I. О чем речь.

В последнее время многие специалисты в области когнитивных исследований и мозга человека, да и наблюдательные обыватели:

во-первых, все чаще склонны фиксировать массовые проявления нарушений когнитивных и коммуникативных функций человека. Это выражается в искаженном восприятии действительности, росте конфликтности и агрессивности, снижении договороспособности отдельных людей и групп, деструктивной активности (порой маниакальной), абсурдных действиях и решениях, падении общего уровня логики и интеллекта. Шизоидно-параноидное и обсессивно-компульсивное поведение становится нормой. Если коротко – спинной мозг сильно потеснил головной;      

во-вторых, данное опасное явление часто объясняют с точки зрения тотального «алармизма», связанного с не зависящими от человека обстоятельствами. Мол, проект «человек» не оправдал своего существования, и природа его сворачивает. Тем более - перенаселение, загрязнение окружающей среды, новый виток гонки вооружений и т.д. Ничему не учится человечество и исправляться не собирается. Поэтому поломка мозга, как и сам мозг, есть явление природное, носит характер генетической мутации, связано с изменениями ноосферы, глобальной информационной среды. Такова точка зрения некоторых представителей науки. Простым наблюдателям известна также теория «золотого миллиарда»: «глобального заговора» с целью планового, рукотворного сокращения численности населения. Мистики находят в происходящем параллели с картинами массового помешательства из «Мастера и Маргариты». От М.А. Булгакова и его профессора Преображенского, собственно, и цитата - «разруха в головах». Этот взгляд еще ближе к апокалипсису.

Но для клинической картины формы теории истоков мозговых мутаций не важны. Ведь во всех случаях вывод один - сделать с этим ничего нельзя. Остается только ждать своей очереди... 

С «во-первых» не поспоришь, но вот с «во-вторых» мириться не хочется, потому что наверняка не все подписывались на массовый суицид.

Поэтому предлагаю поискать зависящие от каждого из нас способы не участвовать в этом коллективном явлении (оправдание такой наглости -  наличие диплома в предметной сфере).  

В начале нужно договориться о базовых преставлениях. Мозг – это не только данный нам природой сложнейший «прибор», но и вместилище сознания. Место сознанию в физической картине мира, к сожалению, нашлось относительно недавно, когда в квантовой физике появилось понятие «Наблюдатель», без которого любое явление не имеет определенного пространственно-временного воплощения. Но «эталонной» теории сознания пока нет.

В этой связи исходим из упрощенной картины. Есть мозговая ткань – набор нервных клеток и проводящих сетей, и есть постоянно меняющиеся связи между ними – сложная синергия электрических разрядов и химических взаимодействий между совершенно различными структурами головного мозга. Они пока только таким образом фиксируются наблюдателем, но, вероятно, и составляют физическую картину процесса мышления.

И картина эта имеет самые разные воплощения. Масштабное разноцветное «полыхающее» полотно сигналов с томографа во время работы синхронистов – переводчиков, музыкантов, танцоров, художников, и даже просто во время прослушивания классической музыки, чтения сложных текстов. Разрозненное очаговое тление в момент игры в «Тетрис» или просмотра картинок из гаджета о том, какие суши вчера съела певица Xсюша (бренд вымышленный, любые совпадения случайны).  

Проще говоря наше сознание - не только жесткий диск, но и записанная на нем программа. Последняя пишется час за часом и день за днем от начала и до конца, строка за строкой, слой за слоем.

И вот тут все банально и просто. Что в эту программу попадает, зависит, в основном, от каждого из нас. Каждый сам себе программист. Ибо глаза и уши даны, в том числе, чтобы их иногда закрывать.

Поэтому, и это очень важно, тезис о неизбежности мозговых алармизмов отпадает.

А вот рецепт профессора Преображенского, чтобы «каждый стучал себя по затылку и выбивал эти проклятые галлюцинации» очень даже кстати.

II. Следующий вопрос - что выбивать и как.

Как уже отмечено, томографы показывают, а ученые рассказывают, что в недрах головы постоянно распадаются отжившие и формируются новые нейронные связи. Их протяженность, системность, разветвленность и сложность формируют качество памяти и сознания. В свою очередь, нейронные связи – это лишь зеркало той картинки, которую мы воспринимаем всеми имеющимися средствами связи с внешним миром. Точно также как то, что мы едим, каждый день формирует наше тело. Не трудно представить - что с ним (телом) будет, если постоянно употреблять только сладкое и жирное, или питаться испорченными продуктами, или пить исключительно горячительное, или все это вместе. В лучшем случае – ожирение, в худшем – летальный исход.

А как, почему и за счет чего мозг, который употребляет примитивную рекламу, слышит дешевую попсу, мат, смотрит порно, новости из серии «страна онемела, узнав что…» или «народ присел, услышав такое…», буквально лающих с экранов «оппонентов», мозг, играющий в тупые компьютерные игры, страдающий от последствий «выпить, покурить и уколоться», может оставаться в форме и вообще функционировать?!

