Времена, когда первый народный гипнотизер давал широким массам установку на добро, а все человечество зачитывалось бест-селлером продавца счастья Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», сегодня вспоминаются с ностальгией, настолько расхожим и однообразным товаром стали душевное благосостояние, счастье и прочий позитив. От методик по обретению позитива, уверенности в себе и осознанности некуда деваться, а предаваться мизантропии, хандрить и впадать в уныние стало просто неприлично. Даже Франция – уж на что страна ворчунов и пессимистов – и та больше не сопротивляется веяниям оптимизма, пришедшим из-за Атлантического океана. «Улыбайтесь и радуйтесь жизни – это приказ», так звучит сегодняшняя установка на добро. Различные «feel-good books» наводнили прилавки; вслед за переводными, здесь давно появились и собственные французские издания под заголовками на любой вкус - то простыми и доступными, то затейливыми до абсурда: «Жизнь проста, не беспокойся», «В мире все намного лучше, чем вам кажется», «Бублики Оскара или мои сто дней счастья», «Секрет изготовления нервущихся носок», «Литературный круг любителей картофельных очисток», «Твоя вторая жизнь начинается тогда, когда ты понимаешь, что жизнь у тебя одна» и т.д. и т.п.

Авторы этих библий счастья и хорошего настроения – «новые инженеры человеческих душ», а именно многочисленные коучи по снятию стресса, оптимизму и осознанности, которые невероятно расплодились во Франции. В стране насчитывается 50 школ коучинга, и их выпускникам приходится работать локтями в поисках клиентов.

Типовой профиль такого коуча – это дама лет тридцати, бросившая надоевшую офисную работу и отправившаяся в путешествие по миру (лучше всего в Индию), где она набралась высокой духовности от различных гуру. Вернувшись в Европу и получив  соответствующий диплом (а порой и не имея оного), коуч готов – за хороший гонорар - поделиться просветлением со всеми желающими. Час позитивного коучинга стоит около 65 евро для индивидуалов. Предприятиям, устраивающим сеансы корпоративного коучинга, это удовольствие обходится примерно в 2500 евро – за полдневный трейнинг.

«Отправлять молекулы счастья людям» - так описывает свою работу одна из коучей-«самородков» - Катрин Теста, основательница сайта Loptimisme.com. Ее техника  - наполнять свои консультации мудрыми цитатами, найденными в сети, щедро приправляя их англо-саксонскими терминами. Основные советы и самой Теста, и большинства других коучей оказываются, при более подробном рассмотрении, весьма схожими и весьма  банальными: «Оптимизм – это утверждать, что лучшее будущее возможно»,  «Чтобы лучше себя чувствовать, надо встать с дивана и начать действовать», «Трудности делают нас сильнее», «Надо видеть стакан не наполовину пустым, а наполовину полным» и так далее.

Все эти нехитрые премудрости синтезируются коучами в методику, которая, в общем и целом, - не что иное как знаменитый метод Куэ, появившийся еще в 1920-ые годы. Он заключается в

самовнушени

и

, основанн

ом

на многократном повторении утверждения о хорошем здоровье, самочувствии, настроении, уверенности в себе

и прочего - на выбор пациента. Метод этот бесспорно неплох, но имеет некоторые серьезные ограничения. В виде суровых жизненных реалий. Не обращать внимания на эти реалии советовали еще античные стоики, призывающие менять не мир, а свое к нему отношение. Их философия оказалась более чем востребована сегодняшней системой. Прекратить недовольствовать, смириться и возрадоваться всему тому, что у них пока еще есть, призывают граждан и политики, и начальство.

Оптимизм стал любимым словом французских элит. Несколько лет подряд в стране проводится «Фестиваль позитивной энергии – Весна оптимизма», который обещает зарядить бизнес хорошим настроением. При условии, что бизнес проспонсирует мероприятие, организуемое Тьери Сосезом, пиарщиком бывшего французского президента Николя Саркози.

« Оптимистичная установка способствует росту продаж фактически любых товаров», уверяют маркетологи. Советущие для продвижения того или иного продукта не рассказать потребителю о его качествах, а просто преподнести красивую историю, вызывающую у него прилив хорошего настроения.

Именно оптимизм был главной козырной картой Эмманюэля Макрона, который как известно окружил себя весьма умелыми маркетологами и прочими коучами, знающими в какую обертку завернуть малоизвестный потребителю политический продукт. Оптимизм – краеугольный камень макроновского движения «Республика, вперед», утверждает Станислас Герини, редактор хартии президенсткого движения. Не отстают от президента и многие члены оппозиции, которые воспевают радость жизни и потрясающий потенциал нашего народа.

Так что оптимизм – это нынче не просто мода, это необходимость. Особенно он незаменим в тяжелые экономические времена, когда французов просят потуже затянуть ремни и кошельки и объективных поводов для радости явно мало. Фраза «денег нет, но вы держитесь» - вполне могла бы быть лозунгом движения «Республика, вперед», которое приступило к полному пересмотру трудового кодекса и дальнейшему расшатыванию основ социального государства.

Торговцы оптимизмом и позитивом могут потирать руки, уж им то экономический кризис, увольнения, непопулярные реформы и прочие трудности сулят всё новых и новых клиентов.

Воистину, оптимизм – новый опиум для народа.