Я учила английский язык много лет, однако сказать, что я на нем свободно говорю, было бы сильным преувеличением. Тем не менее я могу объясниться в поездке и даже, собрав всю волю в кулак, поговорить по-английски с иностранным партнером.

Оказывается, у меня есть повод гордиться собой: только 14% россиян могут изъясняться на каком-либо языке, помимо родного. Притом что больше половины европейцев свободно говорят как минимум на одном иностранном языке. Сейчас, когда мне срочно стало нужно улучшить свой английский и подготовить детей к сдаче IELTS, я решила узнать, что же было не так с моими и их уроками в школе? Почему дети учат язык с 6 лет и не владеют им в совершенстве?

Понятно, что спрашивать надо у авторитетного человека. Вот что мне рассказала Юля Черепанова, директор школы иностранных языков, обладатель двух дипломов (российского и британского) в области педагогики и лингвистики: «Изучение иностранного языка сильно отличается от других предметов. Чтобы научить человека общаться на языке, нужен особый подход. В отличие от химии и математики, язык связан с нашим сознанием и эмоциями. Вот, например, люди, пережившие войны и катастрофы, часто не могут обсуждать произошедшее с психотерапевтом на родном языке. Рассказ вызывает сильные чувства и заставляет заново пережить события. Удивительно, но на иностранном языке пациент может говорить о катастрофе с относительной легкостью. Каждое слово – это не только набор букв, обозначающий какой-то предмет, но еще и эмоция. В зависимости от личного опыта, у кого-то слово „змея“ вызывает отвращение и внутренний дискомфорт, у кого-то теплые мысли о походе в террариум на выходных, а у кого-то воспоминания о любимых коллегах. Мы используем родной язык дома, в школе, на работе, в отпуске – он связан с собственными переживаниями. Иностранный язык – совсем другая история. Мы пользуемся им только на уроках, а значит, и „ощущение“ языка определяется только атмосферой в классе. Какие эмоции вызывают типичные школьные уроки? Во-первых, все, что сказано учеником, может быть использовано против него – ошибки влияют на оценку, а значит, если не знаешь, как сказать, лучше промолчать. Во-вторых, оценки и тесты – главная цель изучения языка в школе. Если ребенок что-то говорит по-английски, он это делает по заданию учителя, а не ради приятной беседы с одноклассником. В итоге мозг формирует логическую связь между иностранным языком и стрессовой ситуацией. Так возникает психологический языковой барьер. Каждый раз, когда человек начинает говорить по-английски, он чувствует неуверенность и волнение, а мысль о грамматических ошибках кажется более пугающей, чем третья мировая война и эпидемия чумы вместе взятые».

В общем, я решилась, записалась и пришла. Идя на занятия, готовилась к подвигу. Оказалось, что учить английский легко и интересно. На первом уроке нам раздали карточки с картинками и попросили придумать историю. История получилась смешная и немного сумасшедшая. Потом мы смотрели и обсуждали кино. В итоге из памяти начали всплывать слова, которые, казалось, я и не знала, а фразы – строиться сами собой. Я поняла, что испытываю удовольствие от того, что могу давать развернутые ответы, что-то рассказывать о себе. Никакого внутреннего зажима, боязни ошибиться или неверно выразиться.

Юлия Черепанова: изучение языка должно приносить удовольствие.

1. Запишитесь на курсы иностранного языка – это совсем другой формат. Задача преподавателя – сделать процесс обучения не только полезным, но и увлекательным. Если вы занимаетесь в группе с людьми, которые вам интересны, а преподаватель вас мотивирует, успех гарантирован.

2. Если есть возможность, поезжайте на пару недель в Англию и поучите там английский язык. Вы поймете, что ваши ошибки не имеют значения – их никто не замечает. Чтобы общаться с людьми вокруг, необязательно знать язык, как английская королева.

3. Делайте на английском то, что вам приятно. Если вы любите читать, читайте адаптированные книги (например, Cambridge English Readers). Если вы любите музыку, запоминайте тексты любимых песен. Если вы любите общаться, приходите на разговорные клубы.

Чтобы помочь ребенку выучить английский язык, учитывайте три важных условия:

1. Обстановка в классе должна быть комфортной и дружественной. Если ребенок испытывает постоянный стресс на уроках в школе, возможно, стоит перевести его в другую группу или добиться замены преподавателя.

2. Сделайте так, чтобы ребенок использовал иностранный язык вне школы. Летние английские лагеря, компьютерные игры на английском, мультфильмы и кино без перевода, участие в детских разговорных клубах – все это поможет избежать языкового барьера в будущем.

3. Не нанимайте репетитора, чтобы улучшить школьные оценки. Наймите репетитора, чтобы он общался с ребенком на интересные темы и увлек изучением иностранного языка.

Из этой истории понятно, что каждый человек может научиться свободно говорить на иностранном языке. Многие мои друзья переживают из-за своего английского и думают, что у них нет способности к языкам. На самом деле проблема не в них, а в методах, которыми нас учили. Лучшее доказательство – 90% шведов, которые свободно говорят по-английски после школы. Население Швеции – не лингвистические гении. Они обычные люди, которых правильно учили. Оказывается, в шведских школах до шестого класса не ставят оценки, английские и американские передачи показывают без перевода, а дети общаются со сверстниками из других стран на английском языке. Российская школа по-прежнему ориентирована на ЕГЭ, контрольные работы и оценки. Главный вывод, который я для себя сделала: в случае с изучением иностранного языка удовольствие и успех – вещи взаимосвязанные.