Архитектура мозга и сознания, ранее сотнями лет подряд воспринимавшая размеренный поток стандартных сигналов извне, просто не способна быстро измениться и переварить свалившиеся на нее за последние всего-то 40-50 лет иные порядковые уровни количества, качества и способов получения информации.         

Поэтому общий подход прост – информационная диета и внутричерепной фитнес.

Но рецептов, в отличие от правильного выбора продуктов, в интернете нет, нет фитнес-залов и даже мозговых диетологов (разве только в психоневрологическом диспансере).

Предлагаю во избежание встречи с последними вместе его (рецепт) разработать.

III. Рецепт мозгового фитнеса

 1.      Что не употреблять или существенно ограничивать? («Продукты» представлены по степени увеличения вредности).

1.1. Внешние источники хранения и обработки информации.

Вредны тем, что атрофируют память, сокращают объем индивидуального «жесткого диска».  

Использование внешних источников получения, хранения и обработки информации повышает оперативность ее извлечения, качество (объективность, стандартизированность), доступность, надежность хранения. Но при этом мозг постепенно теряет те функции, которые позволяли ему самому совершенствоваться столетиями. Этот процесс, наверное, к сожалению, уже завершается. Это сопряжено с появлением гениев, которые стали способны формулировать теории физической картины мира, сподвигли человечество к изучению систем, более сложных чем их субъективное «Я», в том числе, изучению самого человеческого мозга, и, наконец, к созданию машин, способных успешно заменить этот самый мозг в части сбора, хранения и обработки информации. Мышлением машины не обладают, но «отобрав» у человека часть этих функций, «создали» угрозу ухудшения качества самого сознания. Сокращение объема долговременной памяти, способности самостоятельно выполнять сложные расчеты, замещение моторики письма на моторику использования клавиатуры, негативно сказывается на нейронной сети мозга, и это доказанный факт.               

1.2.  Социальные сети (чрезмерное употребление). Актуально для мужской половины и для родителей детей, имеющих доступ в интернет – эротическая и порнопродукция.

Вредны тем, что сокращают потребность вербального общения, обедняют языковые и речевые функции головного мозга. В бытовом плане создают иллюзию бесконечности выбора социальных и сексуальных партнеров и представляют серьезную угрозу традиционным формам межличностного взаимодействия. Чрезмерное употребление эротического интернет-трафика блокирует проявления высшей нервной деятельности.

Пояснения здесь вряд ли необходимы. Малоприятно общаться с собственным ребенком (по его просьбе) по мессенджеру, находясь в соседней комнате. Догадываюсь, что не менее неприятно жене обнаруживать у мужа следы фривольной переписки с дамой со страниц сайта «все красотки мира в одном месте».    

Что касается эротической продукции, то ее частое употребление развращает мозг более сильными визуальными сигналами возбуждения, чем любая «простая русская ….», сводит на нет такое явление, как творческая сублимация неизрасходованной сексуальной энергии. Прямо не реализованный сексуальный инстинкт – это основной источник энергии для творчества, а зачастую и источник самих содержательных и романтичных образов. Поэтому злоупотребление этим доступным интернет-продуктом нивелирует романтическую составляющую, опрощает и опошляет мышление, снижает шансы на любовь и даже влюбленность. Первое знакомство с этим явлением серьезно травмирует детский мозг, для которого на пути познания запретов нет, тем более в сети. В некоторых случаях (в зависимости от возраста и воспитания) травма сравнима с последствиями реального сексуального насилия. Поэтому берегите детей.     

1.3. Клиповые форматы информации.

Это - телевизионные новости целиком, интернет-новости в формате бегущей строки, «желтая» пресса, «бульварные» книги, инфоленты об упомянутых Хсюшиных суши.

Вредны тем, что на физиологическом уровне укорачивают и фрагментируют нейронную сеть мозга.

Когда мы читаем классическую литературу или смотрим классическое же кино, в голове прорастает длинная, сложная, живая, красивая, словно ветка цветущей сакуры, нейронная связь. Длинная уже только потому, что между завязкой, кульминацией и развязкой проходит достаточно много времени и взаимосвязанных событий. Переходя от главы к главе (от части к части), мы должны удержать в памяти то, что узнали раньше, ощутить контраст атмосферы, запомнить недосказанное, сопоставить причину со следствием, сопереживать одному персонажу, не понимать или даже ненавидеть другого, пытаться предсказать - что же будет дальше, а потом с удивлением обнаружить совершенно неожиданные ход сюжета и действия героев, новые картины обстановки и сокровенные мысли автора. В это время в недрах черепа ткутся сложные и объемные кружева.

