МОЙ ВЫБОР 16:49  /  30.11.17

Эмилия Вишневская: зачем нужны фэшн-кластеры?

В прошлом известная модель, а сегодня основатель бренда нижнего белья и бизнес-кластера EMIVI Эмилия Фридман-Вишневская,…

В прошлом известная модель, а сегодня основатель бренда нижнего белья и бизнес-кластера EMIVI Эмилия Фридман-Вишневская, поделилась своими мыслями с Еврейским деловым клубом SOLOMON.help о том, зачем нужны фэшн-кластеры, и рассказала о перспективах индустрии моды и дизайна в России.

Почти во всех развитых экономиках мира модная индустрия является локомотивом экономического развития. С неё начинают свой путь молодые и талантливые дизайнеры и модельеры, работы которых часто привлекают внимание ценителей искусства и потенциальных инвесторов. Самый яркий пример – это Италия, где доходы от этой индустрии ежегодно приносят стране миллиарды евро.

К сожалению, в России до сих пор полностью не используется весь потенциал этой отрасли. К примеру, в Москве довольно неплохой уровень креативного капитала, который создаёт все предпосылки для роста индустрии моды. Почему бы его не использовать и не начать на этом зарабатывать?

Чтобы у нас что-то начало функционировать, то обязательно нужно показать успешный пример. Из-за рецессии рынок моды и дизайна сильно поменялся, и остались только самые стойкие. На моих глазах за последние годы закрылось несколько десятков организаций, и в буквальном смысле произошло переформатирование индустрии. Сильно сократился теневой сегмент рынка, и если раньше можно было открывать интернет-магазин, нигде его не регистрировать и продавать продукцию, качество которой оставляло желать лучшего, то сейчас такое уже делать намного сложнее.

Экономика продолжает восстанавливаться очень неспешно, и рынок моды, дизайна вряд ли будет таким, как раньше.  Многие люди, которые до этого считались успешными дизайнерами, остались не удел. К сожалению,  это пока ничему не учит. В индустрии до сих пор не существует долгосрочного видения, не все готовы выкладываться до конца, ну а за качество менеджмента лучше вообще умолчать. Поэтому так мало или практически нет известных имён из России.

Очень многое в нашей стране делается с прицелом на какой-то непонятный мне гигантизм. Отличительная же особенность бизнеса —это гибкость. Не существует никого более мобильного, чем молодой предприниматель, которому хочется достичь успеха и доказать, что он чего-то стоит. Бизнес-здоровье определяется исключительно наличием большого количества малых и средних предприятий. Именно в них кроется секрет конкурентоспособности, рождаются самые успешные и неординарные профессионалы и идеи.

Жёсткие условия создают новую реальность, в которой есть свои сложности и возможности. К примеру, ситуация на рынке офисной недвижимости позволяет арендовать помещение на более приемлемых условиях, чем раньше. Почему бы тогда не воспользоваться моментом? 

Необходимо, как можно больше вкладывать усилий и средств в фэшн-кластеры, создание индустрии дизайна. Когда я создавала свой фэшн-кластер, то основной целью было помочь моим арендаторам с развитием бизнеса и поиском инвесторов, предоставить юридическое и бухгалтерское сопровождение, а также PR-продвижение.

Прежде всего, я руководствовалась опытом арт-кварталов в Нью-Йорке. Фэшн-кластеры там создают полноценные районы города, которые дополняют его образ, привлекают таланты, создают рабочие места и приносят доходы в казну. На мой взгляд, подобное можно создать и в Москве. Сами посмотрите, в городе функционирует большое количество учебных заведений, которые готовят хорошие кадры для индустрии, которым потом просто негде себя применить.

В этом смысле Россия предстаёт перед моими глазами, как «непаханая целина». У нас множество талантливых людей, каждый со своим уникальным и неординарным видением, и если дать многим возможность для самореализации, то они наверняка превосходно себя проявят не только в масштабах страны, но и на международном уровне.

Оптимальный формат — это создание небольших фэшн-кластеров на базе действующих брендов одежды. Не так много требуется для их образования и из самого важного — это грамотный подбор кадров и организация пространства коворкинга.

Люди, которые работают в кластерах обязательно должны делиться своим опытом с остальными. Важно организовывать встречи с приглашением молодых и страждущих талантов, зачастую из числа студентов, поскольку у многих есть интересные и неординарные идеи, а также творческие задатки, которые необходимо раскрывать. Подобное также способствует повышению уровню квалификации и увеличивает взаимодействия с внешней средой. Кластеры также дают молодым дизайнерам возможность приобрести ценные контакты для перехода от частных коллекций к более серьёзному производству.

В Москве и в Санкт-Петербурге регулярно проходят ключевые мероприятия модной индустрии, а также всевозможные выставки легкой промышленности. Более того, во времена цифровой экономики дизайнерам достаточно вести грамотную стратегию по продвижению онлайн, чтобы привлечь внимание к своей продукции и их лишь необходимо научить, как правильно себя вести, оказать поддержку и консультацию на начальных порах, а потом они уже сами всё освоят. Важно также донести, что сейчас востребовано на рынке и может позволить занять определённую нишу и выработать более ориентированный на клиента подход.

Наконец, фэшн-кластеры значительно облегчают доступ к финансированию. Когда вокруг тебя работают несколько команд, то становится легче организовывать офлайн-мероприятия, такие как фэшн-выставки, модные показы и презентации, коктейльные вечеринки и прочее. Если мероприятия организуются совместно, то это не только увеличивает коллаборацию, но и создают «вайб», который всех вдохновляет. Сюда же легче приглашать потенциальных инвесторов, и если один человек из кластера начал с кем-то работать, и опыт был успешный, то это значительно увеличивает шансы для других вокруг него.