант российских политиков в составе делегации Даров Волхвов. Среди них был российский миллиардер Малафеев и депутат Госдумы от "Единой России" Дмитрий Саблин. Последний - один из руководителей Всероссийской организации ветеранов "Боевое братство", имеет отличия ФСБ. Впоследствии Гиркин сам признался, что в операции по захвату Крыма он принял непосредственное участие уже 21 февраля 2014г.  Очевидно, что состав крымской делегации Русской православной церкви не мог обойтись без благословения патриарха РПЦ Гундяева. После успешного завершения операции в Крыму Гиркин был переброшен в Славянск. В то время в украинской прессе часто писали об использовании церквей на Донбассе и даже Святогорской лавры как баз для диверсионных групп. 

Резко отрицательное отношение руководства России к другим христианским конфессиям, которые не курируются ее спецслужбами, достаточно красноречиво проявляется в недавнем законодательном признании Верховным судом России экстремистской организацией Церкви Свидетелей Иеговы в России . В этой связи также можно вспомнить малоизвестный факт убийства пятидесятников в Славянске в 2014г.  Тогда во время праздничного богослужения в церкви «Преображение Господне» в день Троицы, боевики Русской православной армии  задержали четверых членов этой церкви, вывезли их в неизвестном направлении и убили.  

Все годы независимости Украины РПЦ всегда резко негативно относилась к стремлению украинских верян (укр. вірян) создать поместную УПЦ, независимую от РПЦ. Максимум, на какие уступки пошло РПЦ, это недавнее (30 ноября 2017г.) внесение в устав РПЦ уточнения о том, что юрисдикция Общецерковного суда распространяется на всю Русскую церковь, кроме УПЦ МП.

Комментировать Всего 1 комментарий

Хорошая работа. Спасибо. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кравчук