В новостях и другой клиповой информации завязка, кульминация и развязка укладываются в 1-2 минуты. Чаще всего – вообще ограничиваются только кульминацией. Каждый сюжет автономен. Между ними даже нет времени подумать. Вот война – «когда это кончится?!». Вот убийство – «нелюди, прям как соседи». Поймали за взятку – «так и надо, всю страну разворовали». Марфа-заступница предсказала конец света – «ну ей-то точно можно верить, а вдруг?!». Очернили святого – «да какой он святой – страну про….л, но сразу в порно эт тож не дело». Мужик на фото «первых леди» стран НАТО – «ну это даже хуже войны…».  

В это время единая ткань мозга распадается на изолированные протуберанцы, внутри которых вращаются не связанные друг с другом предметы и образы – трупы, неофашисты, воры, оскорбленные чувства, режиссеры- враги народа. И все это остается в мозгу. И никто не может выделить эту дрянь, приняв слабительное. У желудочно-кишечного тракта есть известный защитный очистительный механизм. У мозга его нет, хотя давно может быть и диарея, и рвота, только нет возможности избавиться от продуктов распада. Память – это гештальт, в котором ничего не стирается навсегда, а лишь отступает на периферию. Поэтому информационный яд циркулирует внутри сознания до последнего вздоха…

Это касается содержания ячеек. В отношении самой ячеистой структуры сознания важно отметить и положительные стороны таких изменений. Как справедливо сказано в комментариях к незаконченному тексту этого «эссе», у обладателя фрагментированного мозга повышается скорость принятия решения. По теории В.А. Геодакяна все основные явления в природе представляют из себя по сути бинарно-сопряженные подсистемы (оперативную и консервативную). Мозг тоже утроен по такому принципу – кора отвечает за взаимодействие с внешней средой, подкорковые слои - за обработку, систематизацию и хранение информации. Аналогичное распределение функций между левым и правым полушариями. В условиях изменчивой среды, развитие скорости реакции - чрезвычайно важное свойство всех живых существ. Но во всем важен баланс. И в подсистемах мозга тоже. Поэтому справится ли «новый» мозг с задачами, где важно качество, сможет ли он придумать таблицу Менделеева – уже вопрос. 

1.4. Ток-шоу в формате «стенка на стенку». Пропагандистские и антипропагандисткие материалы в любом виде, в том числе, религиозная пропаганда. 

Вредны тем, что поляризуют сознание, примитивизируют модель мира, разрушают межполушарные связи и повышают общую агрессивность.  

Мир сложен и разнообразен. В нем гораздо больше, чем «50 оттенков серого». Хотя мозг в ходе восприятия любой новой информации пытается сопоставить ее с ранее известными лекалами и уложить в имеющиеся категории и кладовые памяти. Мы склонны сравнивать людей с другими личностями. «Как похож на…». Или картины, музыку, книги и фильмы. «Ну это в стиле…», «совсем как в фильме у…», «знакомая фабула…», «а это точно музыкальный плагиат…».  Так проще сэкономить энергию для решения возможных более важных задач, например, в условиях резких изменений внешней среды (об этом говорилось выше).

И здесь главное - мозгу чрезмерно не потворствовать. Необходимо стремиться к познанию новой информации и к получению ранее неизвестных навыков.

Однако, упомянутые ток-шоу и материалы работают в обратном направлении - максимально используют эту особенность мозга – следовать по старым лекалам.

Больше того, они раскрашивают картину мира в черно-белый цвет. Есть либо хорошее, либо плохое; с нами или против нас; либо свое, либо чужое; либо нормальное, либо извращенное; похоже на настоящее дерево – искусство, не похоже – не искусство; и так во всем.

Такой подход приводит к тому, что, во-первых, новые нейронные связи просто не образуются, все новое укладывается в одну из двух имеющихся в мозгу полочек. Во-вторых, искажают картину мира, предельно ее поляризуя.

При чем это происходит как на индивидуальном уровне, так и на социальном.

Человек постепенно теряет способность анализировать, сопоставляя явления хотя бы с одним из 5-ти оттенков. Атрофируются функции левого полушария, связанные с построением логических связей. Правое соотносит внешние явления с уже имеющимися полярными категориями.  Разрушаются связи между правым и левым полушарием. Сознание индивидуума постепенно расщепляется, что выражается в появлении элементов шизоидного мышления и параноидного восприятия. Что точно не черное, и не белое - становится опасным. А сложные категории могут незаслуженно попадать именно в черный ящик и уже только поэтому враждебно восприниматься.

По такой же схеме поляризуется общество. Социальные группы тоже начинают носить один из ограниченных оттенков – как «красные» и «белые».  Яркий пример такого явления – истерия по поводу одного еще не вышедшего фильма. Это очень опасные симптомы массового схизиса. Не стоит приуменьшать значение таких явлений и продолжать играть в пропаганду. Ведь поляризованное сознание становится очень агрессивным не только конкретно к объективным врагам и негативным явлениям, но и агрессивным вообще. Сегодня эта агрессия может быть направлена против отдельных представителей действительно опасной внешней среды. Завтра, не находя прямого выхода и приложения, произвольно или намеренно агрессия может быть обращена внутрь социума. А здесь вектор может быть разный - национальный, классовый, культурный, и, наконец, государственно-институциональный. Механизм трансформации тот же, что и на индивидуальном уровне, когда агрессия становится аутоагрессией и иногда выливается в суицид. Общественное самоубийство в форме революций и гражданских войн – явление известное для многих стран. Но либо история ничему не учит, либо ее не учат…   

Фанатичная (почеркну - именно фанатичная) религиозная пропаганда есть частный, но самый крайний случай искусственной поляризации сознания.

Силовое насаждение любых упрощенных моделей, где есть только Бог и дьявол, рай и ад, верные и неверные, правильный Бог и неправильный, уже привело к колоссальным человеческим жертвам в истории.

Но в последнее время использование этого инструмента сильных и знающих (не значит - умных и образованных) против слабых и малограмотных (не значит – тихих и беспомощных) осуществляется системно и почти открыто. При чем разыгрывается уже далеко не только религиозная «карта». Принцип «разделяй и властвуй» для мировых гегемонов становится еще более актуальным. А яблоко раздора может быть любым. «Успехи» такой политики налицо. Усиливаются не только религиозные радикальные течения, растет терроризм, но начинают воевать и братские народы. Главное - разжечь войну в головах, а уж какой оборот это примет на деле – почти не важно.

Когда это делают исторические оппоненты – понятно, вековые традиции. Но когда хрупкая, симпатичная, но смелая девушка, обличенная властью, с иконой страстотерпца в руках, становится причиной того, что одна стенка готова идти на другую внутри страны, как 100 лет назад, это уже за гранью понимания. Не менее опасно совершение «обычных процессуальных действий» в отношении имен с мировой известностью, которые в одночасье перебрасывают в стан оппозиции сотни деятелей культуры, влияющих на тысячи поклонников и просто представителей интеллигенции. И не важно – это последствия сшибок (именно сшибок - по И.П. Павлову) в конкретных головах, либо действия закулисных дирижеров. Ведают или не ведают что творят, но совершают крайне опасные для социальной стабильности манипуляции.                

1.5. Реклама.

Вредна тем, что действует напрямую на подсознание, архаизирует сознание до рефлекторного уровня, искажает причинно-следственные связи реального мира, формирует завышенные ожидания от среды, повышает риск развития депрессии и суицидального поведения в результате фрустрации от нереализованных желаний и представлений.

Знакомая бытовая картинка – телевизор работает «в фоновом режиме», никто не обращает на него внимания. Рядом не только Вы, но и, к примеру ребенок до 2-х лет и домашний питомец.

Начинается реклама. И все тут-же прикованы к экрану. Потому что в это время происходит ковровая бомбардировка мозга из всего арсенала – громкость (или внезапная тишина), яркость, простота символов, динамичность, повторяемость и прочие «ай  стопперы»,  на которые мозг реагирует не на сознательном уровне, а на уровне рефлексов.

Ни ребенок, ни кошка или собака пока не знают слов, но смотрят и слушают!! - именно рефлекторно.

А что происходит на картинках? Роскошные авто и шикарные квартиры появляются из ниоткуда. Еда сама залетает в рот, глазированные орехи разговаривают,  батончики делают реципиента непобедимым, а сладкая газировка – счастливым. Туалетная бумага мягким прикосновением облака сама вытирает последствия. Дезодорант дарит вечную любовь и (или) секс с лучшими моделями. Следы всего этого вместе ликвидирует мускулистое моющее средство, обладающее, зачем-то, белоснежной улыбкой, и почему-то непристойно подмигивающее хозяйке.

Стоит это осознать – становится смешно или жутко, но смеемся ли мы или огорчаемся всякий раз, видя это? Нет, потому что сознание в этот момент выключено. Ведь основная задача специально обученных создателей роликов и другой рекламной продукции – метить в яблочко бессознательного, возбуждая желания, помимо разума и воли.

Если мы взрослые люди и картина реального мира с его ограничениями и реалиями в нас уже есть – это не смертельно. Но если все это воспринимает ребенок… Да еще, начиная с люльки и до школьной скамьи, постоянно, потому что родители включают «ящик» только как фон…

Вот тогда мозг будет безнадежно продут сквозняком и заражен булимией потребления. Он сам станет этим ветром между индукционной катушкой, возбуждающей желания ради самих себя, и фильтром, не допускающим любые ограничения действительности.

Зачем тяжелый многолетний труд, связанный с обучением, работой, если все происходит само собой? Стоит лишь захотеть и все необходимое появится – делать ничего не надо. Это представление не на уровне мыслей и слов (не конченные же люди идиоты), а в модели архетипа мира, который отражает все сфотографированные некогда из «ящика» картинки с летающей туалетной бумагой и отложенные навсегда в ископаемых слоях подсознания.          

И тогда, к окончанию школы или, если повезет, ВУЗа, звучат вопросы «а когда у меня будет квартира и машина?!», или на второй неделе работы «а когда я стану начальником отдела?!» (самое страшное, что «по блату» часто и становятся).

Или в социальном масштабе, на уровне сдвига целой страны, выражающегося в перманентной революции и криках «кто не скачет, тот….». В данном случае часто употребляемая соска рекламы кратно усиливает инъекцию пропаганды и воспаленный коллективный мозг толпы фанатично верит, что если поскакать с кастрюлями на голове, то случится «европейский выбор», который автоматически перенесет всех в мир по ту сторону экрана.

Получается, что сознание большой (если не большей) части индивидуумов уже подготовлено к существованию в режиме, показанном в культовом фильме «Матрица», с подведенным пищеподатчиком, экскрементоотводом и 3D-симулятором. Но вот проблема - капсулы такие еще не построили. Вот тогда, при этом когнитивном диссонансе, и возникает тотальное недовольство всем - родителями, школой, соседями, друзьями, страной (своей или соседней), и вообще мироустройством.   

Ну а если столкновение «идеального мира» с реальностью происходит наиболее жестко,  тогда не избежать депрессий и, увы, суицидов, при чем совсем в юном возрасте, задолго до первой любви…     

1.6. Компьютерные игры и фэнтези.      

Вредны тем, что формируют ложные представления об управляемости внешней средой, приводят к потере интереса к статичной реальности, раздвигают виртуальные рамки личной свободы и способностей далеко за пределы реальных границ, девальвируют ценность жизни.   

Еще опаснее рекламы. Это как ядерное оружие для мозга. Механизм тот же, что у рекламы, но обман кратно страшнее. Мир создается, управляется и разрушается простым нажатием кнопки. Как для шизофреника галлюцинации являются абсолютной реальностью (голоса, звучащие только в его мозгу, воспринимаются теми же отделами, что и реальная речь) так виртуальная картинка игромана является реальной для его «подкорки».

Достаточно 2-3 лет управления джойстиком в допубертатном возрасте, чтобы мозг либо окончательно потерял интерес к реальному миру, либо начал вести себя как в компьютерной игре.

Зачем небо, деревья, море, дома и люди, которые не зависят от пульта управления, находящегося в твоих руках? Тогда - апатия, потеря интереса к учебе, общению, реальной внешней среде вообще.

Или – почему бы не поверить в то, что у тебя много жизней и твое тело имеет возможности, похожие на виртуальные или как показывают в кино? И тогда в лучшем случае – стритрейсерство (гонки, все части «Такси», здесь и далее для примера), паркур, роупждампинг, вингсьют  и пр. (бродилки, «человек-паук», «супермен»). Ничего плохого само по себе это не несет. Развивать способности тела - прекрасно. Но все имеет свои границы, а когда их не хочется чувствовать, тогда это опасно для жизни собственной и окружающих. Что и доказывает трагическая практика. И ничего крутого в этом нет. Такие «реальные пацаны» и «реальные чувихи» как раз, наоборот, - ожившая компьютерная графика, мультики, разъезжающие по улицам на огромной скорости, опасные для себя и других.

В худшем проявлении – это тяга к сильнодействующим препаратам, уравнивающим внутреннюю и внешнюю реальность, на этом фоне или даже без него - случайные суициды, бытовые убийства, массовые расстрелы на работе, а самое страшное - в школах. Последнее нас  серийно не затронуло лишь потому, что часто у родителей нет денег на дорогие «компы» и игры.

Менее стертая клиническая картина у взрослых. Но и у них нет полного иммунитета от проявлений магического мышления. Уже подросли любители «Властелина колец», «Гарри Поттера» и даже «Аватара». Склонность к ощущению собственной исключительности, компенсированные проявления «бреда отношения» или продуцирование «сверхценных идей» это характерные черты для многих молодых управленцев. Дискуссии среди подросших бизнесменов,  менеджеров и начинающих политиков часто напоминают символическое соревнование волшебных палочек и магических заклинаний, чем оперирование логическим аппаратом и последовательностью реальных фактов и связей между ними. Строительство личных «Хогвардсов» и дворцов – это клиника более взрослых и состоятельных персон. Хотя, скорее всего, это еще старые добрые сказки дают о себе знать, про замки людоедов и снежных королев. Но по сравнению с влиянием виртуального мира на неокрепший детский мозг это, безусловно, почти безобидные, а в отдельных случаях даже полезные проявления. А ощущения и устремления «добрых волшебников» надо даже поощрять.         

1.7. Боевики.

Вредны тем, что в весь этот ядовитый коктейль для мозга добавляют бочку дегтя агрессии. Формируют агрессивный паттерн поведения и превращают его не только в норму, но и романтизируют, превращая в идеальную модель.

Это добивает коллективный разум человечества и приближает глобальный и бесповоротный цивилизационный алармизм.

Если все предыдущие механизмы при определенных обстоятельствах, как мирный атом, можно использовать для достижения определенных целей, то все это вместе погубит «золотой миллиард» вместе с оловянными и деревянными представителями человечества.

Здесь перестарались, пережали. Человеку и так свойственен опасный уровень агрессивности, которая связана не только с необходимостью выживания, но и с удовольствием. А ее культивирование – это глобальное преступление.

Продуценты этой опасной экранной дряни, на которую с ошалевшими глазами и открытым жующим поп-корн ртом пялятся уже подготовленные фрагментацией, поляризацией и выключением из реальности зомби, сами постепенно становятся жертвами ядовитой умственной жвачки собственного производства. Их дети гибнут в школах под пулями, выпущенными  соседями по парте, под колесами машин подростков, перепутавших авто с симулятором, и под воздействием от просмотра очередного боевичка. Сами они страдают от слишком агрессивного стиля поведения конкурентов, начальства, соседей, мигрантов, представителей власти. Заигравшись в собственное всемогущество, начинают топорно и агрессивно действовать в политике, открыто декларируя, что весь мир должен быть подчинен только их интересам. Такое понятие как эмпатия – основа выживания любого вида животного мира – стало архаизмом. А между тем, это чувство является частью инстинкта самосохранения.

____ 

Похоже, что по сумме факторов, мы, действительно, подошли к опасной черте сваливания в алармический штопор. И по собственной воле.

Отдельно каждое из перечисленных явлений конечно не является «абсолютным злом». Они даже полезны с точки зрения реальных изменений среды.              

Но все вместе – остановка развития, фрагментация, поляризация сознания, булимия потребления, магическое агрессивное мышление дают мощную негативную синергию.

Причем не только на ментальном уровне (как было показано), но и на соматическом.

Ведь с большинством функций организма мозг справляется в фоновом режиме, независимо от нашей воли. Кровообращение, дыхание, пищеварение, гормональная, иммунная системы – всем этим и многим другим руководит сам мозг без участия сознания. И когда он засоряется информационным ядом, бросает основные силы на борьбу с ним, тогда нарушаются функции не только сознания, но и эти фоновые соматические функции. Мозг хуже с ними справляется или не справляется вообще. Как говорится, не ловит «блох», в том числе, и раковые клетки. Отсюда - рост заболеваемости, включая онкологию, появление новых форм патологии. Так что «разруха в голове» вредна не только для самой головы и (или) для окружающих, но и для драгоценного тела, которое может быть в порядке только с виду.

Более того, появление и резкий рост аутизма среди детей, вероятно, являются своеобразным генетическим ответом на разрушающее воздействие внешней среды на сознание. Мозг учится функционировать в условиях защитного ограничения каналов связи с агрессивным внешним миром. Так что и к этому мы сами приложили руки…         

Поэтому происходящее - не просто временная лихорадка. Ментальные изменения на уровне отдельных людей и социальных групп, государств - уже похоже на рак сознания, душевную онкологию.

Индивидуальное и коллективное «Я» действуют, все чаще, исходя из неконтролируемости разрастания собственных границ и потребностей, где понятия «Другой» с его границами и интересами, не существует. Булимия влияния и власти – явление, характерное не только для проклятых империалистов, но и, в том числе, для отечественного бизнеса. Отсутствие всякой рефлексии и философского взгляда на мир, вероятно, связано, в том числе, с ложным ощущением собственного бессмертия. «Memento mori» - всегда было вечным рецептом разумности индивидуального существования. Именно стремление к бесконечному делению, переход в режим индивидуального бессмертия ценой существования всего организма и характерно для раковых клеток. Поэтому диагноз таков.

2.               Что употреблять и делать чаще?

2.1.   В начале о самом главном – о воспитании. Перед появлением ребенка обязательно для обоих родителей - знакомиться с азами представлений об этапах развития психики и сознания, особенностях воспитания на каждом из этих этапов. Чудовищно, но этому до сих пор, хотя бы на элементарном уровне, не учат ни в школе, ни в ВУЗах (кроме специализированных, конечно). Зигмунд Фрейд для большинства остается извращенцем, «сводившим все к сексу». А ведь им сформулирована важнейшая теория развития психической энергии по каждому этапу освоения внешней среды и подключения контроля за функциями человеческого тела. Вряд ли кто-то ответит на вопросы: «а зачем природе пол (мужской и женский)» или «зачем ей мозг». А ведь эти теории есть и знать о них каждый человек просто обязан. Прежде чем учить физику необходимо знать о том, каким инструментом мы ее учим. И как это правильно делать. Прежде, чем рожать и воспитывать - не достаточно знать куда вливать молоко, и откуда и куда собирать урожай. Научить ребенка думать важнее, чем есть и ……! В результате главная функция человека – воспроизводство и воспитание себе подобных, осуществляется им в условиях пещерного сознания, первобытных представлений, в полной тьме, наобум, как «Бог на душу положит». А потом еще возмущаемся - откуда олухи, лентяи и извращенцы. Это родители, которые не имеют элементарных знаний о воспитании, олухи…. Впрочем, это отдельная тема. Хочется только поделиться одним базовым правилом. Если не хотите получить психического инвалида – не уподобляйте систему воспитания «американским горкам». Не фиксируйте психическую энергию ребенка на его неудачах. И не реагируйте чересчур маниакально на достижения. Если он не оправдал Ваших надежд, не возмущайтесь, не орите, не тычьте как котенка в помои. Старайтесь вести себя стабильно в позитивном ключе. Не бросайтесь из вселенской любви в гнев. В противном случае получите психику, состоящую из незаштопанных дырочек и нерасплетаемых узелков.             

2.2.          Любыми способами необходимо фильтровать контент информационного потока, направленного на детей. Ни в коем случае не держать включенным телевизор для фона, даже с приглушенным или выключенным звуком. Так еще хуже - зараза проникает напрямую в подсознание, минуя анализаторы восприятия. На компьютер устанавливать специальные программы, блокирующие контент «18+».

Далее рецепты для всех возрастов и ситуаций.                

2.3.          Основа душевного здоровья и чистоты разума – вера. Это не синоним религиозности. Верить - не означает обязательно принадлежать к какой-либо пастве. Тем более в крайних проявлениях борьбы за «приход» религии даже опасны. Но если для кого-то нет Бога в привычной религиозной трактовке, это не значит, что его нет вообще. Быть атеистом вредно и столько же глупо как в случае с Берлиозом из «Мастера и Маргариты», который думал, что он сам всем распоряжается. Наш мозг и отражаемый им мир гораздо сложнее, чем часть сознания, воспринимаемая как «Я». Вращение планет, появление жизни, таинства рождения и развития человека управляются не нашим «Я» и даже не более сложно организованным мозгом. Сам мозг нам дается природой без права выбора – «мне потяжелее и поизвилистее». Поэтому уровни организации выше человеческого разума безусловно есть. И в индивидуальном существовании не нужно нарушать законы верхних уровней. И лучше не терять связь с ними. Форма этой связи – Ваш выбор. Молитвы, обличенные в слова или мысли, – один из таких полезных для здоровья мозга и души способов.

2.4.          Для дефрагментации собственного жесткого диска и тренировки оперативной и долговременной памяти – необходимо употреблять сложные, длинные, и богатые смыслом цепи информации. Аналогично белкам и сложным углеводам в физической диете.

Это классические, научно-популярные или в общем виде непростые книги и фильмы, за исключением откровенно мыльных сериалов, фэнтези и ужастиков.  

2.5.          В части пропаганды - полезных продуктов нет. Здесь нужно пользоваться рецептом того же профессора Преображенского – «не читать за обедом советских газет», и от себя добавлю – антисоветских тем более. То есть в принципе не смотреть и не читать те материалы, которые трансформируют мозг в простейший электролит с двумя пластинами.

2.6.          В отношении иных противоречивых явлений - необходимо учиться выделять в них хотя бы нейтральные факторы. Выявлять причины их негативных сторон. Так как с их следствиями бесполезно бороться в формате «стенка на стенку». Использовать механизм рефлексии к аргументам как «за», так и «против», то есть находить положительные, нейтральные и негативные моменты в позициях противоборствующих сторон и на основе этого анализа учиться вырабатывать компромиссные варианты решения проблемы в том виде, в котором их видите лично Вы. Это позволит сохранить статус-кво Вашей нейронной сети. 

2.7.          Для того, чтобы именно развивать мозг, недостаточно просто сохранять способность раскладывать информацию по уже имеющимся полочкам, не сокращая их количество. Необходимо постоянно приобретать навыки в новых, ранее незнакомых для Вас сферах. При чем эти сферы могут быть не связаны непосредственно с интеллектуальной деятельностью. Это могут быть даже новые моторные навыки – игра на музыкальных инструментах, танцы, приготовление пищи, создание абстрактных цветовых композиций (нанесение краски на холст), самостоятельный ремонт в квартире или на даче, осваивание новых стилей плавания и пр. Если Вы учите своего ребенка играть на пианино – он не обязательно станет Моцартом в музыке, но его нейронная сеть будет очень хорошо развита, натренирована и готова к тому, чтобы виртуозно использовать свои способности в других сферах деятельности – от литературного и художественного творчества до инженерного дела и хирургии.

2.8.          Очень важна при этом и интеллектуальная познавательная деятельность. Для этого можно и нужно учить новые языки, читать научно-популярную литературу, не связанную с Вашей профессией, посещать мероприятия (выставки, концерты, спектакли) по тем направлениям, которые для Вас пока еще не знакомы, конечно, путешествовать по новым, пока неизвестным местам.

2.9.          Отдельное значение имеет развитие навыков, связанных с восприятием и анализом абстрактного искусства. Для развития нейронной сети головного мозга никакого значения не имеет очередной просмотр «Лебединого озера» или «Мишек в лесу». Чтобы сказать «ну прям как настоящие» ума много не требуется. Хотя эстетическое удовольствие никто не отменял - оно само по себе не развивает. Мозг развивается тогда, когда знакомится с ранее неизвестными и более сложными, чем были доселе, произведениями, явлениями, символами. Сам он (мозг) этого не любит (как мы уже говорили). Но его полезно «подстегивать» к познанию, просто оставаясь открытым для чего-то нового, даже если это что-то Вам не нравится. «Черный квадрат» Малевича вызывает хорошо известную реакцию – «да что это?! И не черный, и кривой. Я сам(а) могу намалевать такое». Но вопрос же не в этом, а в том, что послужило причиной создания такого произведения и почему оно стало столь знаменитым. Важен исторический контекст – «мы старый мир разрушим, до основанья, а затем…», который отразился в художественном творчестве, литературе, архитектуре, театре, кино. Художник создал картину – манифест. Символ разрушения «старого» искусства подражательства, простого воспроизводства и одновременно нулевой отметки, точки отсчета для создания новых направлений в искусстве. Своеобразное состояние сингулярности в искусстве перед последующим «большим взрывом» разнообразных новых течений. И чтобы развиваться, эти течения не обязательно любить - о них надо просто знать…

2.10.       В отношении новостей - если важно оставаться в курсе событий – новостные аналитические статьи профессионалов, желательно итоговые, когда улягутся спинномозговые рефлексы и возобладает мысль, собственная и критическая, чтобы быть способной что-то принять, с чем-то не согласиться, и сделать выводы. По тем вопросам, по которым Вам делать собственные выводы не интересно – не  читать новости вообще.

2.11.       Важно стараться максимально часто пользоваться собственной памятью. Не лениться запоминать что-то не в гаджете, а в голове. Когда возможно – не тянуться к калькулятору, а стараться считать в уме.

2.12.       В метро или дома отложить гаджет и взять книгу. Вместо смс, если это возможно, делать звонки или хотя бы отправлять голосовые сообщения. Иначе будут атрофироваться важные отделы речевых центров, которые напрямую связаны с образным мышлением.   

2.13.       В семейной жизни стараться извлекать максимальное количество драгоценных руд из имеющихся месторождений, не ища новые на сайтах знакомств. Включать фантазию, не замещая ее видеоизображениями. Находить новые общие интересы, менять обстановку, не расставаясь с близкими. В свободное время путешествовать, даже если это и однодневный режим. Кстати, от дачи лучше отказаться, так как эта та же бытовая рутина. Почему для дисциплины тела, диет, фитнеса силы и время находятся, а для дисциплины души их нет? Здесь нужно применять аналогичный подход – дисциплина и добровольные ограничения бурных фантазий.

2.14.       Если хочется «заглянуть в жизнь» известных личностей, придется выбрать тех, кто ведет трансляции не столько в формате «я на фоне», а сколько «фон во мне». Что я вижу и как к этому отношусь. Ведь предназначение человека – не отражаться, а отражать мир. Остальное – пена и вредная, как было показано, информационная шелуха.  

2.15.       Булимия потребления, влияния и власти неизлечима, как и раковая опухоль. Возможна паллиативная терапия. Остановитесь. Успокойтесь. Вспомните о смерти и помните о ней до ее наступления. С собой личные «Хогврадсы» и миллиарды не забрать. Память в поколениях только ими же не оставить. Но можно вложить в те символические «рождение», «дерево», «дом», которые оставят о вас добрую память. При наличии юридического образования не соглашайтесь возглавлять НИИ микрохирургии, и наоборот, даже если это будет связано с резким приумножением индивидуального капитала. Непрофессионализм вреден не только для окружающих, но и для нас самих. Это - неадекватная нагрузка на мозг и психику, если, конечно, есть рефлексия и совесть. Продолжать не буду, чтобы не вызвать подозрения в собственном душевном здоровье.

 И в заключении развернутая цитата из «Собачьего сердца» М.А. Булгакова о «разрухе в головах»:

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху! » – я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой».